5. На переломе истории
Но о.Александр увидел уже не прежнюю Погорельскую волость. В Сибири с апреля 1917г начинает устанавливаться Советская власть. В октябре - декабре 1917г она установилась в большинстве районов Сибири. В январе - ноябре 1918г, так называемая, 1-я Советская власть была уже повсеместно, но она продержалась недолго. В ноябре 1918г в Сибири после военного переворота власть в Сибири взял адмирал Колчак.
В таёжных районах к северу от транссибирской магистрали под руководством большевиков действовала партизанская армия, которая вела борьбу с колчаковцами.
Первая мировая война способствовала маргинализации сельского общества, а революция – появлению в деревне людей, прошедших в окопах и тыловых гарнизонах школу политической борьбы, безбожия и готовых к сокрушению прежних устоев жизни. Начавшаяся гражданская война усилила антирелигиозные настроения в деревне. Партизаны, испытывали неприязнь к интеллигентным и авторитетным среди крестьян священнослужителям. При захвате селений они часто подвергали духовенство уничтожению, демонстративно показывали пренебрежение к православным святыням и помогали своим сторонникам в деревнях расправляться из личной неприязни с местными священниками [31].
Приходские священники, носители высокой культуры, стремились к нравственному и культурному развитию паствы. Но они находились на содержании верующих и оказались социально незащищённой категорией населения.
История сыграла злую шутку. Близкие Александра Мальцева во время Гражданской войны оказались на разных противоборствующих сторонах.
Сын Руфин Мальцев и зять Николай Осипов были офицерами армии Колчака. Они участвовали в Великом сибирском ледяном походе колчаковской армии из Омска в Иркутск, во время которого Руфин, прапорщик отдельного конного дивизиона Отдельной Добровольческой стрелковой бригады, погиб [33].
Младшая дочь, Елена, и её муж, Григорий Бобылев, были партизанами Тасеевской советской республики. Зять, Григорий Бобылев, входил в руководство партизанской армии, был членом Канского уездного Ревкома. Сын Антонин был мобилизован в Красную армию.
О.Александр был верен церковной присяге на верноподданство и не приветствовал отречение царя, был противником насилия и братоубийственной войны, его страшили ломка вековых устоев и вовлечение семьи в кровопролитную гражданскую войну.
Верховная власть Колчака не удержалась. В январе началось отступление колчаковской армии из Омска на Иркутск [34], а в феврале 1919г Колчак был смещён и расстрелян. В марте в Иркутск вошла 5-я Красная армия. С августа 1919г высшим органом власти стал Сибирский революционный комитет.
В 1919-20г. в Сибири устанавливается, так называемая, 2-я Советская власть [39]. С победой Советской власти членами первых комячеек, бывшими партизанами и милиционерами началось преследование «контрреволюционеров» – сельской интеллигенции, которое часто заканчивалось самосудом.
Катится волна раскрывания «белогвардейских» заговоров [31]. Закрываются церкви. Преследуются, подвергаются репрессиям священнослужители и их семьи. Многие священники были мученически убиты.
После октябрьского переворота и установления советской власти жизнь приходов и монастырей осложнилась, многие были закрыты. В результате уничтожения приходов, храмов, монастырей и самих священников по всей России происходит «бродяжничество» священников, церковнослужителей, монахов.
О.Александр надеялся на непрочность и скорое падение нового государственного строя, он был за прекращение насилия и братоубийственной смуты. Особую тревогу вызывали гонения на церковь и веру, закрытие храмов и монастырей, реквизиция церковных ценностей, репрессии в отношении духовенства. Но о.Александр не участвовал в политических акциях, хотя был приверженцем вековых устоев России. Он оставался проповедником христианства, православия и гуманизма.
О.Александр продолжает жить в с. Талая, но часто бывает в Канске у дочери Александры. Живя в богоборческое время у дочери, о.Александр приезжал в свой приход по праздникам и по вызову прихожан.
В 1920-21гг по Сибири катится волна крестьянских восстаний против советской власти. Крестьяне восстали против мобилизации в Красную армию и продразвёрстки, которая ос-тавляла крестьян без хлеба. В вооружённом протесте приняли участие и партизаны, вое-вавшие против белогвардейских войск и чехословацкого корпуса в 1918-1919гг.
