Часть вторая.
Глава 15.
1. В этой части книги мы займемся осмыслением соотношения власти и понимания, интересов и значений в общественной жизни и культуре Древней Греции. Поскольку это не историческая, а философская работа, моей задачей будет не столько описание деталей исторического развития во всем его разнообразии, сколько выяснение общих тенденций и ключевых аспектов этого соотношения. Это должно обогатить наше понимание динамики смысловых установок, как типов смысловых взаимоотношений, лежащих в основе рыночной, властной и захватной субьективной ( центральное верхнее контекстное поле субьекта власти F и связанные с ним нисходящие парадигмы, прежде всего такие как эгономика CFD, хрематономика CFH, архономика FDH, демонстраномика FED, параномика BFD и конструктономика FGC, о которых шла речь в первой части книги) модели идентичности с одной стороны и в основе альтернативной ей сюнетивной, т.е. созерцательно понятийной, трудовой и кооперативной (центральное контекстное поле обьектов/работников/ценностей Н и связанные с ним восходящие парадигмы, такие как гипономика АНВ, тимономика НBG, респектономика НАЕ, проксимономика НВС и аллономика HAD) модели идентичности с другой.
2. Противопоставление между этими двумя альтернативными типами идентичности, которое мы наблюдали у библейских пророков 8 века до хр. э., таких как Исайя, Осия и Амос, легко прослеживается и у их современника древнегреческого крестьянина и поэта Гесиода (вторая половина 8 века до хр.э. ) в его поэме Труды и Дни.
3. Также как Исайя Гесиод считает, что за несправедливость и притеснения которым подвергают бедняков правители и аристократия весь город государство (полис) может постичь божественное наказание.
240] Целому городу часто в ответе бывать приходилось
За человека, который грешит и творит беззаконье.
Беды великие сводит им с неба владыка Кронион:
Голод совместно с чумой. Исчезают со света народы.
Женщины больше детей не рожают, и гибнут дома их
Предначертаньем владыки богов, олимпийского Зевса.
Или же губит у них он обильное войско, иль рушит
Стены у города, либо им в море суда потопляет.
Сами, цари, поразмыслите вы о возмездии этом.
Близко, повсюду меж нас, пребывают бессмертные боги
[250] И наблюдают за теми людьми, кто своим кривосудьем,
Кару презревши богов, разоренье друг другу приносит.
Посланы Зевсом на землю-кормилицу три мириады
Стражей бессмертных. Людей земнородных они охраняют,
Правых и злых человеческих дел соглядатаи, бродят
По миру всюду они, облеченные мглою туманной.
Есть еще дева великая Дике, рожденная Зевсом,
Славная, чтимая всеми богами, жильцами Олимпа.
Если неправым деяньем ее оскорбят и обидят,
Подле родителя-Зевса немедля садится богиня
[260] И о неправде людской сообщает ему. И страдает
Целый народ за нечестье царей, злоумышленно правду
Неправосудьем своим от прямого пути отклонивших.
И берегитесь, цари-дароядцы, чтоб так не случилось!
Правду блюдите в решеньях и думать забудьте о кривде.
Зло на себя замышляет, кто зло на другого замыслил.
Злее всего от дурного совета советчик страдает.
Зевсово око все видит и всякую вещь примечает;
Хочет владыка, глядит, - и от взоров не скроется зорких,
Как правосудье блюдется внутри государства любого.
3. Повсеместность насилия и несправедливости и связанный с ними общественный успех вызывает у Гесиода не только негодование, но и горькие сомнения в уместности справедливого поведения при таких обстоятельствах. И все же он не сомневается, что в конечном счете преступников ожидает божественное воздаяние и крах. Ведь не насилие, а справедливость это основа человеческого общества в отличие от животных. Потому нужно не только соблюдать справедливость (верхнее левое контекстное поле А общих принципов истины и справедливости)и давать правдивые показания на суде, но и усердно работать над собой, чтобы достичь добродетели, как совершенства конкретных жизненных форм (верхнее правое контекстное поле В конкретных жизненных форм и полувертикальная дифференциальная диагональ НВ, связывающая это поле с нижним центральным контекстным полем работников/ценностей Н).
[270] Нынче ж и сам справедливым я быть меж людей не желал бы,
Да заказал бы и сыну; ну, как же тут быть справедливым,
Если чем кто неправее, тем легче управу находит?
Верю, однако, что Зевс не всегда же терпеть это будет.
Перс! Хорошенько запомни душою внимательной вот что:
Слушайся голоса правды и думать забудь о насилье.
Ибо такой для людей установлен закон Громовержцем:
Звери, крылатые птицы и рыбы, пощады не зная,
Пусть поедают друг друга: сердца их не ведают правды.
Людям же правду Кронид даровал - высочайшее благо.
[280] Если кто, истину зная, правдиво дает показанья,
Счастье тому посылает Кронион широкоглядящий.
Кто ж в показаньях с намереньем лжет и неправо клянется,
Тот, справедливость разя, самого себя ранит жестоко.
Жалким, ничтожным у мужа такого бывает потомство;
А доброклятвенный муж и потомков оставит хороших.
С доброю целью тебе говорю я, о Перс безрассудный!
Зла натворить сколько хочешь - весьма немудреное дело.
Путь не тяжелый ко злу, обитает оно недалеко.
Но добродетель от нас отделили бессмертные боги
[290] Тягостным потом: крута, высока и длинна к ней дорога,
И трудновата вначале. Но если достигнешь вершины,
Легкой и ровною станет дорога, тяжелая прежде.
Тот - наилучший меж всеми, кто всякое дело способен
Сам обсудить и заране предвидит, что выйдет из дела.
Чести достоин и тот, кто хорошим советам внимает.
Кто же не смыслит и сам ничего и чужого совета
К сердцу не хочет принять, - совсем человек бесполезный.
Помни всегда о завете моем и усердно работай,
Перс, о потомок богов, чтобы голод тебя ненавидел,
4. Из этого отрывка ясно, что именно труд, как физический труд земледельца и как внутреннее трудовое усилие по самовоспитанию в сочетании с пониманием, т.е. постижением значений в процессе сюнетивной совместности обсуждения и совета (значения в отличие от интересов обладают значительным межчеловеческим потенциалом, т.е. скорее соединяют, чем разделяют) согласно Гесиоду отличает хорошего человека от насильника и властного паразита. Таким образом та модель идентичности, которую Гесиод предлагает в качестве образца поведения своему нерадивому брату Персу это фактически гипономика НАВ, о которой говорилось выше. Именно она опирается на центральное нижнее контекстное поле обьектов/работников/ценностей Н и включает в себя справедливость А и добродетель/доблесть (arete) В.
5. Но труд в эту эпоху уже включал мореплавание и торговлю (Гесиод ясно понимает их необходимость несмотря на свои опасения) и следовательно в конечном счете вел предприимчивых крестьян к растущему благосостоянию. Покупая себе доспехи и вливаясь в основную силу города государства военное ополчение (с 7 века до хр.э. с появлением новой военной тактики в фалангу гоплитов) они теперь набирали политический вес. Из беспомощных жертв аристократии они становились народом (демос), который к середине 7 века был готов оспаривать у аристократии бразды правления полисом.