Пять вечеров в Русском драматическом театре

Нина Тур
  Русский драматический театр Заметки зрителя.

То, что театр всегда заполнен, а на премьерах обязательно аншлаг, — уже показатель его высокой популярности.
Но не надо думать, что режиссер и труппа идут на любые компромиссы, лишь бы «сделать кассу».
Репертуар умело сочетает и русскую, и мировую классику, и  современность.
Я не буду оперировать категориями  «понравилось- не понравилось», а  попытаюсь проанализировать.
  Начнем с «Венецианских близнецов» Карло Гольдони.
Здесь придраться не к чему: блестящая сценография,  прекрасные  актерские работы.
Даже милая отсебятина любимца публики Латыпова-Догадова вполне органична. Именно так строилась commedia dell'arte, просуществовавшая до конца 18 века: можно было импровизировать прямо на сцене, отсылая зрителей к насущным проблемам.   В то же время обязательны в северном венецианском квартете масок Доктор — псевдоученый, хитрец и пройдоха. В РДТ в этой роли блестяще выступает Тимур Гарипов — Панкрацио.
В буффонаде  разрешено «переигрывать», то есть не вживаться в роль, а откровенно «изображать» своего персонажа. Потому так преувеличенно кокетлива Коломбина — Ирина Бусыгина, так эпатирующе красива Айгуль Шакирова — Беатриче.
   Столь же безупречен «Неаполь, город миллионеров» замечательного современного итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо ( 1900- 1984), «последнего великого».
Правда, и ставили спектакль итальянцы —  режиссер  Паоло Ланди и художник Санти Миньеко.
Главная роль — опять Владимир Латыпов-Догадов.  И опять разнообразен, интересен:
насколько ироничен, по-итальянски беспечен  он в первом действии — и совершенно другой во втором, вернувшийся из лагеря, постаревший, хромой, почти не узнаваемый даже близкими. И не узнающий своего убогого жилища, превратившегося благодаря спекуляциям супруги ( Амалия — Ирина  Агашкова), ее нового сердечного друга ( Эррико Красавчик — Тимур Гарипов)  и махинациям сына ( Амедео — Вячеслав Виноградов) в шикарные  апартаменты. Эти три роли — как живые. Виноградов ухитрился даже внешне стать совершенным итальянцем! 
Видела спектакли де Филиппо в театре Вахтангова и даже с Юрием Яковлевым в  главной роли. Приятно, что наш уровень не ниже, не намного ниже ( если быть критичной).   
   Перейдем  к русской классике. Александр Николаевич Островский,  комедия  в 4 действиях «Невольницы» (1881). Теперь, конечно, столько никто не высидит, а потому в  2 действиях.
Этот спектакль был   поставлен приглашенным режиссером Екатериной Гранитовой в знаменитом новосибирском театре «Красный факел». Перенесен в наш театр   с теми же декорациями, даже с теми же костюмами, только наши поют получше. Да, представьте себе, в комедии 1881 — джаз-банд ( даже с гримом под негров) и джазовая вокалистка!
Говорит же умнейший Дмитрий Быков: Ставьте пьесу так, как она написана!
Но — мадам Гранитова ставит  родную русскую классику так, как ей видится.
Вся коллизия пьесы, весь ее драматизм ( хотя и поданный драматургом как комедия) тонут у режиссера в нелепых телодвижениях:  молодая жена Евлалия Андревна ( Лариса Капустина) пожилого мужа, уехавшего на время по делам ( Евдокима Егорыча Стырова — Латыпов- Догадов)   и  молодой  Артемий Васильич ( Николай Рихтер), крутят в воздухе ногами, держась за поручни странной конструкции — это так они « стремятся друг к другу», наверное?  Но ведь история как раз о другом: не сразу разглядела глупенькая наивная Евлалия, как  гнусен ее  друг детства, ее первая любовь — Артемий, если он идет на содержание к ее подруге Софье Сергевне ( Татьяна Григорьева), достойной по своим безнравственным принципам паре сему ничтожному лакею, готовому любой ценой пролезть в более высокое сословие.
Вся  глубина переживаний вернувшегося из поездки пожилого супруга - какое это поле для работы хорошего режиссера! Но тут опять песни-пляски негров!
