Переживание. Чувство. Отношение. Эмпатия

Корень Владимир
ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.
 
Часть III. Природная душа (Anima).

Глава 2. Переживание -> Чувство -> Отношение -> Эмпатия.

Кое-какие намётки к этой схеме сделаны в предыдущей главе. Читавшие её, скорей всего, уже тогда нарисовали её на своём "мысленном холсте". Сейчас можно убедиться в соответствии своего рисунка данной схеме.

Коротко говоря, переживание - это чувственно-эмоциональная жизнь субъекта в данном отрезке текущего опыта. Через переживание происходит переход ситуативного и кратковременного чувствования в надситуативное и долговременное чувство. Если, конечно, ситуация повторяется несколько раз и вызывает сходные чувствования и эмоции. При повторении ситуации то, что чувствует в ней субъект, закрепляется в чувственно-эмоциональной памяти в виде относительно стабильного чувства. Относительно стабильного потому, что не абсолютно стабильного. Чувства тоже меняются со временем, только не так быстро, как чувствования, возникающие и исчезающие в какой-либо проходной ситуации, являющейся единичной и редкой (случайной).

Наверное, следует напомнить, что чувствование надстраивается над ощущением. Субъект в какой-либо ситуации что-то ощущает - у него появляется ощущение. Субъект что-то чувствует по поводу своего ощущения - у него появляется чувствование. Например, от ощущения сладкого на языке человек чувствует наслаждение, но, переев сладкого, чувствует приторность и отвращение.

Что-то чувствовать в конкретной ситуации - одно, а иметь в себе чувство, т.е. продолжать это чувствовать на протяжении долгого времени, находясь уже вне этой ситуации, - другое. Одно и другое связаны между собой и переходят друг в друга. Например, сын иногда выводит из душевного равновесия и огорчает любящую его мать своими поступками, но она продолжает чувствовать к нему любовь. Однако, если обиды и оскорбления с его стороны становятся частыми и даже постоянными, то мать устаёт испытывать к нему позитивное чувство, т.е., любовь, и позитивное чувство меняется на негативное, т.е. ненависть.

Если старинное слово "чувствование" академические психологи заменили новомодным словосочетанием "эмоциональный тон ощущения", то логично заменить старое слово "чувство" новым - "эмоциональный тон впечатлений". Что, собственно, и предложил Е.П.Ильин в своей книге "Эмоции и чувства". Только он под этим словосочетанием не имел в виду именно чувство, поскольку чувство он отождествил с отношением. Такое отождествление весьма сомнительно, потому что чувство является психосенсорной стороной переживания, а отношение - психомоторной его стороной. Между чувством и отношением такая же разница, как между впечатлением и представлением.

Цитировать высказывания Е.П.Ильина по поводу эмоционального тона впечатлений и чувств, обнаруживая в них противоречия, не буду, ибо это долго. Лучше сопоставлю вторые уровни трёх разных психосфер индивида: природного тела (соматопсихики), природного духа и природной души, и сделаю кое-какие выводы.

Душа: Переживание ->  Чувство    ->   Отношение   -> Вчувствование
Дух:         Образ    ->  Впечатление -> Представление ->   Внимание
Тело:        Опыт     ->      Память     ->    Установка      ->    Интерес

Первый столбик уже обсуждался в предыдущей главе. Соответствие понятий во втором столбике вроде бы должно быть понятно. Можно сказать, что чувство есть постоянно или периодически переживаемое чувственно-эмоциональное сопровождение (окраска) впечатлений, хранимых в образной памяти. Воспроизведение впечатления в виде представления вызывает и соответствующее чувству отношение субъекта к объекту (предмету), участвовавшего в формировании этого чувства.

Понятие "отношение" многозначно. Оно включает в себя и такие понятия, как "связь", "взаимосвязь", "зависимость/независимость", и прочее. Математик мыслит отношение в виде разных сочетаний кругов Эйлера или в виде формул с числами, если речь идёт о количественных отношениях.

