Друзья юности

Ада Бабич
     Борька , ты помнишь, как я будила тебя огромным солнечным «зайцем»?
 Ты всегда просыпал, ленился встать пораньше. Я же ловила ранние лучи солнца большим зеркалом  и, через развалку между нашими домами, с третьего этажа направляла его в окно второго этажа противоположного дома, прямо в твоё спящее  лицо…
  Являясь старостой класса, ты был  в водовороте общественной, комсомольской работы. Организовывал соревнования и участвовал в них.  Любил шахматы, стрельбу из пневматического ружья.
  Я была равноправным членом во всех мероприятиях и ещё занималась волейболом ,фехтованием, выпуском школьных стенных газет (за критику в которых не раз зарабатывала синяки).
  Скажи , а как ты додумался ввалиться в мою спальню с хлопцами и, сдирая одеяло, кричать, не задумываясь о том ,что перед вами девочка:
-  Скорее одевайся, опаздываем!
-  Куда это ещё?
-  На межрайонные соревнования по стрельбе!.
-  Я-то тут причём?
-  Нас не допустят  с неполным составом!
-  Борька, а фуражка с тобой?
-  Скорее одевайся, со мной , со мной.

   Услышав галдёж, в комнату вошёл папа:
-  Парни , имейте совесть, она же девушка! Выйдите в коридор, дайте ей одеться.

    С  недоумёнными лицами парни поспешили выйти.
 Интересно, что  в этот  момент и до меня дошло :
-  Оказывается, я уже большая – д е в у ш к а.   
    Стреляла я отлично, только правый глаз подводил, он у меня вместо левого во время стрельбы закрывался.  Боря всегда выручал меня своей фуражкой. Прикрывал левый глаз, чтобы смотрела правым в мишень и прорезь с мушкой на ружье.
  На позицию вышло пять девчат из разных школ.
Когда судьи осмотрели мою мишень, то вместо пяти попаданий в яблочко нашли семь и ещё много попавших в  «молоко» .
   Почему-то девочки приняли мою мишень - за свою.
Раз  мишень моя, то и лучший результат - мой! На тех соревнованиях наша  восемнадцатая школа заняла первое место.
  Один раз нашу шахматную команду также не хотели допустить к первенству между школами города без девочки.
  Шахматами я не интересовалась. Фигура коня, своим правдивым изображением,  мне нравилась , не то что там тупоголовый царь со своей свитой. "Конский" ход буквой  «Г» только и знала.
 
    Затащили мальчишки меня в первую школу,  втолкнули в зал,  где уже шла жеребъёвка. Я отчаянно боролась с друзьями. Борис  веско произнёс:
   
  -За школу пострадать не хочешь?
 
  Пришлось, с мурашками в теле, «страдать» за восемнадцатую школу!
 Мне повезло. Первый ход  был  мой!
    Беспомощная, чувствуя , как я буду позорить наш коллектив, собрав остатки решимости - пошла конём…. И с замиранием сердца ждала ответного хода…

   Моя соперница из первой школы долго собиралась с силами и неожиданно поднялась со словами:
 
-   Я сдаюсь.

 Что тут было!  Наша шахматная команда заняла первое место в районе!
 
  Боря  мне нравился тем, что, как и я – плохо писал сочинения. Очень  любил математику, физику.  Все в классе знали, что он обожал  отличницу - Верочку Глебову.  Девочка об этом не догадывалась.  Мы любили её. Росла она ,как и Борис , без отца. Война многих оставила сиротами.
  Была большой помощницей для своей мамы. Школьные задания выполняла на переменках  .Мы все старались не мешать ей. Выходили в коридор и уж там  отрывались.
  Дома её ждали младший братишка и больные, не ходячие, дедушка с бабушкой.  Уход за ними, приготовление пищи,  много ручной стирки. Не до уроков…(  Её мама работала заведующей в поликлинике).
     К выпускному школьному балу Мама сшила, из понравившейся мне ткани,  красивейшее платье. Капрон был писком моды, девочки побогаче -  шили из него выпускные платья. Меня устраивал  тоненький,   голубенький, лёгкий хлопчатобумажный муар, купленный в уценёнке.
   
 Соседка вздыхала , сочувствовала маме. Уговаривала занять у неё денег и нарядить  девчонку.
- Один раз в жизни выпускной! Пусть вечер хорошо запомнится!
 Моё платье с рукавами «фонарик» идеально сидело на мне. Маленький букетик из фиалок украшал вырез платья.
   Любимая классная руководительница- Любовь Герасимовна , увидев меня всю в голубом, сказала :
- Адочка, да ты  лучше всех. Умница, что косу оставила.
 
