Черный цвет от тьмы к аскетизму и смирению

Олег Аркадьевич Александров
Черный цвет: от тьмы к аскетизму и смирению

Общество и индивидуум живут в системе отношений и символов. Восприятие социокультурных элементов (времени, труда, собственности, пространства, семьи и брака, болезни и смерти, обычаям и праздникам и т.д.) выражается в символах, характерных для каждой эпохи.
 Символы несут идеологическую, духовную, экономическую, социальную, политическую нагрузку, отражая ментальные представления общества. Существенное влияние на символику цивилизаций и обществ оказывают религиозные особенности. Различия в религиях и верованиях наций накладывают отпечаток на архетипы сознания, поведенческие модели, образы мышления. Иными словами, это ментальное «оснащение», по выражению историка Люсьена Февра.
Но, сколь бы ни были различны маркеры наций и стран – флаги, гербы, предметы религиозных культов, мода – их объединяет цвет универсальный признак (символ). Отношение к цвету, цветовой гамме уходит в генетические пласты подсознания человека. Биологическое восприятие цветов проецируется на социокультурные представления индивидуума в цивилизации и обществе. Это «темницы долгого времени», по выражению знаменитого Фернана Броделя, из которых чувства, эмоции вырываются в виде  социополитических и экономических событий. К таковым относят появление книгопечатания, открытия в оптике, географические открытия, промышленные и культурные революции и многое другое. Вскрыть причины и факторы, влияющие на изменение ментальных представлений, понять их эволюцию в различных цивилизациях и обществах помогает психология человека и история ментальности. Понимание архетипов сознания, ментальных установок, влияния природы и религии на личность – ключ к эволюции отношения к цвету .
Надо отметить, что история цвета как направление исторической антропологии (в более узком плане – истории ментальности) практически не изучалась. Конечно, восприятие цветов человеком изучалось психологами, биологами, маркетологами, философами. Они рассматривали восприятие цвета с точки зрения психологии и биологии, но не исследовали эволюцию представлений о цвете.
Большой вклад в исследование цвета, цветовой палитры, ее влияние на культуру и психологию внесли Иоганн Гете, М. Люшер, М. Э. Шеврель. Тем не менее, несмотря на развитие истории ментальности, позже – исторической антропологии, появления новых объектов исторической науки, изучаемых историками-анналистами – М. Блоком, Л. Февром, Р. Мандру, Ж. Ле Гоффом, Ф. Арьесом, А. Гуревичем и другими – цвет как культурный символ оставался за рамками междисциплинарных исследований. С чем это было связано ? С отношением к цвету как вульгарному, примитивному объекту, вроде бестиария или геральдики ? Недооценкой влияния моды на сознание и ментальное восприятие людей ? Вряд ли можно дать точный ответ.
Как бы то ни было, системное и глубокое исследование истории цвета начал французский историк, специалист по геральдике, архивист Мишель Пастуро. Он не числится в рядах Движения «Анналов», возможно, в силу того, что его коллеги по ремеслу – Жак Ле Гофф, Жорж Дюби, Роберт Дарнтон – считали поля научной деятельности Пастуро – история бестиария, шахмат, геральдики – несерьезными, легкомысленными, даже странными. Может быть, так оно и есть. Но если мы вспомним мечты Марка Блока и Люсьена Февра о создании тотальной истории, обнимающей все междисциплинарные аспекты – географические, экономические, социальные, религиозные, психологические – то изучение истории цвета (в нашем представлении – эволюции отношений к цвету) будет естественным. Действительно, Люсьен Февр мечтал о создании работ по истории эмоций и чувств (смеха, страха, радости и пр.), Жак Ле Гофф написал историю тела и историю денег, Роберт Дарнтон исследовал культурные особенности Франции эпохи Просвещения, используя случай с кошачьим побоищем. Сейчас публикуются книги по истории моды, одежды и обуви, униформы и частной жизни, в которых цвет проходит красной нитью исторической канвы. Это ли не доказательство необходимости исследований истории цвета в разных цивилизациях и эпохах ?
Мишель Пастуро открыл интересное направление истории ментальности, показывая на примере моды, развития химии трансформацию отношения к цвету в разные периоды европейской истории. Необъятность темы, охватывающей все цивилизации и эпохи, заставляет историка сузить временные рамки исследования и его объект – цивилизацию (в более узком плане – общество).
Эволюцию восприятия цвета мы рассмотрим на примере Западной Европы, начиная с раннего Средневековья, и заканчивая современностью. Соглашаясь с мнением М. Пастуро, что историю цвета следует рассматривать с позиции моды, в частности, на одежду, мы расширим поле исследования за счет живописи. Художники отражали культурные и социополитические изменения в обществе, пусть и подчас приукрашивая события и личности. В конце концов, в картине, в отличие от книги, выражена квинтэссенция эпохи, общества, цивилизации. Добавим к сказанному существенную деталь: поскольку Европа является преемницей греко-римской цивилизации, следует учесть ряд культурных традиций и представлений, унаследованных европейцами от своих предшественников – греков и римлян.
Цветовая палитра разнообразна и удивительна. Помимо шести основных цветов – белого, черного, красного, синего, зеленого и желтого – существуют второстепенные цвета и оттенки, сочетания (бордовый, фиолетовый, оранжевый, золотистый, серебряный, пурпурный, желто-зеленый, рыжий и т.).
Каждый из этих цветов заслуживает отдельных исследований, может быть, даже художественных произведений. Мы рассмотрим эволюцию отношения к основным цветам палитры, попутно сделав замечания по другим цветам. Надо сказать, что деление цветов на основные и второстепенные, с точки зрения историка, да и любого человека, достаточно условно (не касаемся живописи, где действуют свои законы). Для одних людей любимые цвета – черный и белый, других – синий и желтый, третьи выбирают бордовый или серебристый. Это дело вкуса, отношения к моде, социальному классу или субкультуре. Тем не менее, черный, белый, красный и синий цвета являются любимыми цветами, судя по опросам жителей Европы. Этот факт позволяет назвать их главными цветами в палитре моды, живописи, культуре.
Если верить Библии, а также физикам и астрономам, то сначала была тьма. Поэтому начнем с черного, возможно, самого неоднозначного цвета в истории человечества.
Затем рассмотрим эволюцию отношения к другим основным цветам в Европе как социальным, религиозным и отчасти политическим  символам эпох.
Итак, приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир цвета европейской цивилизации.