Психолог же видит в отношении субъекта к какому-либо объекту или другому субъекту прежде всего эмоциональную установку, ориентацию, позицию, диспозицию или предиспозицию - готовность к той или иной эмоциональной реакции в адрес ожидаемого появления в определённых условиях того или иного предмета (объекта или другого субъекта).

Другими словами, в субъекте (животном или человеке) за представлением о каком-нибудь конкретном предмете закрепляется та или иная программа эмоционального реагирования на этот предмет. Поэтому под отношением ещё имеют в виду эмоциональный динамический стереотип, который во многом определяет эмоцию субъекта на возникающую ситуацию и находящиеся в ней предметы. Во многом, потому что не во всём, ведь ситуации бывают достаточно новые по сравнению с теми, в которые попадал субъект. И если динамический стереотип стал уже нединамическим, т.е., жёстким, и даже чрезмерно жёстким, закосневшим, то у субъекта с таким стереотипом многие новые для него ситуации будут вызывать неадекватное эмоциональное реагирование по образцу тех реакций, которые уже были в опыте субъекта.

Для адекватного эмоционального реагирования нужна умеренно жёсткая и одновременно умеренно пластичная эмоциональная установка. При чрезмерной жёсткости установки её обладатель становится непримиримым и яростным фанатиком чего-либо, стремящимся утвердить свою позицию за счёт разрушения позиции другого и даже уничтожения носителей другой позиции. При чрезмерно пластичной установки она становится рыхлой наподобие песочного замка на морском берегу. Набегающая волна или достаточно сильное дуновение ветра, разрушает его. Человек с рыхлой эмоциональной установкой - всё равно что флюгер - поворачивается в ту сторону, куда дует. Если это касается мнений, то это феномен конформизма. Если это касается политической позиции, то это феномен низкопробного приспособленчества и предательства, так называемого "переобувания на лету". 

В гармоничном переживании отношение соответствует своему источнику - чувству. Но иногда ситуация требует скрывать истинное чувство под маской ложного отношения к происходящему. Это когда житель завоёванной врагом территории представлялся лояльным к врагу, притворяясь предателем своей родины. Или когда советские разведчики внедрялись на территорию фашисткой Германии, притворившись истинными арийцами, действуя во вражьем тылу.

Здесь происходит как бы раздвоение отношения на истинное и демонстрируемое врагу. Это актёрство, актёрская игра, двуличие, оправдываемое необходимостью скрытого противодействия захватчику. Но и в мирной жизни есть примеры такого двуличия, когда окружающие представляются враждебными, а раскрывать своё истинное отношение к ним чревато каким-либо ущербом. Тогда со стороны истинного отношения происходит блокировка (торможение) истинных эмоций и их подмена безопасными в этом кругу общения и соответствующими демонстрируемому (ложному) отношению.   

Вчувствование - аналог внимания и интереса. Оно известно ещё под именем эмпатии. Эм - в, патия, патос - чувство. Это может быть и болезненное чувство, чувство душевной боли. Поэтому чувство как патос (страдание) может быть источником душевной патологии, т.е. душевных заболеваний. К тому же, слово патос производно от древне-греческого слова пафос, означающее сильное чувство, страсть. А слово страсть созвучно страданию и страху. Страсть, как сильное чувство, возгорается в том случае, если индивид обращает внимание на своё чувство, вникает в свои или чужие переживания, усиливая их путём концентрации своих эмоциональных сил.

Эмпатию также называют вживанием - вниканием в чьи-то (свои или чужие переживания). Вживаясь в чьи-либо переживания, мы сопереживаем ему. Сопереживаем другому живому существу, животному или человеку. Сопереживаем себе. Жалеем другого или жалеем себя. Иногда одновременно: и другого, и себя. Иногда раздельно: только себя, или только другого. Раздельное сопереживание, если оно становится устойчивым феноменом, приводит к возникновению эмоционального эгоцентризма (сопереживание только себе) или эмоционального альтруизма (сопереживание только другим и невниманием к собственным переживаниям).

