88 Первые из первых 08 марта 1972

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

88. Первые из первых. 67-й ОДСРНК ДКБФ. 8 марта 1972 года.

Сводка погоды: Калининград, среда 8 марта 1972 года дневная температура: мин.: 1.1°C, средняя: 2.2°C тепла, макс.: 4.7°C тепла, моросящий дождик (0.3 мм осадков).

Мы, прибывшие первыми в расположение 67-го ОДСРНК ДКБФ по улице Суворова, д.54 в городе Калининграде и пополнение, которое прибыло перед ужином, были согласны с решением командира 67-го Отдельного дивизиона строящихся и ремонтируемых кораблей, потому что вновь прибывшим офицерам и мичманам, также, как и нам всем опять очень хотелось кушать, поэтому мы шумно и громогласно радостно восприняли то, как капитан 1 ранга В.Н. Безносов махнул на нас рукой и отечески отпустил до утренней побудки. В оставшееся время до "отбоя" в казармах Дивизиона-Экипажа началась явная и подспудная разборка и борьба за власть между годками и военнослужащими Дивизиона-Экипажа.

Дело в том, что в нашей шумной и хаотичной компании, в которой особо выделялись ДМБовские годки призыва весны 1969 года, господствовало единое и очень эмоциональное мнение, что нас всех списали на берег с боевых кораблей по причине нашего либо плохого поведения, либо «годковского гонора» и неуправляемости, либо в наказание, либо в результате чьих-то интриг, годковских разборок и козней командиров. Никто из нас, списанных на берег или «отверженных», как мы первоначально гордо себя называли, даже не подумал, что нас не списали, а перевели на совершенно новый корабль, чтобы мы сформировали совершенно новый экипаж, создали этот новый боевой корабль, внесли в него душу, первые обычаи и традиции, создали его изначальную славу (имидж – автор).

Нас всех изначально объединяло ощущение и уверенное чувство, что мы были не обычными простыми матросами и годками, что каждый из нас был личностью, обладал своим необычным личностным характером, волей, интересом, желанием, поэтому мы считали оскорбительным решение наших командиров отлучить нас, оторвать от привычного быта и среды обитания на наших боевых кораблях, на которых мы были в заслуженном авторитете. Теперь нам всем предстояло в жарких стычках и схватках друг с другом, с новыми незнакомыми офицерами и мичманами, с новым неизвестным нам командиром корабля, старпомом и замполитом, с трудностями первопроходцев и с обстоятельствами новой службы, «по новой», то есть «с нуля» начинать свою военно-морскую и корабельную службу. Для ДМБовских годков, которые в мае-июне 1972 года должны были «сыграть ДМБ», опять начинать с «азов» казарменной жизни на берегу в дивизионе-экипаже было сверх оскорбительным - дляч них это было "западло".

Немудрено представить, как весенние ДМБовские годки призыва весны 1969 года, а за ними осенние годки или просто «годки» призыва осени 1969 года, а вслед за ними мы, «подгодки», «молодые» и «салаги», отнеслись к месту нашей новой службы, к друг другу, к новым офицерам и мичманам. Слава богу, что весенних ДМБовских годков 1969 года было всего несколько человек (по-моему, трое - автор) и они, видимо, попали в Дивизион-Экипаж в результате каких-то договорённостей со своим начальством. Явно было видно, что эти ДМБовские годки присланы сюда для поддержки морских традиций и дисциплины среди личного состава, в помощь офицерам и мичманам, потому что они сразу же начали "драть" всех подряд - годков, подгодков, молодых и салаг.

Офицеры и мичманы Дивизиона-Экипажа попытались наладить приборки в казармах-кубриках, дежурство дневальных, дежурных по ротам, а также работы в нарядах на камбузе, то есть в столовой, но без участия и помощи ДМБовских годков у них это плохо получалось. "Чужих" офицеров и мичманов никто не слушался, демонстративно молчал и не отвечал на их вопросы или приказания, поэтому всё чаще и чаще в наших казармах появлялся старший лейтенант с БПК "Бодрый" Олег Анатольевич Белонин, которого негласно все мы признавали за нашего "старпома".

Олег Анатольевич Белонин не стал обращаться ко всем с указаниями и приказаниями, он сразу же "вычислил" ДМБовских годков и годков, которые были "в авторитете" и обратился к ним. После негромкого разговора "тет-а-тет", трое ДМБовских годков встали со своих коек, которые тут же заправили соответствующие молодые и салаги, вышли в коридор, переговорили с военнослужащими Дивизиона-Экипажа и вернулись в кубрик, раздавая по сторонам указания в стиле: "Эй, ты, иди сюда! Пойдешь на камбуз. Радуйся, поешь досыта" или "Эй, ты, лопоухий карась! Ходи сюда. Возьми своих корешей и дуйте на склад. Поучите обрезы, ветошь и "машку". Потом марш в душевую, приберётесь там. А ты, годуля, пойдёшь с ними старшим". Все эти указания сдабривались таким густым "кремом" матерных выражений, что возражать никто не посмел и не смел...