А ведь сильный актерский состав, собранный для Русского драматического театра  - это заслуга Михаила Рабиновича.  И Латыпов-Догадов, и Гриньков, и молодые очаровательные Капустина и  Григорьева — это благодатный актерский материал ( простите за такое слово).
Но не дают ему проявиться в полную силу в этом спектакле.
  «Улыбайтесь, господа!» Григория Горина -  какое многообещающее название!
Но не все зрители выдерживают до конца убожество текста  - рассказы Горина, переделанные для сцены.
1 действие — пережевывание анекдота о повязке от головной боли, но оказавшейся на ноге.
«Сползла» - объясняют туповатому персонажу (Валерий Гриньков).
«А почему оказалась на одной ноге?»
И целое действие примеряют бинт, перебирают варианты («Может, пациент был с одной ногой») - ну, очень смешно.
2 действие — фабрика. Работает, пока летит матерщина от начальника все ниже и ниже по его замам. Застопорилась на культурном инженере, который не умеет материться. Кто-то в зале хихикает, но большинство зрителей все же демонстрируют уровень более высокий, чем предполагает г. Горин.
 И , наконец, «Фабричная девчонка» Александра Володина. Знаменитый когда-то спектакль БДТ, где у Г.Товстоногова играла сама Татьяна Доронина.
Честное слово, удивительное чувство возникает! 1956 год. Реалии соблюдены, песни, костюмы продуманы и почти совпадают ( за редким исключением: «Подмосковный городок», «Шагает солнце по бульварам» - это уже 60-е г.г.) и вызывают в зале щемящее чувство ностальгии. По чему? Неужели по этим совковым  проблемам о якобы зажимаемой личной жизни? Нет! Скорее — по молодости, по юным мечтам и надеждам, которые есть или были у каждого, кто сидит в зале.
Каким схематичным кажется теперь драматургический материал!
Комсорг группы в женском рабочем общежитии Леля ( Татьяна Ахроменко) и комсорг   фабрики Бибичев (Вячеслав Виноградов)  оказываются самыми аморальными (пользуясь советской терминологией) персонажами. Леля  по требованию комсорга Бибичева безжалостно позорит живущую с ней в одной комнате детдомовку  Женю Шульженко, написав о ней в «Комсомольскую правду» разоблачающую статью о том, что ее выставили за любовь к танцулькам из ДК, где она  безыдейно проводит время.
 И это при том, что у самой Лели есть внебрачная дочка от женатого мужчины, которую она называет в целях конспирации сестрой и которая живет где-то на полустанке у родни.
А Бибичев, туповатый, не умеющий связать двух слов, ничего не знающий, кроме последних директив, неумело и грубовато ухаживающий за Лелей и делающий ей предложение, мгновенно исчезает, узнав о ребенке.
Девчонки, осуждаемые идейной Лелей, как могут устраивают свою жизнь: Ирина (Татьяна Григорьева) собирается замуж за болгарина, Надя — бросает преданного ей вернувшегося после службы на флоте Федора (Антон Болдырев),  гуляет сначала с кинооператором ( Денис Саратников),  а потом выходит замуж за военного.
Самой лучшей, самой честной выходит — Женька!
Как подходит для этой роли столь же милая непосредственная Лариса Капустина!
Хотелось бы отметить замечательную игру Валентины Гриньковой. Она  - настоящая актриса, умеющая быть разной. Видела  ее в «Несерьезных намерениях», где она  - театральная дива, в «Неаполе» , где у нее небольшая роль синьоры Пеппенеллы, изо всех сил старающейся не опуститься в нищете, в «Фабричной девчонке» она — вдова пропавшего в лагерях, интеллигентная женщина, вынужденная работать вахтершей в рабочем общежитии. Как она читает Пастернака! Как она держит себя на собрании, где Бибичев и Леля объясняют трудовому коллективу, что такое любовь и как надо уметь ее беречь.
А как зажигателен финал, где молоденькая деревенская девчонка Вера (Ольга Лукьянова) отплясывает под мелодию Арно Бабаджаняна! 
«Шагает солнце по бульварам»   - напевая, счастливая публика покидает зал.
Все-таки это риторический  вопрос: Любите ли вы театр?