Черный цвет: от тьмы к строгости и смирению

Черный цвет…Таинственный, пугающий, холодный. Уводящий нас в глубину мрачных веков эволюции человечества, в мир мифов, легенд, языческих культов и магии.
Мифология и эпос. Это начало исторической памяти, предтеча исторической науки. Попробуем вглядеться в бездну тьмы, которую увидел Человек при рождении. Ощущение жизни начинается в утробе матери. Не послужила ли этот факт тезисом о создании мира из тьмы, широко используемым религией и верованиями, начиная от язычества и заканчивая сектами сатанистов ? Черный цвет возник раньше других (это утверждение оспаривается некоторыми европейскими учеными, например, психологом Г. Браэмом), после него – белый, когда Бог отделил свет от тьмы. К слову, именно это событие явилось предпосылкой для теологических споров о природе цвета – это характеристика материи или света ? Позже мы вернемся к этой дискуссии, разделившей иерархов католической церкви на два лагеря.
Вернемся к мифологии и религии. Во всех легендах, сагах, мифах черный – цвет тьмы, зла, потому что чернота, таившаяся в ней неизвестность пугала, отвращала людей. В культах и язычестве статуэтки богов и демонов красили в черный цвет, выражающий зарождение их из тьмы. Интересно, что земля в древности представлялась черной, а не коричневой. В древние времена, Средневековье, и практически до XIX века, люди не различали оттенков черного, как у других цветов (желто-зеленый, бледно-синий или голубой, пурпурный или бордовый и т.д.). Для них, по крайней мере, до эпохи раннего Средневековья, черный был цветом смерти и страха, боли и страданий. Конечно, в более поздние периоды истории черный также рассматривался как символ смерти и тьмы, но в то же время отражал и другие ментальные представления – аскетизм, смирение, строгость, консервативность…Страх перед тьмой порождался подсознанием, воспоминаниями об угрозах и опасностях ночи – диких зверях, разбойниках, необъяснимых физических явлениях. Это восприятие тьмы, черноты сделалось ментальной установкой или архетипом сознания. Человек с нетерпением ждал рассвета, солнечного дня, разгоняющего мрак пещер, подземелий, темных лесов, бездонных колодцев. Позднее, когда первобытный человек научился добывать огонь, свет приобрел красный оттенок. Огонь пугал не меньше, чем тьма, прежде чем люди не научились управлять им. Но красный цвет оставался и остается цветом тревоги, смятения, напряжения чувств, символом глобальной войны (вспомним «красную» кнопку на ядерном чемоданчике!). Но о красном  - позже.

