Голубые просторы России и ромашковый край Марий Эл

Альбина Лисовская
(Из цикла "Несколько этюдов с выставок цветов")

        Участие в выставке «Новогодних композиций и зимнего букета» в 1986 г.
в качестве автора композиций было моим дебютом.
Раньше я была только исполнителем, готовила и выставляла срезку цветов
просто по видам и сортам. Для очередной летней выставки я не собиралась
делать никаких композиций – не было никаких идей. Все началось с вазы.
Среди множества ваз, выставленных со склада для выставки, мне бросилась
в глаза одна: керамическая, с красивым голубым рисунком, вернее,
с неброским, светлым рисунком (орнаментом) по голубому полю.
Я вытащила ее из кучи, внимательно рассмотрела и уже не выпускала
из рук: «Сделаю в ней цветочную композицию», – подумалось мгновенно.
И все, я уже загорелась. Мысли заработали сразу –
цветы должны быть голубые, лучше полевые…
И тут же вспомнилась где-то ранее прочитанная (или слышанная)
фраза – голубые просторы России…  Название композиции было найдено.

        Несколько дней я бродила по всему саду в поисках голубых растений.
Сейчас я уже не помню конкретно, что я нашла. Кажется, там был лук,
наверно листья хосты Зибольда, голубые колокольчики. Но точно помню,
что в качестве аранжировочного материала, там был кошачий клевер.
Его маленькие пушистенькие комочки светло-сиренево-розоватого тона
чудесно гармонировали с цветом и фактурой вазы. В то же время
они были олицетворением чисто русской скромной природы.

        Недаром столько сил и времени было отдано поиску нужных растений.
Букет получился на славу. Как нельзя лучше и букет,
и ваза соответствовали выражению – голубые просторы России.

        И тут стало известно о задании устроителей выставки.
Предлагалась тема для композиций – «Единство России и
Марийской республики». Именно с Россией.
Удивительное совпадение!
Ведь у меня уже готова половина композиции – голубые просторы России.

        Вторая ее половина сложилась в голове сразу: ваза золотисто – коричневого тона,
такая же керамическая и в ней полевые ромашки
в зелени папоротника, аспарагуса и ажура гипсофилы. Как озарение,
само собой возникло название: «И ромашковый край Марий Эл».
Ромашковый край – как это точно для природы республики,
с ее лесами, лугами и полянами, сплошь заросшими ромашкой.

        Итак, две вазы, два букета, объединенных уже в названии союзом «и».
Но как объединить их в натуре? Ведь нужно было показать «единство»!
И тут снова счастливое озарение – плетень!

        Вот и будет символ единства,
и символ национальных традиций того и другого народа. Плетень –
такая характерная особенность и русского, и марийского быта.
А своей протяженностью от одной вазы к другой он объединит
их в одно целое. Мастерам из цеха плетения был заказан
миниатюрный плетень.

         Композиция разместилась на невысоком столе, поверхность
которого была устлана зеленым мхом. Слева – ваза «Голубые просторы
России» с голубыми колокольчиками, справа – ваза «И ромашковый край Марий Эл»
с белыми ромашками, все, разумеется, в соответствующей аранжировке.
Между ними на переднем плане плетень. «Еще бы сюда – на плетень –
маленькие криночки»,- улыбаясь сказала Наталья Валентиновна.
Да, криночки были бы выразительным и очень уместным штрихом,
но их, к сожалению, не нашлось.

        Композиция, конечно, не осталась не отмеченной. Помню, что, как обычно,
было какое – то место. Но для меня дни необычайного вдохновения –
с того мига, как я совершенно случайно увидела голубую, поразившую
своей красотой вазу, и до момента установки двух этикеток с надписями:
на одной «Голубые просторы России», «И ромашковый край Марий Эл» -
на другой – навсегда запечатлелись в моей памяти, как время
беспредельного упоения творчеством.