2. Переезд в Енисейскую губернию

Владимир Минцкер
2. Переезд в Енисейскую губернию

    В феврале 1897г. диакон Александр Афиногенович Мальцев с женой Надеждой Прокопьевной и детьми Петром, Александрой, Руфином и Прокопием прибыл в Красноярск. Семью встречал брат Надежды, Иван Прокопьевич Лысков. По прошению диакону Алек-сандру Мальцеву в январе 1897г. было предоставлено священническое место при церкви села Иркутское Красноярского округа [7].

    Переезд в Сибирь состоялся из желания получить священническое место и по совету брата прабабушки, Ивана Лыскова, который в это время служил преподавателем Красноярского Духовного училища и имел чин надворного советника [8].

    В марте Александр был принят на службу в Енисейскую епархию, рукоположен в священника, и  семья прибывает на место службы в село Иркутское Погорельской волости Красноярского уезда Енисейской губернии. Здесь в мае 1897г. родился четвёртый сын – Антонин.

    Перемещение на службу в Сибирь показывает решительный характер Александра Мальцева и его уверенность в способности к пастырской службе и содержанию семьи на новом месте. В Кадникове семья оставила собственный дом и многочисленных родственников.

    Путь Александра и Надежды (на седьмом месяце беременности) с детьми восьми, шести, четырёх и трёх лет из Кадникова в село Иркутское на гужевом транспорте и поездом с многочисленными пересадками и ночёвками в Вологде, Москве, Челябинске, Красноярске был трудным и занял около 20 дней.

    Особенностью Красноярского уезда, где предстояло служить прадеду, было наличие старожильческого и переселенческого населения [30]. В числе переселенцев были ссыльные по политическим и уголовным приговорам.

    В Красноярске и окрестных сёлах в 19-м веке отбывали ссылку: декабристы, революционеры-«петрашевцы», участники польского восстания, политические преступники. Их влияние сказывалось на формировании характера местного населения. И религиозные традиции енисейской деревни менялись под влиянием переселенцев. Степень прочности этих традиций определяла социальный и нравственный облик деревни и крестьян, которые были не столь религиозными, как крестьяне европейской России.

    Село Иркутское [35] от епархиального города и ближайшей железнодорожной станции Красноярск находилось в 45 верстах, от волостного правления в селе Погорельском в 8 верстах. Церковь в приходе была деревянная, однопрестольная, в честь Казанской иконы Божией Матери.

    Иркутский Богородице-Казанский приход состоял из села Иркутского и деревень Татарской и Шипулиной, находящихся от села в 10 верстах. В селе Иркутском имелась церковно-приходская школа. Штатный причт состоял из священника с жалованием в 590 руб. и псаломщика с жалованием в 220 руб. Это в три раза больше, чем в Вологодской епархии. Священник за преподавание Закона Божьего получал ещё 60 руб. в год.
 
    Причтовых домов было два, оба - в неудовлетворительном состоянии. Земли при церкви состояло - усадебной 3 десятины, пахотной 5 десятин, сенокосной 56 десятин.

    В 1901г случился пожар, в котором деревянная церковь сгорела. Сельский сход принял решение о постройке молитвенного дома.