Страхи, ужасы, тревоги, аскетизм и строгость, внушаемые черным цветом, нашли отражение в искусстве, особенно в живописи. Черный цвет появляется в палитре художников, начиная с древности. Наскальные рисунки первых живописцев и графиков, изображающие, с помощью угля, сцены охоты, войн, любви, ритуалов, стали предтечей живописи. Примитивная технология добывания черной краски из растений (галла, чернильный орех) перешла от римских мастеров к средневековым красильщикам. Необходимо отметить, что в Римской империи, Древней Греции, позже – в средневековой Европе, черный цвет не имел устойчивого оттенка. Он практически всегда был грязно-коричневым. Размытый, «грязный» цвет был характерен и для других цветов – белого, желтого, синего…Отсюда налицо расхождение между картинами художников, изображающих сочные черный, белый, красный, синий цвета, и цветом одежды монахов, рыцарей, крестьян, предбуржуа в повседневной жизни.

В эпоху Средневековья черный цвет символизирует смерть и зло. Представления о загробной жизни в аду, черном, как смоль, христианство заимствовало у римлян и греков (аналог – царство мертвых Аида). Впрочем, в древних царствах – Вавилоне, Мессопотамии, Египте – загробная жизнь тоже была «черной», во тьме. Аид, брат верховного бога греков – Зевса, изображался всегда в черном. Его функции смотрителя ада, в расширенном виде, «перенял» дъявол. Таким же восприятие ада было у римлян. Ассоциации черного цвета со смертью влияло на похоронное дело.
Традиция отношения к черному как символу смерти и утраты сохранилась по наше время. Кстати, именно поэтому этот цвет стал признаком меланхолии и душевных расстройств.

Черный цвет в сознании людей Средневековья накладывал отпечаток таинственности, опасности, зла на материальные предметы. Черный камень, почерневшее дерево, черные животные и особенно птицы (вороны, грифы) – символы несчастий и катастроф. В сфере религии черный цвет, после недолгих дискуссий отцов католической церкви (св. Бернард Клервоский, аббат Суггерий и др. богословы), стал цветом монашества. Для священнослужителей и монахов цвет стал признаком отличий монастырских орденов (доминиканцев, францисканцев, цистерцианцев, иоаннитов и пр.). Одни ордена носили белую одежду как символ чистоты и света (цистерцианцы), другие – черную одежду как символ смирения и простоты (доминиканцы), третье – коричневую одежду, обозначающую аскезу и нестяжание (францисканцы). На одежду нашивали кресты белого, черного, реже – красного цвета. Так делали рыцари-крестоносцы во время походов. К слову, спор об отношении к черному цвету вызвал дискуссии о монохромности и полихромности в церкви. Суровые аскеты, вроде Бернаода Клервоского, старцев-пустынников, считали, что многоцветие – это мирской соблазн, отвлекающий от молитвы и смирения. Другие богословы, среди которых наиболее известен аббат Суггерий, настоятель монастыря в Сен-Дени (XI век, Франция), полагали, что церковь отражает красоту Божьего мира во всех его красках. Появление цветных витражей привлекало прихожан, а также художников и ювелиров, давая им заказы от аристократии, перенимавшей эстетические вкусы Церкви.

Но черный цвет в Средневековье – не только цвет духовенства. Развитие, пусть и медленное, предбуржуазии – купечества, ремесленников, появление врачей, учителей, адвокатов и юристов поставило проблемы их цветовой маркировки как социального класса. Буржуазия (пока еще будущая) не имела права носить цвета королей и дворянства – бордовый, красный, белый, фиолетовый, пурпурный, синий. Но и не хотела носить одежду простолюдинов, покрашенную в серый или коричневый цвет. Черный цвет идеально подходил для буржуа – неброский, строгий, аскетичный. Он сочетался с желанием буржуазии обрести царство небесное, щедро одаривая Церковь и монастыри. Чтобы подчеркнуть богатство и достоинство, купцы и богатые ремесленники, адвокаты и юристы, начиная с XIII века, стали носить черную одежду, украшенную аксессуарами - золотыми цепями, перстнями, пряжками. Так черный стал маркером нового социального класса, расширившего господствующую прежде тройственную схему – молящихся, трудящихся и сражающихся.
В то же время черный цвет противостоит белому, порождая дуализм в восприятии людей Средневековья. Это противостояние выразилось в живописи и литературе, геральдике и символике.  Куртуазная литература XIII-XIV веков пестри образами воинов в одежде разных цветов – Черный, Белый, реже – Золотой или Желтый рыцарь. Обычно в однотонную одежду были наряжены рыцари, давшие клятву или обет. Иногда это был способ выделиться среди дворянства. Черный или красный цвет внушал страх, белый говорил о чистоте помыслов и целей. В истории Средневековья известен Черный рыцарь – принц Эдуард, сын английского короля Эдуарда III (XIV век).

