Алфавит значений. Глава 13

Леонид Бликштейн
1. В нескольких предшествующих главах мы на примере текстов библейских пророков Исайи и Иеремии рассматривали соотношение двух смысловых установок: нисходящей субьективной установки власти (верхнее центральное контекстное поле субьекта власти F), ориентированной на отдельное (материальные интересы, отображенные в нижней репрезентационной горизонтали CD основного квадрата контекстограммы, соединяющей контекстное поле автономной личности С и мира/рынка D) и восходящей установки понимания/служения (нижнее центральное контекстное поле Н обьектов/работников/ценностей), ориентированной на смысловые значения, отображенные верхней сигнификативной линией контекстограммы горизонталью АВ, соединяющей левое верхнее контекстное поле общих принципов А и  правое верхнее контекстное поле традиций и упорядоченных сравнительно совершенных жизненных форм В.

2. Как мы видели призывы обратиться и исправить поведение сопровождаются в этих текстах постоянными угрозами Бога разрушить и уничтожить развращенную и своекорыстную элиту вельмож, священников и (мнимых/официальных) пророков вместе со страной в целом. В плане контекстного анализа такой выбор между исправлением и разрушением отображается горизонтальной парадигмой неономики AGD с формирующими ее верхней преобразовательной (трансформаномика AGE)  и нижней разрушительной (фрагментономика GED) половинами.

3. Однако упор на неономную стратегию покаяния/преобразования под угрозой разрушения не дал ожидавшихся от него положительных результатов. Когда многократно обещанное Богом разрушение Иудеи и Иерусалима как возмездие за коррупцию, несправедливость и притеснение бедных со стороны правящей элиты (а также за рецидивы многобожия) наконец пришло в виде взятия Иерусалима вавилонскими войсками 586 г. до хр. э.)после длительной и изнурительной осады, когда голодное население начало вымирать и участились случаи каннибализма, и  десятки тысяч людей (в основном из более культурной и зажиточной части общества)были переселены в Вавилонию, это наказание оказалось настолько тяжелым, что даже благочестивая часть общества впала в безысходное отчаяние. 

4. Свидетельства этого отчаяния можно найти в книге пророка Иеремии и особенно в невыразимо мрачных и скорбных текстах маленького отдельного сочинения известного под названием Плач Иеремии (евр. Eyka), где сам пророк Иеремия, или другой неизвестный нам его современник, наглядно и детально, как полагается очевидцу, описывает творившиеся ужасы и задается мучительным вопросом об окончательном оставлении Богом своего народа. И хотя автор в заключении делает последнее усилие преодолеть отчаяние и убедить себя и своих читателей в том что возможность Божьего спасения еще не исчерпана, общий траурный тон сочинения создает впечатление, что надежды на такое спасение угасали.

5. Иными словами вместо преобразования и нравственного очищения худших элементов общества (о чем шла речь в первой главе книги Исайи и в ряде других мест) трагедия разрушения страны привела к отчаянию как раз ту часть населения, которая изначально сочувствовала таким пророкам,как Исайя и Иеремия, и  проповедовавшейся ими нравственной и социальной реформе. 

6. В связи с этим Бог, откликаясь на эти настроения, в заключительной части книги Исайи переосмысливает общую стратегию собственного подхода и переориентирует ее с сформулированной в первой главе книги Исайи антагонистической неономики AGD, предлагавшей населению жесткий выбор между социально религиозной реформой (в верхней половине неономики трансформаномике АGE) и разрушением (в нижней половине неономики фрагментономике GED), на симметрично противоположную ей и развернутую вправо к имманентной вертикали CB центральную горизонтальную этическую парадигму милосердия и сотрудничества этономику СЕВ. Упор делается теперь на сочувствие, сострадание, ободрение и утешение. Поэтому тематизируется нижняя ассоциативная линия этономики диагональ СЕ (которая таже является частью харитономики СЕD).

7. Помимо этого активируется также центральная горизонтальная линия этономики коммуникативная ось GE (соединяющая контекстное поле "своих" G и контекстное поле "чужих" Е, в котором в данный момент находится наказанный и изгнанный еврейский народ). Бог обещает собрать и вернуть его в Иудею (вектор возвращения по центральной горизонтали ЕG).

8. Верхняя линия этономики рекогнитивная/признавательная диагональ ВЕ также задействуется (тематизируется) в плане вниз направленного вектора ВЕ, совпадающего с седьмым дарительным шагом основного алгоритма идентичности (все 18 шагов этого алгоритма я подробно разобрал на многочисленных примерах в книге Свиток и Сапог).

9. Автор второй части книги Исайи подчеркивает что возвращение Израиля из изгнания является свободным даром Бога и никак не зависит от жервоприношений и умилостивительных ритуалов, отображаемых обратным вверх направленным вектором ЕВ, связанным с отвергнутой в первой главе книги Исайи парадигмой дорономики ЕВG.

21. Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою. 
22. А ты, Иаков, не взывал ко Мне; ты, Израиль, не трудился для Меня. 
23. Ты не приносил Мне агнцев твоих во всесожжение и жертвами твоими не чтил Меня. Я не заставлял тебя служить Мне хлебным приношением и не отягощал тебя фимиамом. 
24. Ты не покупал Мне благовонной трости за серебро и туком жертв твоих не насыщал Меня; но ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня. 
25. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну: (Исаия, 43: 21/25)

10. В второй части Исайи задействуется/тематизируется и следующий восьмой по счету оценочный шаг основного алгоритма идентичности, отображаемый в матрице вниз направленным вектором ЕН, расположенным на угловой супплементальной/снабжающей линии ЕН, связывающей контекстное поле "чужих" Е с контекстным полем ценностей и объектов Н в середине нижней репрезентационной горизонтали DC матрицы идентичности.

11. Активация восьмого оценочного шага ЕН обеспечивается использованием меновой, ценностной парадигмы идентичности-прециономики СЕН (от латинского pretium цена).
Бог подчеркивает, что Израиль/Иаков представляет для него большую ценность (контекстное поле ценностей Н) и потому он выкупает его из плена в обмен на другие  страны и народы, среди которых Египет и Эфиопия(имеется в виду скорее всего не территория нынешней Эфиопия, а находившееся в современном Северном Судане Нубийское царство). (Исаия 43: ;).

12. Речь идет вероятно о планировавшемся в последние годы правления Кира (царя, которого автор заключительной части книги Исайи, считает помазанником Божьим и специальным орудием Божественного провидения) завоевании Египта персами, которое и было осуществлено преемником Кира царем Камбисом.

13. Выкупленный действиями Бога, а не спасенный самостоятельной переориентацией элит на праведное поведение Израиль в 43й и 44й главе уже не называется "сыном". В результате этих действий Бога он попадает в контекстное поле Н объектов/ценностей, общее для рыночной прециономики СЕН и патриархально-авторитарной вертикальной домашней проксимономики ВСН. Израиль таким образом становится и именуется (домашним)избранным, любимым и ценимым рабом Бога (Ис. 44: 1/2)

14. Внутри проксимономики ВСН Израиль не имеет статуса автономной личности С. Контекстное поле автономной личности С здесь занято суверенной личностью Бога, который выкупил Израиля из плена куда тот попал в результате собственных грехов. Искупление таким образом здесь носит внешний, а не внутренний характер. Однако Бог надеется со временем вернуть свой народ к богосыновству. Просто путь к этому оказывается намного более сложным и длительным чем предполагалось раньше. И это будет путь внутренней культурной интенсификации или внутреннего освобождения.

15. Заметим, что положение Израиля в нижнем центральном контекстном поле обьектов/работников/ценностей Н, о котором говорилость выше содержит еще одну возможность дальнейшего развития. Контекстное поле  Н является исходной точкой гипономики НАВ. восходящей парадигмы понимания и добровольного, внутренне, а не внешне обусловленного служения Богу через постижение смысловых значений ( гипономика и есть та парадигма восходящего и ориентированного на значения понимания, о котором шла речь выше, в первом параграфе этой главы), представленных в контекстограмме верхней сигнификативной горизонталью АВ. Принцип служения и в особенности добровольного и бескорыстного служения Богу с этого времени (начало Персидской эпохи середина 6 в до хр.э.)  становится основным в иудаизме.

16. Этот принцип служения четко сформулирован уже в первой главе собрания древних раввинских изречений, трактата Авот, где со ссылкой на одного из ранних представителей фарисейского движения Антигона из Сохо предписывается: “Антигон из Сохо принял от Симеона Праведного, он говорил: “Не будьте как рабы, служащие господину за плату, но будьте как но будьте как слуги, не ждущие награды; и да будет страх Божий на вас”. И да будет на вас страх Божий.” (Авот 1:3)

17. Именно в эпоху Вавилонского плена в середине 6 в до хр. э. пророк Иезекииль от лица Бога обьявил (Иез. 36) о необходимости установить новый подход к религии, основанный на внутреннем понимании и написанный на скрижалях сердца.

22. Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли. 23. И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я — Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. 24. И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. 25. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. 26. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.27. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.28. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом. (Иезекииль 36:22-28)

18. Но такое внутреннее сердечное понимание предполагало не только служение, но и свободу и опосредующую их ответственность (о соотношении этих трех смысловых установок свободы, служения и ответственности внутри контекстной энергетики см. Главу 11).

19. Что именно здесь имелось в виду можно понять на основании других текстов этого периода, например второй части Исайи, которая, как мы увидим, во многих отношениях явилась вдохновляющим примером для проповеди Иисуса. Вместе с тем, развитие рынка и денежного обращения в эту эпоху еще сильнее выдвинуло вперед проблему подлинной интеграции власти и понимания, интересов и значений, нисходящего движения к отдельному и восходящего движения к общему, как основную проблему общественного развития.

20. Забегая вперед мы можем сказать, что одним из наиболее значительных достижений Иисуса было то, что его проект предлагал глубоко продуманное и оригинальное решение этой проблемы. Но прежде чем перейти к обсуждению этого аспекта учения Иисуса нам необходимо всерьез разобраться с соотношением власти и понимания в других исходных центрах европейской культурной традиции, а именно в Древней Греции и Древнем Риме.