Такая раздельность зависит от того, чьи переживания кажутся важнее, интереснее. Важность - один из параметров интереса. Если важнее свои переживания, то можно презреть чужие, не особенно вникая, да и вообще не вникая в них, не интересуясь психологическим состоянием другого. Если важнее переживания другого, то можно пожертвовать собой во имя его блага. Так жертвуют собой в неблагополучном браке. Так жертвуют собой на войне ради общего блага, ради выживания своего рода, ради своей Родины. Жертвенность в этом смысле является героизмом. (Hiero - герой, святой).

Альтруизм, самопожертвование, героизм, конечно, необходимы для выживания вида/рода. Но совсем не обязательны для женщины, находящейся в браке с безобразно ведущим себя мужчиной. С каким-нибудь распущенным инфантилом, невротичным или психопатичным, алкоголизированным или наркотизированным субъектом. В мирной жизни более необходим баланс сопереживания другому (переживания за другого) и сопереживания себе (переживания за себя). Именуется он социоцентризмом. Социоцентризм характерен для человека, настроенного на соблюдение обоюдных интересов, когда из чувства Я и чувства Ты возникает чувство Мы. Два человека - это уже социум. Не говоря уже о большем количестве людей, под названием семья, племя, народ.

Вспомним, что внутреннее пространство переживаний синтезируется из трёх измерений/координат: возбуждение/торможение, удовольствие/неудовольствие, напряжение/торможение.

Чувствование удовольствия становится чувством удовлетворённости, или довольства тем или иным обстоятельством, предметом, человеком, собой, т.е. позитивным чувством, дружественностью. Неудовольствие, соответственно, становится неудовлетворённостью, недовольством, возмущением, т.е. негативным чувством, неприятием, враждебностью. Отношение, согласно чувству, устанавливается либо приятельское, дружественное, любовное, и, если оно устанавливается не только к единичному предмету, но и ко многим предметам, то бережное и дружелюбное. Либо это отношение носит характер враждебности и злобности.

Отсюда вытекает характер использования своих сил: либо во благо другому, либо во вред ему. И это второе измерение в пространстве отношений. Первоначально польза является следствием приятности, но потом она становится относительно самостоятельным параметром. Примерно, как постепенно взрослеющий ребёнок становится самостоятельным и независимым от родителя. Поэтому пользу можно назвать относительно независимой от приятия второй координатой внутреннего пространства.

Представим себе плоскость с двумя координатами в виде креста. Точкой пересечения двух координат будет ноль. В отношении довольства и недовольства ноль означает безразличие (+0-). В отношении пользы и вреда ноль - бесполезность и безвредность (П0В). Соответственно, нами наблюдается 4 варианта соотношения: приятное и полезное, приятное и вредное, неприятное и полезное, неприятное и вредное. А если брать точки на самих ординатах, то: безвкусное и полезное, безвкусное и вредное, безвкусное и бесполезное (безвредное); бесполезное и приятное (вкусное), бесполезное и неприятное (невкусное), и опять бесполезное и безвкусное. То есть, ещё 5 вариантов. Итого: 9 вариантов отношения. И только на плоскости.

И, конечно, горизонталь отношений дополняется вертикалью - третьим измерением - величиной силы, а в случае взаимодействия двух субъектов - соотношением сил: превосходство в силах одного субъекта перед другим или равенство в силах (>=<). Один превосходит другого в силах, например, в силе влияния. Другой ему уступает в силах. Следовательно, первый лидирует (ведёт) в отношениях, второй является подпевалой (ведомым). Первый доминирует, второй подчиняется. Это, что касается приятельских (дружеских) и взаимополезных (деловых) отношений.

Если же отношения у них враждебные, и они друг к другу испытывают негативные чувства, то превосходящий в силах склонен гневаться и нападать на уступающего в силах, т.е. склонен к агрессии.  А уступающий в силах склонен пугаться, бояться и убегать. В крайних случаях, если некуда деться, то защищаться, обороняться. В этом случае ни о какой эмпатии к другому речи нет. Никто из врагов не способен на переживание за другого. Только за самого себя. И то, если он настроен к себе позитивно, т.е. принимает себя таким, какой есть.