В следующей эпохе, наступившей после осени Средневековья (по выражению Й. Хейзинги) – раннем Новом времени (1500-1640 гг.) роль черного и его популярность усилились. Помимо буржуазии, одежду черного цвета носит чиновничество, разросшееся, приобретающее все большее влияние при королевском дворе. Пока чиновники и буржуа презираемы или мало уважаемые аристократией и духовенство, но рост богатства купцов и юристов заставляет власть считаться с ними, в том числе в стенах европейских парламентов.
Распространению моды на черный цвет способствовало книгопечатание, начавшее захватывать европейскую культуру на рубеже XV-XVI веков. Благодаря книгам оппозиция черное/белое утрачивает негативное значение. Реформация, с ее неприятием ко всему роскошному, яркому, помпезному, внесла свою лепту в историю цвета. Остракизму подверглись красный, желтый, золотой цвета. Идеологи обновления католицизма призывали к простоте, скромности, отвергая полихромность, богатство, яркость. Возврат к истокам христианства, не замутненным светским, поможет Церкви вернуть авторитет, укрепить веру, победить ереси. Так полагали Мартин Лютер и Жан Кальвин, обвиняя Ватикан в роскоши, распущенности, сребролюбии. Лютер писал: римский папа рядится в красное, как вавилонская блудница. Реформация возродила давний спор между противниками и сторонниками полихромности, напоминая о временах Бернарда Клервоского и аббата Суггерия.
Впрочем, как бы не пытались отцы Реформации вернуть «заблудших» европейцев на путь аскезы и смирения, наука и искусство развивались, используя преимущества книгопечатания и запросы буржуазии. Даже примеры королей Карла IX и Генриха III, предпочитающих черную одежду, и совершающих паломничества с самоистязаниями к соборам, не вдохновляли аристократию и буржуазию. XVI век как эпоха религиозных войн показал результаты обмирщения Церкви и социальные преобразования в европейском обществе. Пока еще буржуазия слаба и почти бесправна, а королевская власть во многих странах Европы усиливается, превращаясь в абсолютизм. Заказчиком в живописи, архитектура, театре, моде выступает король и высшая знать, а также высшее духовенство. Несмотря на осуждение роскоши Лютером и особенно Кальвином (превратившим цветущую Женеву в мрачный город, почти монастырь по порядкам и законам), римский папа и кардиналы не перестанут носить красную и бордовую одежду, равно как и драгоценности. От них не отстают архиепископы и настоятели монастырей, не брезгующих давать деньги в рост, заниматься финансовыми и иными экономическими операциями. Противоречие религиозных догматов и образа жизни католической церкви снижает ее престиж, обусловливая сатиру в литературе и поэзии, народных сказках. Ярким примером служит брошюра Корабль дураков, написанная талантливым ученым и писателем Себастианом Брантом (по мотивам одноименной картины Иеронима Босха). Поэтому мода «защищается» литературой и живописью, вкусами королей и аристократии.
Реформация затронула среду художников, расколовшуюся на протестантов и католиков. В протестантских Нидерландах и Фландрии гении северного Возрождения – Р. Кампен, Д. Баутс, Я. Ван Эйк – пишут величественные, мрачные картины на религиозные темы. Бытовые сценки также подчеркивают строгость и аскетизм протестантизма. В другом «лагере» художники и скульпторы, граверы и ювелиры воспевают красоту в ярких, сочных красках, предвосхищая эксперименты импрессионистов со световоздушной средой. Рафаэль, Л. да Винчи, Микеланджело, Тициан, Челлини изображают роскошь, негу, широкую палитру жизни. Они черпают вдохновение не только в религии, но и античной живописи и скульптуре. Главные идеи их работ – Человек,  Любовь и Красота, воспетые еще в Средневековье П. Абеляром и Ф. Петраркой.
Светское, мирское постепенно начинает преобладать над духовным. Географические открытия, потепление климата после почти столетнего холода в Западной Европе, обогащение Испании, Англии, Франции за счет золота и серебра Нового света, содействуют развитию искусств и науки, меняя восприятие цветовой палитры и моды.