Мне круто повезло, потому что с самого начала в толпе "списанных отверженных" выделился высокорослый детина с грубым обветренным лицом и длинным носом, - это оказался старшина 1 статьи, командир отделения рулевых с какого-то эскадренного миноносца или сторожевого корабля, Александр Кузнецов. Он характерно сопел своим носом, когда-то сбитым набок точным и сильным ударом, не терпел возражений, был смел, решителен, напорист, простоват, но зато прекрасно знал все морские традиции, повадки годков и умел парировать любое сопротивление, недовольство, непослушание и непонимание. Как-то само собой Александр Кузнецов стал лидером всех матросов рулевых и штурманских электриков. Это он, Александр Кузнецов, первым крикнул в толпу: "Кто тут рулевой? Ходи сюда! Знакомиться будем".

Сашка Кузнецов имел рост около 190 см, то есть почти на 10 сантиметров выше меня, гораздо здоровее меня, плечистее, обширнее и сильнее. Сашка Кузнецов родился в 1951 году, призывался осенью 1969 года и был старше меня по сроку жизни и службы ровно на 2 года. Конечно, в вопросах военно-морской службы Сашка Кузнецов был во много раз опытнее меня, опытнее Толи Телешева, равный другим ДМБовским годкам, а по своему взрывному, вспыльчивому и нетерпеливому характеру он был сильнее многих (если не всех - автор). Причём Сашка Кузнецов отличался от остальных ДМБовских годков и просто годков тем, что он не чурался исполнения обязанностей рулевого, дежурного по БЧ-1, старался вникнуть в штурманское дело, потому что очень хотел после ДМБ выучиться в "мореходке" и пойти в море не просто матросом, а штурманом.

К сожалению, вероятно, в юности и молодости Александр Кузнецов был хулиганистым парнем, он не очень много времени и сил уделял обучению в средней школе, пережил много разных судьбоносных "приключений" и не научился полностью управлять своими страстями, хотениями и поступками, но он очень хотел этому научиться. Особенно Сашка Кузнецов хотел быть таким же хладнокровным, терпеливо достойным, скромно выдержанным, знающим и умелым, как один молодой "салажонок", который вскоре стал его другом...

Старшина 1 статьи Александр Кузнецов объективно естественно и по формальному распоряжению офицера, который нас встретил в Дивизионе-Экипаже как исполняющий с февраля 1972 года обязанности командира корабля, стал нашим первым командиром отделения рулевых БПК "Свирепый". Он сразу же взял под своё крыло весь состав нашего отделения рулевых и штурманских электриков, организовал нам койки в одном ряду, место за столом в столовой личного состава, "выбил" новые не вонючие половые тряпки (ветошь - автор) и новенькие обрезы (жестяные вёдра - автор), короче, проявил настырность, смекалку, настойчивость, инициативность и одним из первых организовал почти корабельный распорядок дня в казармах и учебных классах, приборки, построения, постирушки и помывки личного состава.

Главное, в чём мы сошлись и подружились с Сашкой Кузнецовым, - это одинаковое отношение к молодым матросам и салагам, потому что и я и он считали, что мы все флотские братья, братишки, что старшины, командиры отделений должны относиться к молодым и салагам, как старшие братья - строго, но заботливо, главное - справедливо.

Единственное, в чём мы не мирились друг с другом, - это в том, что Сашка Кузнецов от нетерпения или из-за "молодой тупости" салаги мог допустить рукоприкладство, а рука у него была не простая, а "длань", лопатообразная, как загребущая клешня краба. Например, Сашка Кузнецов на спор (ДМБовские годки всегда спорили на бутылку водки - автор) мог своими дланями объять мой подтянутый живот так, что большие и средние пальцы сходились. Он очень любил показывать своим друзьям-одногодкам это фокус на моём подтянутом животе, те в свою очередь, укоряли его: "Что ж ты за командир отделения, если у тебя подчинённый салага такой худой?". В результате Сашка Кузнецов "выбил" на камбузе (в столовой - автор) с помощью нашего корабельного доктора вторую порцию "добавки" мне, как "самому худому человеку на корабле при росте 183 см" (на самом деле у меня всегда был и есть рост 182 см - автор).

Подобные Сашке Кузнецову ДМБовские годки и просто годки были и в других командах и боевых частях экипажа нашего новостроящегося БПК "Свирепый", но не все из них были подобны Сашке по заботливости, по отношению к молодым и салагам, по рвению по службе. Годки на флоте и флотская годковщина - это многообразное явление, имеющее множество разных форм и оттенков своего проявления - от смешно-безобидных, приключенческих игровых до оскорбительных, преступных и жестоко-садистских...

В фотоальбомах и в архивах автора совсем нет никаких фотографий или информационных следов о тех ДМБовских годках, которые весной в мае 1972 года сыграли ДМБ из нашего Дивизиона-Экипажа. Они выполнили свою задачу, помогли командному и офицерскому и мичманскому составу БПК "Свирепый" сформировать упорядоченную структуру отделений, команд и групп в боевых частях, наладить традиционные флотские отношения, режим службы и распорядок дня, выполнение приборок, хозяйственных и бытовых работ, содержание вещевых аттестатов и дисциплинированное поведение матросов.

