Павел Сухой и Андрей Туполев

Всеволод Новопашин
Андрей Туполев был руководителем дипломного проекта Сухого в ЦАГИ. Диплом Павел защитил успешно, и Туполев пригласил молодого специалиста к себе на работу.

Молодой инженер в 1932 году руководил отделом, который разрабатывал истребители и "рекордные" самолеты – машины, которые обладали недостижимыми прежде техническими характеристиками. Сухой в своей работе никогда не шел проторенными путями, искал новаторские решения. Его первая же самостоятельная конструкторская работа – скоростной истребитель И-14. Самолет был просто напичкан техническими новинками, машина получилась удачной. Это был прототип самолётов И15 и И16 - самолёта Поликарпова, который состоял на вооружении ВВС. (1) Отличием самолётов серии И от самолётов Поликарпова было в том, что они являлись монопланами. Двухкрылые самолёты имели лучшие параметры при разбеге и посадке, но они не могли развивать скорости, близкие к 360 км/час.

Стиль Сухого - создание самолётов с совершенно новыми характеристиками сопутствовал созданию всех его самолётов. Как и Сухой, так и итальянский авиационный инженер Роберто Бартини, который предвосхищал многие идеи в авиастроении,  были гениальными авиаконструкторами, которых сдерживал Туполев. Истребитель Р - 114, который разрабатывал Бартини в СССР в 1940 году, находясь в тюремной "шарашке" планировался для  скорости - два Маха ( более 2200 тысяч километров в час). Бартини как авиаконструктора  продвигал Тухачевский, и Бартини могли расстрелять вслед за красным маршалом. Идеи Бартини были воплощены Туполевым в Ту-4,  Ту-144, Ту-22, Ту-160. Профиль самолёта Миг-21 Бартини рисовал ещё в 1942 году. Геометрия различных видов крыльев, которые  предлагал Бартини, ещё будет удивлять весь мир.

Самолёты Бартини превосходили самолёты Туполева, именно советские бомбардировщики Бартини бомбили Берлин.    

Коллектив Сухого создал одномоторный АНТ-25, в котором удалось добиться оптимального соотношения аэродинамических характеристик и веса. В сентябре 1934 года экипаж АНТ-25 преодолел  12 411 километров за 75 часов. Через два года  Валерий Чкалов пролетел без посадки почти 10 тысяч километров – от Москвы до Дальнего Востока. Через год экипаж под руководством Чкалова, стартовав в Москве, впервые в истории авиации пролетел через Северный полюс и совершил посадку в американском Портленде. Труды Сухого оценили, но все говорили о "проекте Туполева-Сухого". Павел все еще оставался в тени своего учителя, который имел огромное влияние и авторитет в руководстве СССР.

И все же Павел получил собственное конструкторское бюро. Его КБ выиграло конкурс на разработку многоцелевого самолета. На Харьковском заводе был создан И-135 (с декабря 1940 г. — Су-1)  25 мая 1940 года, второй, получивший обозначение Су-3 — в 1941 году (испытания не проходил).Первая машина, от начала до конца разработанная Павлом – самолет Су-2. Потом была Вторая мировая война. Эвакуированное КБ Сухого скиталось по разным городам, на каждом месте все приходилось начинать заново. Это было нелегко. Тем не менее, штурмовики Су-2 и Су-6, по достоинству оцененные советскими летчиками, сражались с фашистами на фронтах Великой Отечественной. Вскоре КБ вернули в Москву.

После войны в авиации настала новая эра. Реактивная техника была принципиально другой, иными были и режимы полета. Вскоре был готов первый перспективный самолет. Хотя КБ с энтузиазмом работало над разными вариантами машины, в 1946 году был создан самолёт Су-9, но  неожиданно тему закрыли, а потом ликвидировали само конструкторское бюро Сухого. На вооружение был поставлен самолёт Су-7. В июне 1948 года самолёт Су-9 был списан. Здесь была и роль учителя, и руководства СССР.  Костяк коллектива Сухого отправляют под начало шефа - Андрея Туполева. И тот поручает Сухому  такие задачи, как кураторство серийного выпуска уже готового самолета Ту-14. Однако в 1949 году были успешно проведены испытания Су-12 ( 2 ) .