Конечно, до победы разума над религиозными догматами еще далеко. Культурные изменения затрагивают высшие социальные классы, в то время как народ живет в плену средневековых представлений и суеверий. Средневековая ментальность причудливо переплетается с новыми знаниями в области физики, химии, математики, астрономии, медицины. Архетипы, установки сознания очень живучи, и отношение к цвету служит иллюстрацией ментальности общества Нового времени. Суеверия, астрология, каббалистика, магия рука об руку шествуют с астрономией, математикой и химией. Образ ученого не отделим от образа мага или колдуну, одетого в черное.
Черный цвет переживет ренессанс в XIX веке, в эпоху бурного развития угольной промышленности (вспомним смог от угольного дыма в Лондоне, мрачные угольные шахты и ужасную бедность, символом которых стал черный цвет); в начале XX века, время декадентства и новых течений в литературе, живописи, архитектуре, наконец, в сфере техники и моды. Популярность черного поддержит изобретение фотографии, сыгравшей не меньшее значение, чем распространение книгопечатания за несколько столетий до эпохи кино. От черно-белого экрана кинотеатра взгляд общества обратится к черно-белому экрану телевизора. Великая депрессия 1930-х в США, Вторая Мировая война и общий экономический спад до 1950-х годов оденут людей в черное и серое. Черный цвет по-прежнему выражает скромность, простоту, аскетизм. Серый цвет, обладая теми же характеристиками, станет цветом бюрократии и буржуазии, не желающей выделяться на общем фоне толпы.
Только с середины 50-х годов минувшего века европейское общество захочет яркие краски, больше света, возвращения ярких цветов в моду.
Говоря о ментальных аспектах восприятия цвета, следует учесть влияние климата и природы на распространение черного и других мрачных цветов. Мы знаем, что южане предпочитают яркие, броские цвета – красный, желтый, фиолетовый, а северяне – спокойные, подчас тусклые цвета. Немцы и англичане носят одежду светло-зеленого, серого, коричневого и черного цветов, предпочитаю строгость и простоту; испанцы и итальянцы предпочитают красный, бордовый и желтый цвета. Различие в предпочтении цвета можно увидеть не только на примере регионов, но и соседних стран и даже городов. Посетив Швецию, я был удивлен обилию черного, серого, коричневого цветов в одежде и обуви местных жителей. В Копенгагене, расположенном всего в сорока минутах езды на поезде от шведского Мальме, люди одеваются ярче, с изыском и шиком (в центре города шла интересная пара: парень в смокинге, с бабочкой и тростью, и его девушка, одетая как хиппи). Но ярче всего в Скандинавии выглядят норвежцы! Вот где обилие одежды ярких цветов, особенно красного и желтого. А в Исландии одеваются более строго, хотя исландцы – потомки норвежцев, прибывших на остров в незапамятные времена.
Почему одни нации предпочитают строгость и простоту, желая слиться с мрачной природой, а другие – яркие цвета, бросая вызов серому небу и холодному климату ? На эти вопросы предстоит ответить психологам и генетикам, ведь эволюция ментальности связана, прежде всего, с генетикой и биологическими особенностями наций. Историческая антропология, вобравшая практически все гуманитарные науки, пока еще не взаимодействует с генетикой, объясняющей глубинные причины сознания и мышления.
Склонность к мрачным и тусклым цветам можно отчасти объяснить религиозными причинами. Например, в советской России власть напоминала монашеский орден с его жесткой иерархией и строгим уставом. Отсюда пропаганда скромности, воздержания, простоты. По сей день в России мало людей, предпочитающих одежду ярких цветов. Многие стремятся слиться с толпой, не выделяться, вероятно, отождествляя черную и серую одежду с суровым климатом, бедностью, тяжелыми условиями жизни. В молодежной среде популярности черного способствуют неформальные социальные группы, музыкальные идолы, олицетворяющие «тяжелую» музыку, например, Оззи Осборн и Мэрилин Мэнсон.
Тем не менее, молодежь свободна от многих штампов, присущих старшему и среднему поколениям европейцев, переживших войну и экономические  спады.
Черный цвет в XXI веке – это символ не только простоты, смирения и воздержания, но и готов, нацистов; маркер незаконных экономических операций (черный рынок, черная зарплата). К черному цвету нет единого отношения: каждый социальные класс трактует черный в силу культурных и этических предпочтений.
Цвет богатства и бедности, банкиров и монахов, траура и меланхолии, неформальных молодежных сообществ…Вероятно, это самый неоднозначный цвет в палитре. Он вне моды и всегда в моде, вне времени и символ эпох, как и белый цвет. Современное европейское общество (как и американское) научилось сочетать черный цвет в разных сферах жизни, управлять этим парадоксальным символом.
Продолжение следует…

Литература
1. М. Пастуро. Черный. История цвета. – М., Новое литературное обозрение, 2017 г.
2. Л. Февр. Бои за историю. – М., Наука, 1991 г.
3. Шедевры мировой живописи: энциклопедия мирового искусства. – М., Белый город, 2012 г.