Однако самую существенную, основную, определяющую и формирующую роль в становлении первого изначального экипажа БПК "Свирепый", в создании стартового комплекса корабельных и боевых традиций, ритуалов и правил жизнедеятельности всех "свиреповцев" периода с мая-июня 1972 года по октябрь-ноябрь 1974 года имели "первые из первых" - первый штатный экипаж БПК "Свирепый", в который входили: первый командир корабля, первый старпом, первые командиры боевых частей, первые офицеры и мичманы, старшины и матросы - годки, подгодки, молодые и салаги призыва с осени 1969 года до осени  1971 года.

Дело в том, что командование ВМФ мудро формирует экипажи новостроящихся кораблей по принципу "полного комплекта всех сроков службы", то есть наличия в экипаже корабля многоопытных "годков" - матросов и старшин, отслуживших 2,5 года из 3-лет срочной службы - автор), опытных "подгодков" - отслуживших 2 года из 3-х, молодых матросов, отслуживших 1,5 года и салаг, то есть матросов, окончивших средние военно-морские учебные заведения и прослужившие 1 год на флоте. В некоторых случаях, например, при формировании экипажей кораблей, которые должны как можно скорее встать на боевую службу, учитывается время и срок получения первичного начального военного специального образования (навыков) в школах ДОСААФ. В количественном отношении многоопытных годков на корабле должно быть почти столько же, сколько юных салаг, но не менее количества командиров отделений боевых частей и служб.

Возможно по давней флотской негласной традиции количество юнг или салаг на корабле равняется количеству многоопытных годков для того, чтобы они (годки) имели себе живые субъекты-объекты для своего "годковского удовлетворения", чтобы не трогать и не третировать подгодков и молодых матросов, трудом и службой которых обеспечивается повседневная и боевая деятельность корабля? Не знаю, но в изначальном экипаже БПК "Свирепый" на трёх ДМБовских годков призыва весны 1969 года по сути, фактически, реально и действительно было тоже трое самых молодых матросов призыва осени 1971 года - я и ещё двое, мы были самыми молодыми салагами в этом «кагале». Справка: Кагал («кахал», ивр. – «собрание народа, сход») – орган общинного самоуправления, община у евреев, а в нашем случае – «беспорядочная толпа», «шумное сборище», «толпа», «большая группа людей», «шумная компания», «банда», «стая», «свора», «кодла», «сброд»…

По законам генетических врождённых основных инстинктов в таком «кагале списанных отверженных» неизбежно должны были возникнуть: борьба за доминирование и власть (формальную и неформальную); стихийно-подспудно-организованное установление местных правил общежития и жизнедеятельности; иерархия и субординация системы отношений доминирования; свои «доморощенные» корабельные обычаи и традиции; свои характерные коллективные и индивидуальные нравы и норовы; своя фактическая и мифологическая слава и имидж.

Справка: Имидж (от англ. Image – «образ», «изображение», «отражение») – целенаправленно формируемый образ, совокупность представлений, мнений и суждений о статусном поведении объекта (человека, семьи, группы, общины, коллектива или общества). Имидж формируется естественно или создаётся искусственно событиями, приключениями, фактами и их отражением-преломлением во мнении окружающих, пиаром-пропагандой, рекламой или клеветой с целью формирования определённого отношения к объекту. Имидж объекта, как правило, сочетает в себе как реальные качества и свойства объекта, так и нереальные, то есть воображаемые, сочинённые, придуманные молвой.

Все эти рассуждения не зря автор вставляет в эту новеллу здесь, потому что в той или иной форме, по сути, эти ощущения и размышления были у меня, у годков и у командования Дивизиона-Экипажа в начале марта 1972 года. Я об этом думал потому, что только что, совсем недавно, в ноябре-декабре 1971 года пережил все эти ощущения, чувства и мысли в борьбе с «годковщиной» в 9-м Флотском экипаже ДКБФ в городе Пионерский. Вот почему мне, ещё очень молодому матросу, эта ситуация была хорошо знакома и понятна.

Будучи списанным с БПК "Бодрый", я чувствовал себя обиженным и отверженным, Толя Телешев, штатный матрос-рулевой БПК «Бодрый», ещё сильнее переживал списание на берег, в этот Дивизщион и винил в этом меня и тот случай на экзамене на классность, когда я побежал в румпельное отделение исполнять приказ, не взяв у него ключ от замка на люке. Многие другие в нашем "кагале списанных отверженных" считали высшей несправедливостью списание ДМБовских годков на берег непосредственно перед самым ДМБ. Согласитесь, «сыграть ДМБ» с родного боевого корабля, на котором прошла короткая, но такая долгая военно-морская служба, и «сыграть ДМБ» из какой-то бывшей немецкой чужой и холодной казармы – это совсем «не то», это «западло»…

Генетический «вирус» древних инстинктов мужиков-охотников, мужиков-борцов, мужиков-воинов и мужиков-соперников неизбежно и закономерно превращал эту якобы «случайно» собранную с кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ команду матросов, старшин, мичманов и офицеров в тот самый «кагал», то есть в «банду» советских военных моряков. Должно было произойти что-то неординарное, значительное, идейно-идеологическое, новое, мировоззренческое, принципиальное, чтобы «качнуть» общее настроение, только-только возникающий внутренний имидж (внутреннее общее мнение – автор) и внутренний нрав (коллективный характер – автор), чтобы мы, «кагал списанных отверженных» (в тот момент мы говорили «кодла избранных» - автор) превратился либо в цельный, сплочённый и боевой экипаж боевого корабля, либо действительно и реально в полукриминальную банду «головорезов».