Самолёты разведчики США стали летать у границ СССР, и тогда срочно потребовался  перехватчик, способный пресечь полет как разведчика, так и бомбардировщика с атомным оружием на борту. Тогда и  вспомнили, что машинами такого назначения занимался Сухой.

7 сентября 1955-го года на взлетную полосу подмосковного аэродрома выкатили самолет С-1. Пилоту предстояло сделать так называемый "подлет" – то есть оторвать машину от земли и тут же сесть обратно на полосу. Но машина резко оторвалась от земли и пошла вверх. Для посадки длины полосы уже не хватало. В итоге, вместо запланированного "подлета" получился настоящий полет. Но машина произвела такое впечатление на комиссию, что пилота ругать не стали: более того, поблагодарили и премировали.

Один из лучших самолётов мира Су-15 был испытан весной 1962 года. А середина 60-х годов прошлого века для авиации отметилась гонкой за скоростью. Лидировали тогда американцы: две их разработки – стратегический разведчик и экспериментальный бомбардировщик – больше 3 тысяч километров в час. Проект под названием "Валькирия" вскоре был закрыт по причине сумасшедшей по тем временам дороговизны (успели потратить почти полтора миллиарда долларов), и технической сложности. Кроме того, в СССР появились зенитные ракетные комплексы С-75, которые сводили на нет американское преимущество в скорости. Вашингтон от проекта отказался, а в Советском Союзе "Валькирией" заинтересовались.


Работа над "сверхзвуком" в СССР окружена легендами. Руководитель СССР Никита Сергеевич Хрущев делал ставку на межконтинентальные ракеты. Но прямо выступить против авторитета Андрея Туполева, в ОКБ которого шла разработка ударной авиационной системы Ту-135, он не стал . Хрущев предложил фирмам Туполева, Павла Сухого и Александра Яковлева задание на разработку сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца для уничтожения авианосцев. А затем на научно-техническом совете проекты Туполева и Яковлева завалили, хотя работа Яковлева по созданию истребителя вертикального взлёта и посадки была очень важной.  Выбрали Т-4 Сухого – видимо, надеясь, что в КБ, специализирующемся на истребителях и штурмовиках, тема заглохнет. На последнем заседании совета Туполев заявил: "Сухой – мой ученик. Я его знаю – он с темой не справится". На что Павел ответил: "Именно потому, что я Ваш ученик, я с ней справлюсь".

Шифр "Т-4" явно не упоминался, в  обиходе было  название "изделие 100", или просто "сотка". Весь процесс проектирования и производства опытных машин занял почти девять лет. Впервые в советском авиастроении решалось столько новых проблем – коэффициент новизны был близок к 100%. Специально для "сотки" создавались новые жаропрочные сплавы, резина, пластики и даже топливо.

В 60-е годы в ОКБ Сухого уже был создан фронтовой бомбардировщик Су-24 с крылом изменяемой стреловидности.  Первый полет на этом самолете был выполнен 17 января 1970 года. Государственные испытания опытного самолета проводились с января 1970 года и длились по июль 1974 года. Самолёт был принят на вооружение только в  феврале 1975 года, при жизни великого конструктора. 

