Тотемские зыряне

Владимир Минцкер
Тотемские зыряне

      Хочу разобраться, с каких времён пращуры Поповы-Мальцевы жили в Тотемском уезде и стали клириками и причётниками.
 
      Поповы-Мальцевы были зырянами (или «из зырян»). Бабушка говорила, что её отец, тётка были зырянами, и у меня нет оснований ей не верить. Она передавала то, что ей рассказал  отец. Ещё она предполагала, что предки Мальцевых были  из крестьян. Про фамилию Поповы в роду бабушка ничего не говорила, думаю, и не знала.
 
      По документам, которые мне стали известны, Поповы-Мальцевы в пяти - шести поколениях были причетниками и клириками. Жили и служили они в Тотемском  уезде при Режской Николаевской церкви.

      Первый известный мне пращур, Симеон (Попов), родился до 1690г. Он и все последующие поколения связаны с Режской Николаевской церковью.

      Самые ранние архивные сведения о пращурах Поповых-Мальцевых, живших в Тотемском уезде, относятся к началу XVIII века. В это время в Вологодском крае закончилось интенсивное освоение северных территорий.

     Меня интересует, как пращуры зыряне, Поповы - Мальцевы, оказались в Тотемском уезде и жили ли они здесь изначально? Ведь письменные источники, которые я встречал, указывают регионы расселения зырян - восточные и северо-восточные районы Вологодского края: Сольвычегодский, Усть-Сысольский, Яренский уезды.
 
     В основном, население края составляли русские. В Западных районах имелись карелы и вепсы. Восточные районы были заселены коми-зырянами. В районах, заселённых зырянами, влияние русских было глубоким. И только в Яренском и Усть-Сысольском уездах обрусения не происходило. Здесь с XVI веке в церквях служение шло на зырянском языке, а последующие за св. Стефаном Пермским священники и монахи были из зырян. Зыряне, не желавшие принимать христианство, переселялись за Урал.

     Первым этапом расселения и этнодемографического развития древних коми или перми вычегодской было начало XI - середина XII веков. Согласно гипотезе историка Л.Н.Жеребцова, не исключено, что в это время происходило некоторое расширение территории расселения пермян в западном направлении. Массового притока мигрантов с Руси в земли древних коми ещё не было [ И.Л. Жеребцов.1999г].
 
     Можно предположить, что устюжские и тотемские зыряне были переселенцами с востока. Переселения из Восточных районов и Перми Великой, если они действительно имели место, являлись не единым актом, произошедшим в течение короткого отрезка времени. Скорее, это был длительный процесс, занявший несколько столетий, и состоявший, вероятно, из ряда  миграционных волн. Причем, миграции шли, видимо, не на дальние расстояния и с постепенным освоением промежуточных территорий.

      С конца XI - первой половине XII веков, по предположению Л.Н.Жеребцова, поселения древних коми появляются на нижней Сухоне, верхней Ваге с притоками и на Северной Двине ниже устья Вычегды. Это - значительно западнее современной территории расселения коми. Сначала, на рубеже тысячелетий, переселенцы, по мнению Л.Н. Жеребцова, колонизировали берега Вятки, Сысолы и Лузы. Затем из перечисленных районов группы мигрантов, вероятно, уже гораздо менее многочисленные, стали постепенно продвигаться на Вычегду с притоками и на реки Юг, Малая Северная Двина, средняя Сухона.

      Основываясь на распространении топонимических объектов с основой «пермь», историки выделяют несколько районов - все течение р. Юг, нижнее и среднее течение р. Сухоны с окрестностями г. Тотьмы, вся р. Устья до впадения ее в р. Вагу. Здесь зафиксированы названия: с. Пермас, д. Пермяцкая, реки Перемка, Пермас, Пермовка, озера Пермянские Ямы, Пермозеро.

      Такие земли по р. Устье в XVII веке имели особое административно-территориальное устройство. Они не входили в состав уезда, а были обособлены в особую единицу — Усть-Янские волости. Рядом была Лузская Пермца и Лальские земли, населённые зырянами.

      Граница расселения Лузской Пермцы в сторону Устюга показывается на «картах расселения коми» пунктиром. То есть можно уверенно предположить, что территории тотемские и устюжские относились в далеком прошлом к «пермским землям» и назвать их условно Пермью Юговской, Пермью Тотемской (Сухонской) и Пермью Устьянской.
   
      В "Списке населенных мест Вологодской губернии", изданных в 1859 и 1866 гг., упоминаются «зыряне обруселые и сохранившие обычаи и нравы своего племени», называемые также «обрусевшие финны».

      Во многих исторических описаниях края приводятся письменные свидетельства проживания коми зырян в Устюжском и Тотемском регионах. Так, австрийский путешественник ХVI века С. Герберштейн писал о населении Устюжской земли: "…у жителей свой язык, хотя они больше говорят по-русски…"

      Наиболее развёрнутым мне показалось такое описание в книге [Г.А.Бородинских. Пермь Великая - Терра Инкогнита. Рассказы по истории. СПб. "Маматов". 2014 - 188с.] «…Западноевропейские путешественники XVI–XVII веков отмечали, что жители Тотьмы и окрестных селений некогда говорили на своем особом языке, отличном от русского, но постепенно обрусели и уже почти не помнят его…»
 
      Таким образом, можно утверждать, что в прошлом территории Устюга и Тотьмы по рекам Югу и средней Сухоне были населёны коми-зырянами. Известным примером является устюжанин св. Стефан Пермский. Его мать была зырянкой, и он с детства знал зырянский язык.