Определяющим в формировании нового экипажа нового боевого корабля, конечно, были планы и программа строительства и монтажа БПК "Свирепый", программы обучения личного состава, приёмки корпуса и оборудования корабля, боевая и политическая учёба и подготовка личного состава в соответствии с советской идеологией, законами, решениями Коммунистической партии и Советского правительства, уставами и должностными инструкциями, но неформальной определяющей силой нового экипажа являлись древние и современные морские обычаи, традиции и правила, коллективное и индивидуальное творчество лидеров (формальных и неформальных), вожаков и вождей.

Теперь, после прожитой жизни и службы, я хорошо понимаю, что главной задачей нового командира нового корабля БПК "Свирепый" было совмещение вектора направления формальной, официальной и господствующей идеологии и политики командования с вектором направления неформальной стихийной идеологии, политики и коллективного нрава личного состава, то есть матросов и старшин, салаг, молодых и годков. Как всегда важнейшим доминирующим фактором в выборе этих векторов-направлений идеологии и политики был человеческий фактор, то есть воля, авторитет, нрав и характер поведения, пример и образец лидеров – формальных (командир, старпом, замполит, офицеры и мичманы) и неформальных (ДМБовских годков, годков, старшин, старших матросов). В борьбе-соперничестве этих лидеров и заключался итоговый выбор Судьбы – будущий легендарный имидж и слава БПК "Свирепый".

7 марта 1972 года, когда мы почти беспорядочной хаотичной толпой, руководствуясь только физической силой, массой своих голых тел, своим норовом и нахальством (как известно, «нахальство - это  второе счастье» - автор) занимали места в душевых кабинах и мылись «с дороги», потом «расхватывали» койки и тумбочки, «распихивали» в них свои пожитки-аттестаты, а потом привычно строились только по росту и шли в столовую, а там также быстро и нахально стремились занять лучшие места за столами рядом с раздачей, втиснуться в очередь за миской щей и флотских макарон с тушёнкой мясом, - мы ещё не знали, как называется наш корабль, какой это будет корабль, какими мы будем в соответствии с названием нашего корабля. Только на следующий день в среду 8 марта 1972 года, когда мы сами тревожно рано пробудились в больших гулких казармах на панцирных двухуровневых койках, мы узнали, что сейчас мы увидим нашего командира корабля и узнаем, где и на каком корабле мы будем служить.

На утреннем построении для поднятия военно-морского флага на флагштоке у края строевого плаца Дивизиона-Экипажа мы впервые увидели невыразительную фигуру и лицо командира нашего будущего корабля, капитана 3 ранга Евгения Петровича Назарова, увидели лица и фигуры незнакомых офицеров – старших офицеров корабля, командиров будущих боевых частей и команд, некоторых мичманов. После представления командиром 67-го Отдельного дивизиона строящихся и ремонтируемых кораблей ДКБФ капитаном 1 ранга В.Н. Безносовым командира корабля, старшего помощника командира корабля и заместителя командира корабля по политической части, нам было объявлено:

- Вы все являетесь экипажем новостроящегося большого противолодочного корабля БПК «Свирепый» и должны с честью и достоинством советских военных моряков гордо нести это славное имя, выполнять все приказы командира корабля и командования, совершенствовать свою боевую выучку и политическую подготовку, чтобы честно исполнить свой священный долг по защите Отечества и Родины, достичь недосягаемого, стать лучшими на Балтийском флоте, удовлетворить все свои желания, но флот не опозорить...

Последние слова капитана 1 ранга В.Н. Безносова были приняты нами (списанными отверженными - автор) с таким воодушевлением и дружным глухим рёвом, что ему пришлось грозно прикрикнуть: «Смирно!» и мы все послушно замерли, мгновенно признавая за ним старшинство и верховенство в этот момент.

Выступление и представление капитана 3 ранга Евгения Петровича Назарова было не таким эффектным, как представление капитана 1 ранга В.Н. Безносова, но тоже кратким, деловым и командирским. Мы все поняли, что перед нами спокойный, выдержанный, немного отстранённый, деловой и уже очень озабоченный текущими задачами и обстоятельствами командир корабля. Общее первое мнение о нашем новом командире было таким: "Будем посмотреть…". Остальных старших и иных офицеров мы практически не восприняли и не запомнили с первого раза, потому что тут же началась перекличка и перестановка нас в строю по боевым частям.

Я попал в состав штурманской боевой части БЧ-1 БПК «Свирепый», назначен на должность простого рулевого-сигнальщика в звании матрос с привычным уже по БПК «Бодрый» боевым номером – 1-5-11, что означает: БЧ-1, пятый боевой пост (румпельное отделение), первая вахтенная смена и первый в очереди дежурства первой вахтенной смены. Вот так в среду 8 марта 1972 года я наконец-то перестал быть «отверженным», а стал штатным матросом, рулевым БПК «Свирепый», одновременно одним из очень немногих самых молодых матросов в новом экипаже нашего корабля.