Равные по соотношению сил враги (неприятели) вступают друг с другом в борьбу, чередуя нападение и защиту. Исход борьбы заранее не известен. Вокруг собираются зрители, наблюдающие за борьбой, дракой или спортивным соревнованием, и принимающие одну из сторон. Это болельщики, переживающие за одну из соперничающих сторон. Заранее прогнозируемая победа делает наблюдение за борьбой для болельщиков не настолько интересным, а порой и даже скучным занятием. Острая борьба между соперниками или соперничающими командами вызывает огромный интерес и бурные эмоции, которые порой доходят до аффекта. В последнем случае фанаты одной команды схлёстываются с фанатами другой команды и устраивают побоище.   
   
Равенство в соотношении сил вызывает уважение. Превосходство вызывает почитание, почёт. Слабость перед соперником вызывает с его стороны презрение и пренебрежение. Следовательно, почёт и презрение - это вполне комплементарные переживания. И какой-нибудь мафиози, крёстный отец, борющийся всеми праведными и неправедными путями за уважение к себе, любимому, скорее хочет не уважения, а почёта, признания своего превосходства. И поступает соответственно формуле "Боятся - значит уважают", применяя запугивание, давление, насилие, лишая конкурентов и просто неугодных жизни.

Таким же путём, только в обратную сторону, шли древние люди, склонявшие голову перед непонятными и грозными силами природы. Каждой такой силе давалось имя. Каждая - виделась в определённом облике и называлась духом: духом воды, духом земли, духом небес, ... и т.д.. Затем духи стали богами, владеющими той или иной силой. А потом произошло объединение множества богов в единого и всемогущего Бога. Конечно, почитание духов, богов, Бога, требовало от древних людей подарков, жертвоприношений, молитв, в которых поклоняющиеся не только славили своих кумиров и богов, но и просили у них какого-нибудь блага для себя подобно тому, как раб приходил к своему господину и просил, умолял его о какой-нибудь милости. Господин же был либо милосердным, одаривающим своего почитателя, либо жестоким, наказывающим за отступничество от навязываемых им правил, т.е. за грехи.   

Таким образом, эмпатия вполне может быть основой мистико-магического отношения к природе и её силам. Мистика здесь в том, что природные силы были не познаны и представлялись непознаваемыми. Туман (mist) неизвестности (невежества) скрывал суть этих сил. Магия (волшебство) представлялась в возможности воздействия на природные силы, путём поклонения им и выпрашивания у них, в иных случаях даже требования, себе каких-либо преференций. В язычестве требования принимали форму словесных заговоров и заклинаний. В религиозных делах это были уже просьбы и мольбы. 

Эмпатия, как и внимание, избирательна. К одним живым существам мы благорасполагаемся и проникаем в их переживания, другими пренебрегаем. Здесь многое зависит от психологической дистанции, т.е. близости к другому или удалённости от него. У почитаемого лица, т.е. авторитета, всегда есть близкое окружение, которое одаривается им разными благами, и дальнее окружение, которым авторитет пренебрегает, а в некоторых случаях и презирает. Такая возвышенность авторитета ("Ваше превосходительство!", "Ваше величество!" - "Сгинь, презренный!", "Вон отсюда, холоп!"), обладающего материальным богатством и/или какими-то духовно-душевными достоинствами, вызывает у окружающих желание пробраться в ближний круг и, тем самым, возвыситься над остальными, не входящими в этот круг. Иногда самые ярые карьеристы метят на место авторитета, желая самим стать почитаемым лицом.  Последний, таким образом, является для других как бы центром субъективного мира, "пупом Земли", наместником Бога на Земле, и т.п.. Культ какого-нибудь божка или Бога тесно связан с культом личности, а преклонение перед кем-нибудь - со стремлением отождествиться с ним.