   Мне так захотелось, что бы ты - Боря, увидел меня.
 
  Боря появился в конце  вечера в новом сером костюме и в доску пьяный.  Покачиваясь, глупо улыбаясь , подошёл ко мне:

  -Адка, слушай , я у дядьки был. Он первак  гнал и  сказал, что я теперь взрослый и мне можно…
   
   Вот тут я очень серьёзно задумалась… И , наверно, повзрослела.

  Борю  осенью забирали служить в армию.  Мы с ребятами обсуждали, какие войска лучше.  Уже совсем за полночь стали расходиться по домам. Спросила тебя:
    -Нам писать будешь?
    -Ну, может быть, напишу ребятам… - протянул ты.
Всякие мои иллюзии сразу, сами собой, отпали. Времени для писем у тебя не будет.
   Среди моих товарищей поведением и  умом выделялся Анатолий.  Я и мечтать не могла, что он когда-нибудь серьёзно обратит на меня внимание.  Обратил.
 С Сашей Ковалёвым, после танцев, стал провожать домой нас с подружкой.
    Считая себя взрослыми, ребята курили папиросы.  Один раз заметив, как я перехожу на другую сторону, не вынося дыма,   Анатолий швырнул в кусты  папиросную коробку и с тех пор никогда не курил.
  Весной я его провожала в армию. Уходя - спросил:

  - Рыжик, ждать меня будешь?  Станешь на письма отвечать? Каждый день отправлять их буду.
   - Буду…
   
 Ждала три с половиной года своего солдата. За это время окончила техникум.  После окончания техникума меня направили в Братск. Со мной уезжал переполненный письмами чемоданчик.
   
   Борис, ты вернулся из армии, когда я сдавала государственные экзамены. Мы столкнулись с тобой на улице.  Я первая поздоровалась и прошла не останавливаясь. Повернувшись мне вослед, с удивлением в голосе спросил:

   -Адка- это ты, что ли? Прости,  не признал сразу. Как ты изменилась!
 
 Стал часто  приходить  к нам домой, много беседовал с мамой , которая  посоветовала  сразу сдать документы в институт, используя льготу после армии. Один раз помог мне разобраться с асинхронным двигателем, который попался затем на экзамене.
Спросила его о Вере Глебовой:

 -Ты наверняка в курсе, куда она делась ?
В ответ рассказал, что, по случаю, сумел заехать к ней в г.Горький  ,она на химфаке в Университете училась.
Открывает  дверь – на руках малышка, а за столом её муж… Познакомился с хорошим парнем … Всё…
- Ада , я просил у тебя фотокарточку, помнишь письмо присылал?

 - Разве могу такое забыть? Я на отправленное письмо с фотокарточкой получила странное,  смешное письмо, написанное всей ротой. Они, наперебой рассматривая мою фотокарточку, дурачились, забавлялись, не к месту вставляя французские фразы, перемешанные с колхозным юмором. По очереди ,смешно, отвешивали комплименты.   Мы с подружками ,подражая  им, разными почерками написали в  ответ письмо  в столь же дурацкой форме. Ребятам понравились сообразительные девчата . В следующем письме уже предлагали дружить коллективами и переписываться.
 
  - Знаешь , что произошло? Мне,  как секретарю комсомольской организации  части, приходилось часто переезжать. Ехал с солдатами, которые выходили раньше. Они перепутали  вещмешки.
 
   - Я же посчитала , что ты решил просто повеселить ребят. Отдал фотографию на посмешище. Больше от тебя писем не было.
   
   
Уехала по распределению в новый,  строящийся  Братск. Повода вспоминать  Борю не было.  Но иногда снились сны,  где  он рассказывал о том, что у него происходило.
    После этого звоню маме - прошу  узнать, а правда ли ,что у Бори уже вторая дочка родилась? Что стал много выпивать? Жена - учительница младших классов и пьющая? После получки,  вместе с тестем,  ящиками вино закупают? 
   Мама  перестала удивляться,  когда всё, услышанное в моих снах, совпало.
 Двадцать три года, как не стало мамы, она меня всегда поддерживала, помогала.  Только ей обязана получением высшего образования .  Царство небесное и вечная память, Родная, ни с кем не сравненная - моя  Мамочка!
   
   Сны давно не снятся. Ночные мысли бродят, спать не дают.
Вот и сегодня  вкралась подлая мысль : " а жив ли ты? Борис Кущев?"
Анатолий тридцать лет, как «часовым» недалеко от берега Балтийского моря лежит…
Грустно. 
 - Борька, где ты сейчас? Дедом успел стать?   Побереги здоровье, мы ещё правнукам  пригодимся…  Надеюсь, что жив! 

 Посмотри в окно – тучи  расходятся!