С одной стороны я был весьма рад и своему назначению, потому что, во-первых, пуже привычно, во-вторых, меньше забот и хлопот по должности, в третьих, меньше ответственности, в-четвёртых, служба уже понятная и простая, но с другой стороны я был встревожен перспективой опять стать «салагой», "мальчиком на побегушках" или "мальчиком для битья", потому что неписаные традиционные законы и правила срочной матросской службы на флоте ещё никто не отменял. Однако для нас всех главным и важнейшим событием в эту среду 8 марта 1972 года было то, что мы все, командиры, офицеры, мичманы, старшины и матросы вдруг за несколько минут перестали быть «списанными», «отверженными», «никакими» и «брошенными», потому что мы стали первыми моряками, первым экипажем нового ещё неведомого нам боевого корабля, мы стали – «первыми из первых».

Вот они - "первые из первых" - командиры, офицеры и мичманы легендарного БПК "Свирепый" с момента образования 25 февраля 1972 года первой группы в соответствии с директивой ГШ ВМФ №730/1/00198 от 11.02.1972 года "О формировании экипажа БПК «Свирепый (в/ч 30923)":

с 7 марта 1972 по март 1976 - командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров, родился 8 августа 1934 года (38 лет в 1972 году - автор);

с февраля по июнь 1972 - заместитель командира корабля по политической части капитан-лейтенант В.А. Тихонов;

с февраля по 7 марта 1972 - исполняющий обязанности командира корабля, с 7 марта по июнь 1973 года - старший помощник командира корабля капитан-лейтенант Александр Андреевич Сальников, родился 15 января 1944 года (28 лет в 1972 году - автор);

с февраля 1972 по декабрь 1975 - командир штурманской боевой части БЧ-1 старший лейтенант Геннадий Фёдорович Печкуров;

с февраля 1972 по 20 июля 1973 - командир ракетно-артиллерийской БЧ-2 старший лейтенант Евгений Леонидович Крылов;

с февраля 1972 по август 1977 - командир зенитной ракетной батареи №1 лейтенант Александр Александрович Турчак, родился 10 августа 1950 года (22 года в 1972 году - автор),

с февраля 1972 по июнь 1973 - командир зенитной ракетной батареи №2 (ЗРБ-2) лейтенант Владимир Алексеевич Михайлов,

с февраля 1972 по декабрь 1974 - командир артиллерийской батареи №3 (ЗБ-3) лейтенант Валерий Геннадьевич Бочковский, родился 17 августа 1948 года (24 года в 1972 году - автор),

с февраля 1972 по август 1974 - командир минно-торпедной боевой части БЧ-3 старший лейтенант Олег Анатольевич Белонин,

с февраля 1972 по январь 1974 - командир стартовой батареи (СБ) БЧ-3 лейтенант Юрий Владимирович Пивоваров

с февраля по сентябрь 1972 - командир группы управления (ГУ) БЧ-3 БПК "Свирепый" лейтенант Александр Семёнович Пронькин, родился 19 ноября 1947 года (25 лет в 1972 году - автор),

с февраля 1972 по август 1977 - командир боевой части связи (БЧ-4), лейтенант Андрей Степанович Дробот, родился 16 апреля 1942 года (30 лет в 1972 году - автор),

с 7-го марта 1972 по март 1976 - командир электромеханической боевой части (БЧ-5) - капитан-лейтенант Валерий Николаевич Силкин,

с 7 марта  1972 по 1974 - командир трюмно-котельной группы (ТКГ) БЧ-5 лейтенант Юрий Евгеньевич Самарин,

с  7 марта 1972 по 1975 - командир электротехнической группы (ЭТГ)) БЧ-5 лейтенант Николай Степанович Федосов,

с августа 1972 по ноябрь 1977 - командир турбомоторной группы (ТМГ) БЧ-5 лейтенант Сергей Николаевич Гусев, родился 10 февраля 1949 года (23 года в 1972 году - автор),

с февраля 1972 по март 1977 - командир радиотехнической службы (РТС) капитан-лейтенант Константин Дмитриевич Васильев,

с 7 марта 1972 по май 1976 - командир гидроакустической группы (ГАГ) РТС лейтенант Игорь Николаевич Каменский,

с 7 марта 1972 по 1973 - лейтенант-инженер РТС Владимир Афанасьевич Астахов,

с 7 марта 1972 по апрель 1976 - начальник медицинской службы (Сл-М) старший лейтенант медицинской службы Леонид Никитич Кукуруза, родился 17 августа 1947 года (25 лет в 1972 году - автор),

с февраля 1972 по май 1973 (?!) - помощник командира корабля по снабжению Михаил Иванович Казаченко (нет, он был с нами на БС в июле-октябре 1973 года - автор),

с февраля по июнь 1972 - секретарь комитета ВЛКСМ БПК "Свирепый" помощник замполита лейтенант Николай Судаков,

с 7 марта 1972 по июль 1973 - старшина ПУ СТБ минно-торпедной части БЧ-3 мичман Анатолий Андреевич Дворский, родился 22 июня 1950 года (22 года в 1972 году - автор),
 