Центром одного из таких восстаний [32] было село Зеледеево, что рядом с сёлами Талая и Погорельское. Пик восстания пришёлся на октябрь – ноябрь 1920г. Конец повстанчества – 1922-25гг. Район от Ачинска до Канска был зоной волнений и восстаний. Крестьяне отказывались выполнять продразвёрстку, прекратили отсыпку хлеба и доставку фуража и дров, отказывались от мобилизации в Красную армию, массово дезертировали из неё. Семьи дезертиров подвергались репрессиям.
Действовала повстанческая армия [31]. В ней насчитывалось до 500 штыков и 50 сабель. У повстанцев был штаб, лазарет с врачом и медсёстрами. Командный состав состоял из колчаковских офицеров. Кроме крестьян, в повстанческой армии было много дезертиров из отступавшей на Дальний Восток колчаковской армии – унтерофицеров и солдат.
Ликвидация восстаний продолжалась до марта 1921г. Мелкие отряды повстанцев ушли в тайгу и действовали до 1922г.
В Сибири и Поволжье в 1920-21гг был массовый голод. Причиной голода была продразвёрстка. Для помощи голодающим бабушка и прадед сдали в эти годы драгоценности, оставшиеся от прабабушки Надежды в фонд голодающих.
Погорельские крестьяне тоже были вовлечены в восстание против мобилизации и продразвёрстки.
Выдержка из докладной записки [31,32] Начальника политотделения Красноярского гарнизона в политотдел 5 армии Восточно-сибирского военного округа (орфографию сохранена):
"...Красноярск, 6 декабря 1920г. Вокруг ближайших к Красноярску сёл во время отступле-ния колчаковской армии произошли решительные бои за обладание Красноярском, были разгромлены колчаковцы... Было оставлено много казённого и частного имущества, которое подверглось мародёрскому разграблению со стороны крестьянства… Этим положением не могла не воспользоваться контрреволюция… Местное кулачьё и спекулятивная часть населения начали организовываться и объединились на сходах... Контрреволюция не дремала, она вила свои … сети, развивая агитацию и провокацию… Контрреволюция имела в виду Минино - Зеледеево, как ядро, с которого должен начаться взрыв... имелось в виду поднять весь край...
...Одним из следующих сёл - после Минино и Зеледеево по своей реакционности является Погорельское. Будучи на тракте и первым крупным станком …, это село по своей истории отличается особой спекулятивностью и образцовым пьянством...здесь вы не увидите на поле более или менее внушительных засевов....Зато сплошь и рядом во дворах вы увидите косилку, железные грабли ....Сельскохозяйственный инвентарь достался в результате раз-грабления вместе с колчаковцами населения Заманья после ухода оттуда паризанской ар-мии..."Хлеборобы" эти представляют из себя довольно бдагодатную почву для контррево-люционной агитации... Всякая агитация революционная здесь только раздражает людей, создавая им препятствия устроить свои делишки... Сюда тоже направлены взоры контрре-волюции, и ползут они по Енисейскому тракту, ...базируясь на кулацком элементе..."
В Погорельском у о.Александра происходит столкновение с бывшими прихожанами и представителями советской власти. Прадеда забивают до смерти. Бабушка рассказывала, что это произошло во время конфискации имущества и запасов зерна знакомых крестьян Погорелки. А прадед за этих раскулачиваемых крестьян, как истинный христианин и гуманист, заступился. И поплатился жизнью! О.Александр Мальцев – жертва Зеледеевского восстания.
У бабушки от отца остался большой серебряный наперсный крест, но он не сохранился. Бабушка обменяла его в 1943г. на продукты для беременной дочери в коммерческом магазине «Торгсин».
Не осталось ни одной фотографии прадеда. Я спрашивал бабушкиного брата, Антонина, почему не сохранили? Он ответил: «… такое время было, что приходилось скрывать своё происхождение от священника. Могли быть настолько серьёзные неприятности, что все фотографии и документы мы уничтожили. Ни фото, ни документов, указывающих на отца – священника, брата Руфина и твоего деда Николая - офицеров, не осталось ни у меня, ни у Петра, ни у Прокопия, ни у Алфея, ни у Лены, ни у твоей бабушки…» Но ведь и прабабушкиной фотографии не осталось. Много было переездов и дети Мальцевы, уезжая из Погорелки на учёбу, не возвращались уже назад. Прадед часто менял казённые дома и всё имущество, книги, фото оставил и утерял при переездах.