Серийный выпуск Су-17 начался в 1969 году, продолжалась работа над другими моделями. Однако Туполев не признавал поражения, он имел доступ к руководству СССР, и  министр авиационной промышленности СССР прямо сказал Сухому: "Мавр сделал свое дело, мавр может уходить. Эту тему мы передадим Туполеву". Звонил и сам Андрей: "Павел, это не твоя тема". Но Сухой не отступал. 22 августа 1972 "сотка" отправилась в первый полет. По воспоминаниям пилота, стотонная махина пилотировалась столь же легко, как и истребитель. Через год Т-4 перешел звуковой барьер. А дальше – никто даже не понял, как все произошло. Второй экземпляр самолета был уже готов к полету, готовился третий. И тут, ничего никому не объясняя, разрезали автогеном второй и третий самолеты. Первый экземпляр поднялся в воздух еще один раз – 22 января 1974 года. Позже конструкторам все же объяснили:  устарел ваш самолет. А его задачи может решать менее сложная и дорогая машина – Ту-22М. Правда, Туполеву, чтобы довести свой самолет до ума, понадобилось еще семь лет. На самом же деле, у Сухого лучше получались истребители, а у Туполева - бомбардировщики. Сухой, конечно, тоже не сидел сложа руки. Он понимал: дело может обернуться иначе, будь у "сухих" предприятие для проведения расширенных государственных испытаний. Базовый для бюро машиностроительный завод в Подмосковье такого бы просто не потянул. И тогда – по легенде – Сухой решил заполучить для работы над "соткой" Казанский авиационный завод. Уже было готово постановление о подготовке предприятия к сборке партии Т-4. Но тут Туполев, понимая, что может потерять свой главный серийный завод, сделал все, чтобы не пустить на предприятие Сухого. Он нашел понимание у кураторов из Центрального Комитета Коммунистической партии – и дело заглохло. С тех пор за Туполевым закрепилась слава "губителя прорывных проектов".

Миг - 31, следующая модель за Миг - 25, был способен подниматься в стратосферу, километров, был создан в 1975 году, и сейчас новые модели Миг способны бороться со спутниками. Тогда же начались заводские испытания самолёта Су-22.

Технология самолёта Як - 141 был фактически продана американской фирме "Локхид" - этот самолёт мог садиться и взлетать с авианосцев без разбега. Американский самолёт F35B верикального взлёта и посадки  - плод совместной работы КБ Яковлева и "Lockheed Martin Corporation". 

Андрей Туполев своим авторитетом нанёс большой ущерб строительству советских истребителей, всё же его дело - бомбардировщики, и его проект Т -160 и сейчас актуален. Он до самой своей смерти мешал Павлу Сухому, а его дело продолжал его сын Алексей. После смерти Андрея Николаевича произошла авария Ту - 144 под Парижем, а в 1978 году после аварии Ту - 144м, содержащего изрядное количество  технических недостатков,  проект сверхзвуковой авиации в СССР был закрыт.

Первый полёт самолёта 4 поколения - Су-27 состоялся в 1977 году. В 1982 году Су-27 начали поступать в части, с 1985 года началась их эксплуатация. Су-27 является одним из основных самолётов ВВС России, его модификации состоят на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае. На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-27М, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34.

Дозвуковой бронированный штурмовик Су-25Т совершил первый полёт 17 августа 1984 года. Серийное производство началось в 1990 году на Тбилисском авиазаводе (?).

Андрей Николаевич Туполев ( 29 октября 1888 — 23 декабря 1972).

Алексей Андреевич Туполев (20 мая 1925  — 12 мая 2001 )

Павел Осипович Сухой (10 июля 1895 — 15 сентября 1975)


...............

(1)
И - 14
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/
aviamuseum/
aviatsiya/
sssr/
istrebiteli-2/
1920-e-1930-e-gody/
istrebitel-i-14-ant-31/


(2)
Су-2, Су-12
http://www.airwar.ru/
enc/
spy/
su12.html

(3)
Су-15
http://aviation21.ru/
su-15-samyj-massovyj-i-istrebitel-perexvatchik-sssr/

(4)
Су-17
http://wartools.ru/
vvs-russia/
su-17-fitter

(5)
Су-22
http://avia.pro/
blog/
suhoy-su-22-istrebitel-bombardirovshchik

(6)
Су-24
https://ria.ru/
spravka/
20171010/
1506536207.html

(7)
Новейшие истребители - бомбардировщики Су
https://vk.com/su27club

(8)
Развитие двигателей Су - конструктора А.М. Люльки
https://youtu.be/5hNOI14XqCY