с февраля 1972 по март 1977 - боцман БПК "Свирепый" мичман Савва Павлович Кучерявый, родился 18 декабря 1944 года (28 лет в 1972 году - автор),

с 7 марта 1972 по январь 1977 - техник электротехнической группы БЧ-5 мичман Николай Петрович Таркачёв,

с 7 марта 1972 по июль 1977 - старшина команды гидроакустиков мичман Владимир Петрович Козьменко,

К великому сожалению автора в начальный период пребывания в Дивизионе-Экипаже с 7 марта 1972 года до июня 1972 года я не имел возможности как-то вести учёт и подробно записывать события окружающего мира, в том числе фиксировать для памяти фамилии, имена и отчества, звания и должности годков весеннего и осеннего призыва 1969 года, поэтому из них в ДМБовском альбоме и в дневнике-ежедневнике автора за 1972 год остались только фамилии: командира отделения рулевых БЧ-1 старшины 1 статьи Александра Кузнецова и командира отделения БЧ-(?) старшины (?) статьи Сергея Берёзы.

Вместе с тем, на фотографиях автора от 12 августа 1972 года, когда на БПК "Свирепый" был впервые поднят Военно-Морской Флаг ВМФ СССР, видны и могут быть узнаны многие ДМБовские годки призыва осени 1969 года.

Личный состав первого изначального экипажа БПК "Свирепый" по состоянию на 7 марта 1972 года (из Списка старшин и матросов, проходивших службу на корабле, книга "Свирепый на страже Отечества: судьба корабля в эпизодах и лицах" / авт.-сост. А.С. Дробот ; Калининград: Аксиос, 2015. Стр. 268-297) - в обработке автора:

Старшины и матросы (годки) призыва май-июнь 1970 года, отслужившие к 7 марта 1972 года на флоте почти 2 года или 22 месяца (ФИО, должность на момент ДМБ, дата призыва, но не дата прибытия в экипаж БПК "Свирепый"):

АБДУЛАЕВ Вагиф Алашраф-оглы к/о радиометристов ПИП 13.05.70
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Викторович ст. моторист 20.05.70
БЕЛКО Александр Иосифович к/о газотурбинистов 19.05.70
БЕЛЬЧИНСКИЙ Андрей Григорьевич ст. строевой 17.05.70
БЕРЕСТОВ Николай Михайлович ст. электромеханик 13.05.70
БОЧКАРЕВ Николай Вячеславович комендор 05.05.70
БРОДНИКОВСКИЙ Виктор Леонтьевич гидроакустик 13.05.70
БРУСОВ Валерий Павлович ст. радиомеханик 04.05.70
ВАГИН Станислав Николаевич к/о электромехаников 18.05.70
ВОРОНОВ Александр Дмитриевич к/о гидроакустиков 19.05.70
ЗАВОДСКОВ Александр Фёдорович ст. газотурбинист 10.05.70
ЗОЗУЛИН Владимир Алексеевич ст. гидроакустик 11.05.70
КЛЕПИКОВ Валерий Юрьевич к/о электриков ПЛО 12.05.70
КЛЫКОВ Алевтин Викторович ст. радиотелеграфист 15.05.70
КОМАРОВ Анатолий Михайлович к/о торпедистов 14.05.70
КОНЯШИН Николай Николаевич Ст. радиотелеграфист 15.05.70
КРУГЛИКОВ Андрей Андреевич к/о гидроакустиков 19.05.70
ЛОЙКО Юрий Тимофеевич ст. эл. слабого тока 15.05.70
МУСЕЙЧУК Анатолий Петрович ст.  азотурбинист  14.05.70
НОСОВ Александр Яковлевич к/о комендоров 15.05.70
ОСПАНОВ Тойбазар Жумагазиевич старший писарь СДП 10.05.70
ПЕТЧЕНКО Виктор Григорьевич ст. радиотелеграфист 15.05.70
СКИБА Валерий Павлович к/о радиотелеграфистов 14.05.70
СКЛЮЕВ Михаил Иванович ст. комендор 10.05.70
СТЕПАНОВ Анатолий Иванович к/о трюмных 04.05.70
СУРУСОВ Николай Петрович радиотелеграфист 16.05.70
УМИРКАЕВ Равиль Закурович моторист 10.05.70
ХИСМАТУЛИН Мансур Сайфуллиевич ст. электрик 08.05.70
ХУСАИНОВ Рафкат Тораевич ст. гидроакустик 08.05.70
ЧУГУННЫЙ Сергей Иванович к/о радиометристов арт. 16.05.70
ШЛЫКОВ Владимир Иванович гидроакустик 15.05.70
ГРИГОРЬЕВ Пётр Андреевич газотурбинист 11.05.70

Старшины и матросы (полгодки) призыва ноябрь-декабрь 1970 года, отслужившие к 7 марта 1972 года на флоте почти 1,5 года или 16 месяцев (ФИО, должность на момент ДМБ, дата призыва, но не дата прибытия в экипаж БПК "Свирепый"):