И всё-таки история смерти прадеда имеет для меня какую-то тайну. Бабушка рассказывала о ней неохотно и скупо. Но, может быть, ей просто было больно вспоминать.
Прошло много лет, и Погорелка «нашла меня». Неожиданно я получил письмо от учителя истории из Красноярска. Татьяна Владимировна нашла меня по Интернету, узнав, что мой прадед служил в Погорельском, и просит рассказать о прадеде. Она с учениками проводит исследование по жизни приходского духовенства и собирает для этого материал.
По просьбе учителя я отослал ей рассказ о прадеде Александре Афиногеновиче Мальцеве, священнике. В ответ пришло письмо:
"...Спасибо за информацию. Работу в архиве буду продолжать, если что найду, отправлю Вам. Дело в том, что деревня Погорелка - моя малая Родина. В этом селе с 30-х годов 20 века живёт моя бабушка, родилась мама.
Церкви в деревне уже нет. В годы Советской власти она была разрушена, но не совсем. Церковь построена в 1821г, каменная. В здании церкви в годы Советской власти находилась местная деревенская администрация. Сейчас там фельдшерский пункт.
По рассказам бабушки за церковью располагалось кладбище. Постепенно надгробия были уничтожены и теперь это поляна, на которой местные жители пасут скот. Я помню в детстве, когда играли на поляне, встречали аккуратно выложенные камни. Старшие нам строго настрого запрещали близко к ним подходить. Когда подросла, бабушка сказала, что это - могилы священнослужителей и их семей. Сейчас следов от могил не осталось никаких.
В настоящее время от былого величия д. Погорелки не осталось ничего. От местных жителей осталось только несколько старых дворов. Остальные дома - дачи. Не даёт погибнуть деревне лишь близкое расположение к Красноярску. Деревня Иркутское находится в худшем положении. Отдалённость от трассы, г. Красноярска, распад или развал колхоза сделали своё пагубное дело. Деревня Иркутское совсем погибает. Если в Погорелке ещё есть напоминание о церкви, то в Иркутском от храма ничего не осталось..."
Судьба храмов, в которых служил о.Александр, трагическая. Нет храмов в Иркутском, Погорельском. В 1930г. церковь в селе Талое разобрали и перевезли в д. Булановка и построили из неё клуб. В доме священника в Талой сейчас находится сельсовет.
А на Вологодчине сохранились Николаевская и Преображенская церкви Режского Николаевского прихода, при котором родился прадед Александр Мальцев.
Николаевскую церковь использовали под маслозавод, а в Преображенской были склад зерна и спортивный школьный зал. Величественная Преображенская церковь сейчас восстанавливается на средства жителей деревни Монастырская и потомков бывших жителей при взаимодействии с местной администрацией, управлением Вологодской епархии и священником прихода.
В церкви частично сохранилась богатая настенная роспись «деяния Христа». В 2014г началось восстановление храма, отремонтированы кровля и главный купол, вставлены окна. Летом 2016г. с торжественным богослужением на главном куполе храма установлен новый крест взамен утраченного. Как хотелось бы, чтобы и Погорельская Николаевская церковь была восстановлена.
Я в трудные минуты жизни думаю о прадеде Александре, как образце пастырского служения, необыкновенной доброты, высокой нравственности, порядочности, стойкости к жизненным невзгодам, как жертве братоубийственного противостояния.
Представляю себе разговор с прадедом. Он улыбнулся бы и сказал: "...тяжёлое было время, и о нём лучше не вспоминать, лучше молчать. А судить никто не в праве, и ты не суди. Логика поступков людей прошлых поколений недоступна нам. И чем дальше, тем труднее понимать.
Цели в Истории, как правило, благие. А способы их достижения слишком часто были чудовищными. Поэтому в гражданской войне не было героев, были только участники. И среди красных, и среди белых. Они все были жертвами, достойными уважения и сострадания. Одни боролись и погибали за светлое будущее, другие - за Веру Православную и Отечество. И те, и другие считали своим долгом убивать друг друга.
Проиграли…Проиграют все. Победители окажутся побеждёнными. Побеждённые не испытают от этого радости. Остаётся одно - покаяние...»