Коты и кошки - 17

Анна Боднарук
     В моей жизни, вот какой случай был. Сидим мы, с моей знакомой в комнате, о чём-то своём разговариваем. На подоконнике овального вида большое блюдо, застеленное старым пуховым платком. Там, разметав лапки, как ребёнок во сне, спит себе подросший котёнок. В комнате тихо, мы в полголоса разговариваем. Нам и двух-трёх слов хватает, чтоб высказать свою мысль. Вся жизнь друг у друга на виду, какие уж тут секреты. Вдруг – звонок. К бабушке внуки нагрянули. Их трое. В прихожей шум, гам. Вошли в комнату, сели в ряд, включили телевизор… Бабушка о родителях расспрашивает, а я уже подумываю, что мне пора уходить. Котёнок проснулся, насторожённо поглядывает на гостей. Потом, спрыгнул на пол и убежал на кухню. Детишки притихли, шушукаются и на открытую кухонную дверь поглядывают. А из кухни слышно побрякивание посуды. Наверно котёнок ищет, что бы такого поесть, а его посуда на полу пуста.
     В комнате зависла тишина. Все чего-то ждут. И тут из кухни выходит на задних лапках котёнок, в метре от порога останавливается, как рассерженный мужичок – руки в боки и смотрит таким сердитым взглядом. Дескать, «Я есть пришёл, а посуда пустая. Где еда?» Стоит, сердитый взгляд переводит с одного на другого из знакомых ему домочадцев. (На меня и не взглянул). И тут ребятишек прорвало. Они до слёз хохотали, руками, ногами дрыгали. А котёнок так и стоял столбиком, руки в боки. А взгляд до того сердитый, что мне даже стало не по себе.
     Всегда мне становилось не по себе, если у ребёнка появляется на лице выражение взрослого человека, а тут… у котёнка.
     - Вот я вас сейчас по углам расставлю… бессовестные! Смешно им… Пойдём, Котя, кушать будем, пойдём мой хороший…
     Котёнок опустился на четыре лапки и послушно, вперёд хозяйки пошёл на кухню в свой угол. Детишки, хихикая, ушли в другую комнату. Я сижу, пытаюсь сообразить, что сейчас было.
     - Они специально так подстроили. Видишь ли, нравится ребятне, что Котя «человеческую стойку принимает». Это мой зять так говорит…
     - А в угол они тоже по-настоящему станут?
     - А пойдем, поглядим…
     Пошли. Заходим в спальню. Стоят рядком, лицом к шкафу, головки опустили…
     - Мы больше не будем… Мы – просто, посмеяться…
     - Пусть папа с вами разбирается, вы и в прошлый раз говорили, что больше не будете Котю обижать…
     Я шла домой, а перед глазами стояло человеческое лицо подросшего котёнка. «Неужели чувство обиды, сознание того, что так быть не должно, животное существо на какое-то время превратилось в человека?..», - подумалось мне

                ***
     Сколько раз себя за беспечность корила, а забудется и я опять в чужой дом войду, забыв спросить хозяйку: есть ли у неё в доме собака? Вот и в этот раз, вслед за хозяйкой вошла в прихожую, в комнату заглянула и… обмерла со страху. На полу здоровенная псина вытянулась, лежит себе. Сторожко на меня поглядывает. Чужая! Но… не шелохнётся. На ней, во всю длину, трёхлетний мальчишка лежит, вроде как задремал. Я, на цыпочках назад попятилась, и поспешно покинула эту квартиру. От волнения, чуть ли не на каждой ступеньке спотыкалась. Представила своих внуков с этаким четвероногим «другом» - мурашки по коже.

                ***
     В послевоенные годы, в годы моего детства, в каждом огороде сеяли хоть две-три сотки озимой ржи. Это и хлебушек, хоть и с отрубями и со всякими добавками, а всё же свой, и ещё кровельный материал для наших хат под соломенной крышей. По этой причине родители всегда наказывали детям, чтоб они не заходили на этот участок, не топтали и не подпускали скотину к зеленцам и даже птиц отгоняли с этого участка земли. И у меня, малой, первейшей задачей было – следить за огородом.
     Вот, как-то раз, посмотрела я на огород и опешила. Что за непонятный зверь по зеленцам бродит? Змея по земле ползает, а эта торчмя ходит. Далековато, а ближе мне страшно подойти. Побежала я к отцу своему и шёпотом стала ему объяснять, что там видела в огороде. Он удивлённо посмотрел на меня, перекинул самокрутку с одного угла рта в другой и решительно сказал:
     - Разберёмся! Пошли…
     Приходим. Вот она – змея в зеленцах. Отец с минутку постоял, понаблюдал. А за это время ещё две змеи появились и так шустро бегают туда-сюда. Видимо это обстоятельство рассердило мужика. И он, долго не думая, поднял с земли горсть мелких камушков и запустил их по направлению  змеиной пляски. Каково же было наше удивление, когда змеи заверещали кошачьими голосами и все трое побежали к меже. Отец сопроводил их пронзительным свистом, сплюнул и пошёл в хату. Стал маме рассказывать о чудесах в нашем огороде. Мама тоже стоит, удивляется. А бабушка остановила колесо прялки и, вздохнув, объяснила:
     - То коты и кошки мышей ловили, а ты их вспугнул… Они ж по зеленцам ходили, их – не видно, только поднятые хвосты вверху виднелись.
     - А откуда там мыши?
     - Как, откуда? Не всякое зёрнышко в рост пошло, а то ещё в земле подъедали… Коты нам хлеб спасали, а ты их распугал… Иди теперь сам мышей лови…

                ***