АНОСОВ Борис Алексеевич радиотелеграфист 16.11.70
БАБАЧЕНКО Валерий Николаевич к/о минеров 20.11.70
БРЮХОВЕЦКИЙ Константин Васильевич к/о электриков 12.11.70
ВАРАВА Александр Михайлович ст. радиометрист ПИП 19.11.70
ВАХНИЙ Виктор Иванович ст.  электромеханик 17.11.70
ВИШНЕВСКИЙ Николай Иванович старший электрик ПЛО 09.11.70
ГАЙДУК Анатолий Сергеевич минер 22.11.70
ГОРЛОВСКИЙ Микалин Владимирович ст. телемеханик 20.11.70
ДОНДАКОВ Батар Буяндрович ст. кладовщик 12.11.70
ЕВДОКИМОВ Вячеслав Михайлович ст. радиометрист БИП 20.11.70
ЕГОРОВ Николай Петрович ст. электромеханик 12.11.70
ЖИГАЛКИН Борис Борисович ст. электрик 19.11.70
КАЗЕННОВ Юрий Васильевич радиотелеграфист 16.11.70
КАНОНЕНКОВ Александр Павлович ст. комендор 30.10.70
КЛАПИН Степан Изотьевич к/о комендоров  16.11.70
КРУПНИК Анатолий Григорьевич к/о электриков арт.  18.11.70
КУТУЗОВ Александр Николаевич радиометрист арт. 09.11.70
МАЗУР Петр Евтихович к/о р/м наблюдателей 22.11.70
МАЛЬЧЕНКОВ Николай Иванович ст. радиомеханик 09.11.70
МАРТЫНОВ Анатолий Михайлович эл. штурманский 12.11.70
МОРОЗОВ Николай Николаевич к/о механиков БП ЗАС 19.11.70
ПАРИНОВ Александр Васильевич ст. механик ТФ ЗАС 16.11.70
ПОНОМАРЕВ Евгений Николаевич электромеханик 16.11.70
ПРИБЫЛОВ Александр Иванович к/о механиков ТФ ЗАС 14.11.70
РЯБЧУК Леонид Александрович  ст.  минер 22.11.70
СТЕЛЬМАХ Александр Васильевич эл. сильного тока 15.11.70
СХАБО Мадин Юсуфович ст. дозиметрист 19.11.70
УРМАШ Алексей Ефимович ст. комендор 19.11.70
ФЕДОРОВ Виктор Петрович к/о мотористов 12.11.70
ФЕДУЛОВ  Александр Петрович комендор 09.11.70
ЧЕРВЯКОВ Александр Николаевич радиотелеграфист 19.11.70
БОКША Александр Николаевич  старший радиометрист БИП 20.11.70

Старшины и матросы (молодые матросы) призыва май-июнь 1971 года, отслужившие к 7 марта 1972 года на флоте почти 1 год или 10 месяцев (ФИО, должность на момент ДМБ, дата призыва, но не дата прибытия в экипаж БПК "Свирепый"):

АГУРЕЕВ Александр Федорович гидроакустик 13.05.71
АРЕСТОВ Анатолий Николаевич радиомеханик 15.05.71
БАБИЧ Михаил Алексеевич к/о р/метристов арт. 12.05.71
БАЛЬЧЮС Ионас Ионо к/о торпедистов 10.05.71
БАРАНОВ Владимир Владимирович плотник 12.05.71
БАСС Марк Тулович ст. к-ды комендоров 14.05.71
БОРОДЕНКО Виктор Васильевич ст. электрик 21.05.71
БУЛАТ Григорий Степанович к/о эл. штурманских 13.05.71
ВАКАТИНОВ Николай Анатольевич ст. комендор 13.05.71
ДАМИРОВ Алдын Мамед-оглы маш. трюмный 12.05.71
ДЕВЯТНИКОВ  Павел Алексеевич комендор 11.05.71
ДОМИРОВ Алдын Мамед-оглы машинист трюмный 12.05.71
ДОНИЧ Иван Саввович к/о механиков БП ЗАС 13.05.71
ДОРОШЕВИЧ Александр Викторович к/о электриков 20.05.71
ЕРШОВ Анатолий Николаевич к/о химиков 11.05.71
ЗАКИРОВ Шокиржан Юлдашевич ст. электрик 14.05.71
ИСОДА Альгердас Иозо к/о механиков ТФ ЗАС  14.05.71
КИСЕЛЕВ Дмитрий Васильевич ст. хлебопёк 20.05.71
КОЖАН Сергей Адамович  ст. электромеханик 14.05.71
КРАСИЛЬНИКОВ Борис Николаевич санитар 10.05.71
КРЮЧКОВ Иван Михайлович ст. сигнальщик 19.05.71
КУЗНЕЦОВ Виталий Матвеевич моторист 20.05.71
КУТЕПОВ Юрий Петрович строевой 12.05.71
ЛУЧКОВСКИЙ Александр Васильевич к/о машинистов котельных 20.05.71
МАЛЫШ Григорий Павлович ст. р/метрист  БИП 17.05.71
МАЛЬЦЕВ Владимир Петрович ст. специалист  СПС 18.05.71
МЕЖЕЛИС Пятрлс Пятро к/о гидроакустиков 12.05.71
МОЗГОВОЙ Игорь Евгеньевич писарь 22.05.71
МОРОЗ Александр Иванович к/о минеров 12.05.71
МУЗРАЕВ Борис Санджиевич к/о гидроакустиков 18.05.71
МЫРАК Федор Афанасьевич боцман 15.05.71
ПАТМАЛНИЕКС Язеп  Казимирович минер 11.05.71
ПРОСКУРИН Василий Александрович гидроакустик 06.05.71
САМОХВАЛ Анатолий Васильевич радиометрист БИП 15.05.71
СКАЧКОВ Виктор Васильевич к/о радиометристов штурман. 12.05.71
СКРИПНИЦКИЙ Виктор Федорович к/о электриков ПЛО 29.04.71
ТАВАРОВ Бай Махмод ст. теплоэлектрик 19.05.71
ТЕЛЕШЕВ Анатолий Михайлович к/о рулевых 10.05.71
ТИМОШЕНКО  Владимир Григорьевич к/о сигнальщиков 19.05.71
ТКАЧ Александр  Алексеевич машинист - газотурбинист 06.05.71
ФИМИН Александр Александрович ст. моторист 07.05.71
ЧЕРЕПОВ Владимир Тимофеевич электрик ПЛО 03.05.71
ЧУЙКОВ Борис Иванович ст. электромеханик 16.05.71
ЩЕРБАКОВ Николай Петрович к/о маш. газотурбинистов 06.05.71
ЮДАШКИН Григорий Борисович инструктор РТС 13.05.71

