Биостанция в 60-х годах. часть 2

Димитрий Морозов-Никифоровский
Биостанция на Карадаге в 60-х годах. Часть 2.

ПРИЕЗД И БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ.

Я прибыл для работы на биостанцию в августе 1962 года.
 
Добирался поездом Саратов - Севастополь. Через Керченский пролив вагоны переправляли на пароме. На станции Владиславовка пересаживался с Севастопольского  поезда на Феодосийский. В Феодосии от вокзала на биостанцию рейсовый автобус ходил, кажется, четыре раза в день. Автобус делал остановки в Планерском (Коктебель), в Щебетовке и в пансионате Крымское Приморье.

Биостанция была конечной остановкой.

На последнем участке пути около домиков Актинометрической обсерватории дорога резко уходила вниз и открывался вид на живописные скалы: Свита, Король с Королевой и Трон.

Перед ними на плато были летние домики, где отдыхали домочадцы чиновников Украинской академии наук.
Для них было простроено одноэтажное здание столовой левее остановки автобуса и небольшой продуктовый магазин.

Асфальтовая дорога здесь закончилась.

Старое здание лабораторного корпуса было справа от ворот на самом краю обрыва к морю.

Ближе в парке стояло двухэтажное здание. При создании биостанции оно предназначалось как жилое для сотрудников. Но в том году в первом этаже размещалось книгохранилище уникальной библиотеки Терентия Ивановича Вяземского и небольшой читальный зал.

Деревянная лестница в один марш вела на второй этаж. Здесь в крохотной комнате над подъездом был кабинет  пожилого заместителя директора биостанции Николая Найденова. ( к сожалению не вспомнил его отчество).

Налево была дверь в медицинский пункт, которым заведовала Вера Михайловна Рябова.

Следующая дверь вела в двух комнатное помещение канцелярии и бухгалтерии.

На этом этаже было еще два двухкомнатных помещения. В ближайшем к лестнице временно поселили меня.

А в комнатах напротив канцелярии разместили нового сотрудника  Анатолия Титова с супругой Галиной Николенко. Младшие научные сотрудники на биостанции оказались примерно одного возраста.

Из их комнат были окна в сторону автобусной остановки. Однажды, когда мы с Анатолием мудрили с электропроводкой, чтобы сделать электрическую розетку в его комнате, где были только выключатель и лампочка, я увидел свою жену, приехавшую на автобусе. Телеграмму о том, что она выехала из Саратова я не получил.

Почтовое отделение с междугородней телефонной связью было в соседнем поселке пансионата  Крымское Приморье.

Телефонный провод с биостанции шел на Центральную усадьбу винсовхоза Коктебель в поселок Щебетовка. В канцелярии стоял старый коммутатор на десять номеров. Телефонные аппараты были полевые армейские с ручкой для подачи звонка. Чаще всего мы звонили по телефону от дежурного по причалу.
Через телефонисток можно было попросить соединить с пограничной заставой в Планерском, чтобы получить разрешение выйти в море на весельной шлюпке.

Конечно, был телефонный аппарат в кабинете директора.

Поскольку, я с раннего детства был непочтителен к начальству и склонен к анархии, то без разрешения подключился к телефонной линии на углу лабораторного корпуса. Телефонный аппарат  спрятал в столе в своей рабочей комнате рядом с морским бассейном. Заранее покупали на почте талоны на междугородние переговоры, и после того как сотрудники расходились по домам, мы могли спокойно поговорить с родителями.

Александр Емельяненков в Российской газете 01.10.2014 в статье «Карадаг как завещание»
Российская газета - Федеральный выпуск №6495 (223)
https://www.rg.ru/2014/10/01/krym.html

После  беседы  с Аллой Морозовой «директором Карадагской биостанции и Карадагского заповедника в одном лице» Емельяненков написал:
« … Алла Морозова приехала на Карадаг в 62-м. Тогда, по ее словам, в лабораториях стояли печки, не было ни водопровода, ни канализации….»

Согласиться с этим полностью не могу. В доме, где жила Алла Морозова, действительно не было канализации. Под раковиной умывальника на кухне стояло ведро. Но в кухне был водопроводный кран. И около дома был кран и шланг для полива огорода.

В лабораторном корпусе на верхнем этаже в химической лаборатории был подключен дистиллятор (электронагревательный прибор, который кипятил водопроводную воду и охлаждал пар для получения дистиллированной воды постоянным потоком водопроводной). Охлаждающая вода сливалась в раковину умывальника и уходила из лаборатории по сливным трубам. Это и есть канализация.

