Советские фильмы моего года рождения

Петр Панасейко
                В детстве я много смотрел фильмов, как и в последующих периодах  жизни. В одно время даже была мысль, поступить после школы в знаменитый ВГИК на отделение кинокритики. Это ответ тем читателям, которые, читая мои статьи о советских актёрах и актрисах, которых я уже написал более ста, задают мне соответствующий вопрос. Нет, во ВГИК я не поступил, ибо сразу после школы ушёл служить в армию, но кино меня интересует  до сих пор.

       Так вот, мне пришла в голову мысль, какие фильмы в Советском Союзе вышли на экран в 1956 году, в год, в котором я родился? Думаю, этот вопрос интересует не только меня.

        Родился я в год 20-го съезда партии и на  четвёртый год "хрущёвской" оттепели. Указанное обстоятельство нашло своё отражение  в фильмах.

       Прежде всего ,это относится к кинокартине "Солдаты". Увы, его я увидел только в мае 1991 года. После того, как Виктор Платонович Некрасов, автор романа "В окопах Сталинграда", по которому и снят  фильм, эмигрировал из СССР, "Солдат" положили на полку.

       Свой роман Некрасов опубликовал в первый же послевоенный год в журнале "Знамя". Что тоже загадка. Сталин-то ещё сидел в Кремле, жила и партия в своё удовольствие. Как могли пропустить в журнале "В окопах Сталинграда", если там, со слов самого автора, "ни слова о партии, и три строчки о Сталине"? Как бы там ни было, но снять по горячим следам фильм не получилось. Ещё бы! В кинотеатрах по-прежнему крутили фильм (первая серия вышла в 1947 году, вторая в - 1949 году) "Сталинградская битва"- своеобразный  подарок  Сталину к его юбилею.

      Понятно, что накануне 40-й годовщины Октябрьской революции советские кинематографисты не смогли обойти  и эту тему.

       Больше всего запомнился мне фильм "Они были первыми". Трудно сосчитать, сколь раз, мы мальчишки, смотрели его. Кроме интересного сюжета, очень завораживало кинозрителя начало, когда звучит песня "За фабричной заставой". Помню, как мы все жалели  парнишку, порубанного саблей, которому шёл только восемнадцатый год. Сегодня, с высоты прожитых  лет, я думаю, а ради чего эти парнишки гибли тогда? Ведь нынче в России тот же капиталистический строй, против которого они боролись в годы Гражданской войны. Думаю, но не нахожу ответа! Думать же об этом в год выхода фильма на экраны никто не мог. Советская власть и КПСС, казалось, "поселились" на просторах Великой  России навсегда.

       Тот же вопрос можно задать , посмотрев фильмы "Сорок первый" и "Павел Корчагин".

       Не забыты и тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Снимать фильмы о ней  в пятьдесят шестом году куда труднее, чем нынче. С одной стороны, снимать в не совсем ещё заросших траншеях, с другой - нельзя выдавать зрителям неправду, ибо среди них находились, те, кто в реальной обстановке воевал в этих самых окопах.

       Если к фильму о защитниках Бретской крепости "Бессмертный гарнизон" у меня вопросов нет. Как и к автору сценария Констанину Симонову, то к кинокартине "Без вести пропавший" вопрос есть. Сюжет вообще-то интересный: погибающий чешский врач (чехи - союзники Германии) передаёт советскому офицеру свои документы, с которыми тот через немецкий госпиталь попадает на родину врача, встречается с его мамой и сестрой, вступает в партизанский отряд и погибает. Оно всё бы ничего, но ...

      Если мы, зрители, узнаём, что врач свободно владел русским языком, а с его слов, им владели  его мама с сестрой, если, со слов героя Михаила Кузнецова, тот знал немецкий язык и свободно чувствовал себя в немецком госпитале, то речи о том, что он владел ещё и чешским языком в фильме нет. А вот это и настораживает: прибыв на Родину умершего врача, его "двойник" что там по-русски со всеми разговаривал, или по немецки? Можно представить себя, как бы повели себя в реальности земляки чешского врача, если бы он, находясь в соответствующей национальной форме, стал бы с ними разговаривать по-немецки. За русский я уже молчу. Фильм имеет право на существование как художественное произведение, но лучше бы авторы фильмы наделили  советского офицера знанием ещё и чешского языка. Это было бы вполне правдоподобно, учитывая тот факт, что много бывших бело-чехов по окончании Гражданской войны остались в России. Фильм снят на Киевской киностудии. Возможно, на "Мосфильме" поступили бы так, как я сказал.

      Когда вспоминают Хрущёва, то в первую очередь в голову приходить мысль о "царице полей"- кукурузе. Хотя заслугу Никиты Сергеевича в освоении казахских целинных земель трудно недооценивать. Даже при том, что один большой политический деятель впоследствии написал книгу "Целина". Понятно, что работники кино в "моём" году не могли не обратиться к этой теме: " Это начиналось так", "Берёзы в степи", "Беспокойная весна".

     В 1956 году ещё ГУЛАГи существовали. Тем не менее задача кинематографистам, по всей видимости, ставилась иная: о них не вспоминать, а показывать то, как жизнь в Стране Советов прекрасна. Этому посвящались фильмы: "Карнавальная ночь", "Весна на Заречной улице и другие".

    Вот таким выдался "глазами" кино 1956-й год.

03.02.2018 г.

Фото из Интернета