Старшины и матросы (салаги) призыва ноябрь-декабрь 1971 года, отслужившие к 7 марта 1972 года на флоте 4 месяца (ФИО, должность на момент ДМБ, дата призыва, но не дата прибытия в экипаж БПК "Свирепый"):

БИГУН Пётр Михайлович электрик ПЛО 04.11.71
БИРЮКОВ Михаил Васильевич электромеханик 12.11.71
БОНДАРЕНКО Александр Михайлович моторист 05.11.71
ГЕРАСИМОВ Владимир Николаевич комендор 10.11.71
ГИЛЕВ Николай Дмитриевич ст. электрик артиллерийский 04.11.71
ГОЛОВЕНКО Владимир Иванович ст. трюмный 12.11.71
ДЖУРАЕВ Ботыржон Киргизович ст. машинист трюмный 12.11.71
КАРЕТОВ Павел Павлович к/о р/м наблюдателей 16.11.71
КОЗЛОВ Валерий Владимирович электрик 04.11.71
КОНОВАЛОВ Юрий Александрович электрик  сильного тока 15.11.71
КУДЛАЙ Александр Михайлович к/о р/м арт. 08.11.71
КУЗОВЛЕВ Александр Сергеевич ст. маш. трюмный 05.11.71
ЛУКМАНОВ Равил Ахнавиевич ст. минер 04.11.71
МАХОВИК Валерий Петрович сигнальщик 06.11.71
МИКЕРИН Александр Никитич ст. машинист котельный 09.11.71
НЕМИРСКИЙ Петр Александрович рулевой 05.11.71
НИСИН Александр Петрович комендор 09.11.71
ПАВЛОВ Андрей Михайлович ст. 1 ст., ст. специалист СПС 19.11.71
ПУГАЧЕВ Александр Иванович ст. электромеханик 10.11.71
ПУДОВКИН Виктор Геннадьевич радиомеханик 05.11.71
РЕНВАЛД Лаймонис  Робертович ст. электромеханик 04.11.71
СЕНАЦСКИЙ Александр Дмитриевич к/о специалистов ЭВТ 10.11.71
СЛЮСАРЕНКО Владимир Фёдорович к/о сигнальщиков 14.11.71
СУВОРОВ Александр Сергеевич к/о р/м ПИП 14.11.71
ФОМИН Александр Андреевич электромеханик 11.11.71
ФРАНЮК Пётр Евгеньевич к/о группы управления 09.11.71
ЧИКУНОВ Валентин Владимирович электромеханик 14.11.71
МУСАТЕНКО Алексей Алексеевич к/о р/телеграфистов 01.11.71
СААРД Айн Александрович  к/о электромехаников 05.11.71
САДЫКОВ Виктор Салихович ст. мастер-сварщик 17.11.71

Из всех матросов призыва ноября-декабря 1971 года (салаг) совершенно точно только двое: ГИЛЕВ Николай Дмитриевич, старший электрик артиллерийский (на момент ДМБ), дата призыва 04.11.1971 года и СУВОРОВ Александр Сергеевич, рулевой, командир отделения рулевых, командир отделения радиометристов ПИП РТС (на момент ДМБ), дата призыва 14.11.1971 года, были 7 марта 1972 года в первой группе изначального личного состава экипажа БПК "Свирепый", остальные прибыли в экипаж после 6 месяцев обучения в специальных военных училищах (учебках) или с других кораблей ещё позже.
 
Фотоиллюстрация из книги "Свирепый" на страже Отечества" (стр.36): Март 1972 года. Город Калининград. Учебная база 67-й ОДСРНК ДКБФ. Инструктаж дежурных по боевым частям проводит дежурный по экипажу БПК "Свирепый" лейтенант А.С. Пронькин.