Психологическая, или даже социально-психологическая, дистанция основывается на двух противоположных процессах: отождествлении (идентификации) и обособлении (дифференциации). В эмпатии первично, конечно, отождествление. Маленький ребёнок воспринимает мать как нечто тождественное себе и очень страдает, когда мать надолго отлучается от него. А мать страдает, если у неё отбирают ребёнка. В этом проявляется их естественная близость. Мать переживает за ребёнка, ребёнок переживает за мать. Со-переживание. Настроение одного человека непосредственно передаётся другому. Теле-патия - приёмо-передача чувств и находящихся за ними мыслей. Больше, конечно, чувств, эмоциональных состояний, чем мыслей. О мыслях можно только догадываться с помощью интуиции.

Ошибаются те, кто говорит о когнитивной эмпатии, деля эмпатию на эмоциональную и когнитивную. Некоторые даже договариваются до того, что отрывают эмпатию от эмоциональных переживаний, приписывая её нехорошим людям, обманщикам и мошенникам. У этой категории лиц как раз таки эмпатия находится на самом низком уровне. Она, может, и была, когда они были детьми, но потом, когда они внутренне отделились от других и самовозвеличились, их эмпатичность деградировала. Они не отождествляют себя с теми, кого обманывают, не переживают за них, презирают их, отзываясь о них уничижительно (например, "лохи", "дебилы", "дураки"). Злонамеренным людям для того, чтобы понять эмоциональное состояние своих жертв, достаточно наблюдательности (внимания) и сообразительности (интуиции). Эмпатия здесь ни при чём.  Поэтому крайне сомнительно существование так называемой "тёмной эмпатии", приписываемой очень умными психологами психопатам. Злорадство в случае возникновения проблем у неприятелей (обидчиков) или в случае успешного облапошивания "лоха" вполне может обойтись без эмпатии.

На идентификации основаны такие процессы как интроекция и проекция. Легче впустить переживания другого в свой внутренний мир тогда, когда чувствуешь некоторое тождество с ним, нежели тогда, когда чувствуешь большую разницу (пропасть) между собой и другим. Так же легче быть открытым в своих переживаниях другому, если он представляется близким человеком. Интроекция и проекция - противоположные психические процессы, которые могут конфликтовать между собой и приобретать в конфликте крайние, неадекватные формы.

Так неадекватная интроекция проявляется в излишней доверчивости, а то и в слепой вере. В этом состоянии всё транслируемое извне некритически принимается как своё, внутреннее. Интроекты (представления, мысли, оценки, убеждения, чувства) вливаются во внутренний мир и образуют неупорядочённую смесь, в которой рядом находятся прямо противоположные и несовместимые между собой взгляды, чувства, и т.п..

Аналог интроекта - молоко матери, всасываемое младенцем из её груди. Маленький ребёнок не отделяет себя от матери. У него ещё не произошла дифференциация пространства на внешнее и внутреннее, не возникла граница между этими пространствами, между своим и чужим. И, следовательно, у него ещё нет личных границ. Как нет и уважения к личным границам другого. Ребёнок "липнет" к матери, просится на ручки, путается в ногах. Повзрослевший физически, но не психически, инфантил высасывает все соки из своих родителей, если они позволяют ему это делать, если сами не борются за разумную дистанцию с ним. То есть, отношение к другому как к самому себе может приобретать негативный смысл. Только по мере психического взросления молодой человек начинается относиться к другому как к другому, нетождественному себе, и уважать личные границы.   

Проекция (перенос) - выдавливание, выбрасывание из себя и перекидывание на другого своих переживаний, приписывание другому своих осознаваемых или неосознаваемых (подавленных) мыслей и чувств, своих характеристик, чаще всего своих недостатков и грехов. "Это не я плохой, это ты плохая". При плохом отношении к тому, на кого проецируются свои переживания, проекции посредством воображения представляют собой пугающие фантазии. Проецирующий пытается изобличить другого в том, что сам ему и приписал, например, в неблаговидных мотивах. Отсюда эмоциональные выпады, голословные обвинения, навет и поклёп. Здесь находится источник такого психического расстройства, как паранойя.