Но вода из лабораторий вместе с химическими реактивами, и морская вода из аквариальных и морского бассейна объемом более 400 куб. м ( 12.5м х 18.5м х1.8 м) сливались без очистки в русло ручья и шли в море уже без труб.

Водопроводные линии обеспечивали кроме лабораторий и нескольких жилых домов здание электростанции. Там были смонтированы два дизельных электрогенератора фирмы «Букау Вольф» немецкого производства.

Справка 1: «В 1862 году инженер Рудольф Вольф (Rudolf Wolf) организовал в городе Букау (Buckau), что в 2 км южнее Магдебурга, фабрику по производству локомобилей, корабельных паровых машин и оборудования («Lokomobilenfabrik R. Wolf). В 1921 году предприятие преобразуется в крупный машиностроительный концерн “Maschinenfabrik Buckau AG und die R. Wolf AG”.
«После окончания Второй Мировой заводы фирмы Buckau-Wolf оказались на территории, занятой советскими войсками, и управлялись как “Советское акционерное общество” (SAG) (т.е. принадлежали фактически СССР). В 1953 предприятие было передано в государственную собственность ГДР, и продолжало выпускать судовые энергетические установки под маркой “SKL” (Schwermaschinenbaukombinat “Karl Liebknecht”). В бывшей Германской Демократической Республике компания "SKL" производила около 3600 морских двигателей и генераторных установок в год. Почти весь малотоннажный рыболовный флот СССР был оборудован дизелями SKL. Большое распространение двигатели SKL получили на речном пассажирском флоте.
http://www.tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=5911&p=58

Для охлаждения дизелей по замкнутому циклу снаружи здания был небольшой бассейн с пресной водой.

Электричество в поселке биостанции включали в семь утра и отключали, кажется, в десять вечера.

В соседней пристройке была пара морских электрических насосов. Перед включением  нужно было заполнить насосы пресной водой до обратного клапана. Через воздушную пробку они морскую воду не засасывали.

Далее водопроводная труба шла к домику на причале.

Позднее у нас появились подвесные бензиновые лодочные моторы. Один подвесной мотор «Ветерок» я лично приобрел в  кредит в Феодосийском магазине спортивных товаров для обеспечения водолазных погружений.

Около водопроводного крана была сделана опора для крепления мотора и железный бак с пресной водой, в который опускали нижнюю часть двигателя с винтом и помпой охлаждения. После возвращения из моря подвесные моторы ставили на этот стенд и запускали, чтобы промыть от морской воды. Часто на этом стенде двигатели регулировали и прогревали перед установкой на лодку. Не очень приятно удерживать на веслах шлюпку в зоне прибоя, если двигатель сразу не запускается. 

Позднее рядом с электростанцией смонтировали электро-компрессор высокого давления для зарядки аквалангов сжатым воздухом. К нему тоже подвели пресный водопровод. Была поставлена  бытовая ванна и акваланги заряжали в холодной пресной воде. При зарядке на воздухе они сильно нагреваются, после остывания давление в баллонах падает и требуется подзарядка до нормы. А в ванне с пресной водой акваланги и отмываются от морской соли и не нагреваются.

Эту работу по монтажу воздушного компрессора  выполнили бесплатно во время своих  отпусков спортсмены секции аквалангистов Харьковского завода им. Малышева:
В.Г. Степаненко, Н.А. Каневцев, А.Л. Рохин, В.Ф Калуцкий, Е.И. Тараканов, В.И. Третьяков, Б.И. Третьяков.
 
В 1969 году в Москве издательством «Наука» был выпущен сборник «Морские подводные исследования». Академия наук СССР,  Океанографическая комиссия, Секция подводных исследований.

На странице 52 указано:
« В июле-августе 1965 г. в Карадагском отделении Института биологии южных морей АН УССР нами проводились подводные наблюдения за поведением рыб с использованием аквалангов марки «Украина».

В работе принимали участие указанные выше  аквалангисты Харьковского завода им. Малышева под руководством Василия Григорьевича Степаненко. К сожалению, сейчас не  помню имен и отчеств всех аквалангистов, кто участвовал в подводных работах. Они несколько сезонов приезжали на Карадаг.

В административном библиотечно-канцелярском здании водопроводный кран был только в медицинском пункте. С чердака здания можно было попасть в небольшую комнатку – третий этаж над парадным входом. В одной стене дверь на чердак и три окна в остальных стенах. Площадь около четырех квадратных метров. Для фотолаборатории хуже помещение не придумаешь. Но другого не предложили. Водопровод на чердак из медпункта мне провели. На чердаке поставили раковину умывальника.  Слив гибким шлангом вывели на крышу. Далее вода через водосточную трубу стекала в клумбу под окна читального зала..