Интроекцию и проекцию называют примитивными психологическими защитами. Но они в такой же мере являются и формами психологического нападения. Если внутри мир и гармония, и нет внутреннего конфликта, то нет необходимости защищаться от кого-либо и нападать на него. Внутренний конфликт, однако, приходит извне. Внешняя агрессивная среда впитывается внутрь по механизму интроекции. Плохое отношение матери, отца, братьев и сестёр, сверстников, учителя, и т.д., некритически принимается и формируется плохое отношение к себе. Негативные оценки со стороны окружения внедряются вглубь психики и служат почвой, в которой произрастает негативное самооценивание.

При хорошем (позитивном и уважительном) отношении к лицу, с которым происходит идентификация, на него проецируется всё лучшее, что есть в себе. Работа воображения продуцирует идеализацию другого.  Если она не чрезмерна, то она способствует развитию отношений и укреплению связей. Идеализирующий интуитивно понимает некоторое несоответствие между реальным человеком и своим идеалом, и терпеливо ждёт от любимого, надеется на сближение реального с идеальным. Он не навязывает в виде долга свой идеал партнёру, не требует от него скорейшего соответствия: "Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу! (Р.Рождественский). Такая требовательность приводит к вспышкам раздражения и недовольства друг другом, и, в конечном счёте, к разрыву отношений. Чрезмерная идеализация инициализирует обратный процесс - деидеализацию, обесценивание.

Не буду вникать во все тонкости взаимодействия между составляющими эмпатию психическими процессами. Скажу только, что адекватно функционирующая эмпатия держится на балансе между отождествлением и обособлением, между интроекцией и проекцией. Крайняя степень обособления и отчуждения, когда индивид ни с кем себя не отождествляет, ни к какой группе людей себя не относит и ни с кем не хочет общаться (аутизм, уход в себя), может привести к тому, что человек растождествится сам с собой, станет воспринимать себя как постороннего, свой внутренний голос будет воспринимать как чужой (голоса в голове), и т.п.. В результате может произойти внутреннее расщепление целостного внутреннего пространства на конфликтующие друг с другом мотивационные образования - "субличности", каждые из которых будут стремиться занять центр внутренней жизни, вытеснив другие. Как следствие - либо шизофрения, либо множественная личность.

По поводу пространства отношений, или, может быть, лучше сказать, пространства сопереживания, нужно заметить, что три его измерения, а именно: приятность, польза, важность, дополняются четвёртым измерением - дистанцией, близостью или удалённостью двух субъектов, входящих во взаимоотношения. Дистанция здесь является наиболее динамичным параметром. Она то сокращается, то увеличивается, в зависимости от того, какие действия предпринимают субъекты по отношению друг к другу.

Каждый субъект может идти к другому, т.е. стремиться к сближению, причём по всем трём измерениям. Сближаться можно, стараясь быть друг другу приятней. Или стараясь быть полезней. Или же возвышая другого, обращаясь к нему на Вы. Или уничижая себя, указывая на свои недостатки в сравнении с достоинствами другого.  Каждый может проявлять активность, инициативу или быть пассивным: идти к другому, сближаться, или призывать другого к сближению.

Удаляться можно за счёт обнаружения своих неприятных свойств или указания на неприятные черты другого. Также - за счёт поступков, вредящих другому. Ещё - за счёт принижения роли другого в общем деле, за счёт унижения достоинства другого, оскорбления словом и\или делом. Соответственно, это либо неожиданное/ожидаемое нападение, либо защита от нападения. Но может быть и переплетением того и другого.

Все эти сложности взаимоотношений людей хорошо описаны в книге театрального режиссёра П.М.Ершова "Режиссура как практическая психология."

Таким образом, эмпатия, как чувственно-эмоциональных процесс, сродни не только когнитивному процессу внимания, но и поведенческому интересу. Ведь в интересе также есть в наличии все параметры сопереживания: привлекательность, приятность, полезность, важность.   

***

Кое-какие мысли об эмпатии у меня проявились на Яндекс.Кью, откуда я их взял и сохранил здесь, на Прозе:

http://proza.ru/2023/06/25/721