Проблему пресной воды на биостанции пытались решить с самого начала строительства. Дождевую воду с крыши лабораторного корпуса отводили в подземный резервуар емкостью 1000 ведер. Он находился на склоне к ручью ниже уровня морского бассейна. Была маленькая будочка, где из крана можно было нацедить в ведро дождевую воду.

На повороте дороги к гаражу был колодец с воротом.
Здесь наливали воду в бочку конной повозки. Таким транспортом в одну лошадиную силу воду доставляли в Хозяйственную балку, где несколько сотрудников содержали коров, свиней и другую живность, и к верхнему жилому дому.

В 1962 году на биостанции был бортовой грузовик ГАЗ-51 и автобус Павловского завода на таком же шасси.
Для регистрации в Госавтоинспекции автобус декорировали внутри под экспедиционный. Сняли задние сидения. Поставили деревянную перегородку с полками и гнездами для оборудования. По бокам автобуса была надпись – сокращенное название Карадагское отделение Института биологии южных морей Академии наук Украинской ССР

Даже после того, как до биостанции проложили высоковольтную линию электропередачи, построили трансформаторную подстанцию, а в русле речки Отузки сделали скважину и насосную, вода в водопроводе была жесткая, точнее слабосоленая.

В чайниках образовывался толстый слой рыжей накипи. Чай получался бурый и непрозрачный.
Красивый и вкусный чай можно было заварить только в лаборатории на дистиллированной воде.

Мыться сотрудники биостанции ходили в душевой павильон ближайшего пансионата Крымское Приморье. Там вода была такого же качества. Мыло не мылилось.  Не все шампуни годились. Дамы нашли выход - мыли волосы  сырым куриным яйцом.


Отопление было печное. Закупленный уголь на грузовике развозили по домам. Ящики с углем стояли у каждого крыльца. От дождя не закрывали. Мокрый уголь горит лучше. Но чтобы его разжечь, сначала надо растопить печь дровами.
Дрова тоже привозили к дому. Но пилить и колоть приходилось самим.

Иногда привозили – бакаут. Очень твердая и плотная древесина. Тонет в воде.

Справка 2: Бакаут (Гаваяковое дерево) Guajacum officinale (гваякум лечебный) — Lignum vitae и Guajacum sanctum (гваякум священный) — Iron wood, род вечнозелёных деревьев семейства парнолистниковых. Бакаут  — невысокие (до 10—13 метров), медленно растущие вечнозелёные деревья с кожистыми перистосложными листьями, членистыми ветвями и красивыми светло-синими цветками. Древесина бакаута одна из самых тяжёлых: ее плотность при 15% влажности составляет 1300 кг/м3. Древесина износостойкая, но трудно обрабатывается, содержит много (около 1/4 массы) гваяковой смолы, используемой для лечебных целей, обладает самосмазывающими свойствами (особенно в воде). Бакаут применяется в качестве материала для подшипников, блоков, шаблонов в машиностроении, судостроении, для токарных изделий, также бакаут идёт на изготовление шаров и кеглей для боулинга.
http://les.novosibdom.ru/wood/1/4

Остывший в топке угольный шлак иногда было трудно отодрать от чугунной решетки и кирпичных стенок. Можно было выворотить чугунные колосники.


Дожди на Карадаге были редко. Но глинистая почва сразу становилась скользкой и липкой. Многие возле своего крыльца закрепляли вертикально железную пластину с двумя рогами. Об нее очищали обувь от глины.

Шлаком посыпали тропинки от крыльца в сторону служебных зданий и в направлении «удобств» типа сортир. В этой местности не делали выгребных ям. Деревянную постройку переносили на новую яму. А старую присыпали землей.

Через пару лет на биостанцию завезли достаточное количество щебня. Перед воротами засыпали площадку для разворота рейсового автобуса. И грунтовые дороги к верхнему дому, на причал и к гаражу тоже стали с покрытием из щебня. Пешеходные дорожки к домам тоже поверх шлака покрыли щебнем.

В клубе пансионата Крымское Приморье через день чередовали танцы и киносеансы. Кино посещалось сотрудниками биостанции регулярно, а танцы реже.

После закрытия базы отдыха домочадцев Украинской академии наук на Карадаге в помещении столовой недолго готовили обеды для группы сотрудников. Упросили стать поварихой одну местную жительницу. Договорились о зарплате. Всю бухгалтерию взялся вести на общественных началах Евгений Никандрович Овен – он начал работать на биостанции на несколько лет раньше нас.

Потом это здание переоборудовали по жилье сотрудников. Пришлось ходить на обеды в рабочую столовую пансионата.

Доброго Всем Здоровья!

В Части 3. "Биостанция в 60-х годах" расскажу о морском бассейне.