Секреты рядового профессионала

Наталья Мосевич
 

 Рядовой профессиональный скульптор, это тот  который, не имея другой специальности,  всю жизнь зарабатывает на жизнь своей  работой. Вот так и в  этой творческой специальности есть такое понятие - рядовой. Не принижая себя, могу даже сказать, что  работала  вполне  достойно  на этом поприще.

Где же они эти работы? Вопрос вполне правомерный
Самой  хотелось бы взглянуть на  то, что удалось  сотворить за свою долгую, такую короткую жизнь.  Где они?

 Где-то на заснеженных просторах или в выжженных степях нашей огромной,  когда-то страны. Стоят наши  безымянные дети, зачастую искалеченные и  большей частью  даже от неумеренного беззлобного вниманием людей заказавших  их и   законно получив  в полную собственность эти произведения.  Они не могли  стать  моими. Слишком это дорого стоит.
Помню, сильно расстроилась, узнав, что с любовью проработанный,   прекрасный (дышащий) камень  -   в итоге выкрашен серебряной краской. Мода была такая,  вот как!

 Что  же собой  представляют эти произведения?  Это -  многочисленные  въезды в  небольшие города, совхозы; оформление  вновь  возникающих  парков, клубов, театров.  Бюсты почитаемых местных выдающихся людей и чаще всего, конечно, мемориалы погибшим соотечественникам.   Почему они безымянные? Это даже  правильно и хорошо, - потому, что после вмешательства большого числа коллег -  сильно отличаются от первоначального замысла художника.  Это и закономерный диктат  старшего звена - Художественного совета, ориентированного на определённое, дозволенное направление. Это и вмешательство самых разных по своей классификации мастеров.

  Приносило ли  счастье такое  творчество? Конечно! Уверена,  что все мы вкладывали  душу в свои любимые детища. Хотя часто не удавалась поехать даже  на установку,  чтобы увидеть и проследить за   конечным  результатом  такого творчества.
 И всё же:

  Мне  удалось побывать на Волге. Правда, это была зима -  не лучшее время для похода к реке.  Когда мы, с приехавшими со мной мастерами, поехали на берег, - дух  захватило от открывшегося  простора  великой русской реки. Ни одна песня не преувеличивает реальное ощущение.            
               
  Была и в Казахстанских степях. Ранней весной, когда только сошёл снег, открыв  тёмную живую  землю. Ещё не было  колышущегося  моря трав.  Кажется ну что – степь? Какая там красота?  Был такой воздух простора, какого никогда больше не удалось вдохнуть. Так дышишь только во сне.

    А бесконечные,  сказочно великолепные  виадуки, когда проезжаешь  уральские горы!  Потрясающей красоты реки  в окружении тайги. Увидеть и умирать не жалко! Тоннель… и ты прошёл сквозь гору.               
 
   Окунулась   в жаркий  воздух Молдавии. Правда, там был казус, который поверг в отчаяние моего очень уважаемого коллегу, полного не растраченных  богатырских  сил, мужчину скульптора. Получив заказ на очередного мемориального солдата, не внял
предупреждениям  многоопытного  Совета, настоял на своём решении. Крупная голова солдата с  развевающейся,  как пламя, плащ-палаткой. Всё это должно было быть вознесено на,   тщательно выверенную  в пропорциях,   колону. Очень романтичная  намечалась  композиция.

Приехала на установку  моей парковой скульптуры,  (это любимейший, не часто получаемый заказ). Совхоз богатейший.  Местные власти  решили показать мне, какой они соорудили мемориал.  Был  праздник.  Что же я   вижу?  Огромная голова стоит прямо на траве, по нос засажена красивейшими цветами (розами кажется), из которых, кое-где,  выглядывают фрагменты плащ- палатки. Ну, просто голова Черномора  с развивающейся бородой!  Вокруг маршем проходят пионеры.
Попробовала вступиться за коллегу. Тем более,  что тут же,  аккуратно лежала  колона,  на  которой  восседали  приглашенные  гости.  Почесали в голове председатели, расстроились, видя моё негодование, и сказали, что нет у них подъёмного крана. Уговаривали:  «Вы зря сердитесь, людям нравиться НАШ памятник», -  повторяли они в недоумении. Слово - НАШ  произносили  с особым ударением.
Вернувшись  домой,  пыталась успокоить  автора:  «Не волнуйся,  нет там твоей фамилии».(Хотел ведь лететь, за свой счёт  исправлять ситуацию. Только Счёта своего   у него не оказалось)

  Один пожилой скульптор, показывая гостям чудом сохранившуюся у него модель своего любимого заказа, рассказал, что, будучи проездом  в столице одной среднеазиатской республики,  в нетерпении помчался   в музей,  посмотреть своё любимое творение. Идет, волнуясь  по залам.  Где  же,  где  его «Лейла и Мейджнун»?  Вот -  на самом почётном месте! Что такое? Подпись: «Заслуженный скульптор Республики и дальше…чужое  восточное имя». Он бледный к директору музея.  Стал доказывать. Сказал, что у него дома  все документы сохранились. Состоялся прямой разговор.
 Оказалось, что это  фамилия  родного  племянника директора музея и именно за эту работу тот  получил  звание  заслуженного художника республики.
 Самое интересное то, что, этот вновь названый автор, даже  НЕ  БЫЛ ХУДОЖНИКОМ!  Вот такой царский  подарок от дяди любимому племяннику.
 
«Почему же  Вы не отстояли?»- горячилась молодёжь.
-Эээ!   Я пожилой человек. Мне жизнь пока ещё дорога. Думаю, такие люди способны на всё. Я  всё-таки был счастлив, когда работал над этой композицией. Так проникся,- слушал поэму на арабском языке, пытаясь понять красоту восточной поэзии.


       Ценности у нас свои конечно были. Ценности и расстройства, помимо выше перечисленных. Возможность работать в вечно прекрасном материале, приобретаешь вместе со специальностью. Камень, метал, дерево. И доступный современный материал -  бетон.  Бейся,  сколько хочешь. Закрылся в мастерской, и никто не ведает, какие усилия тебе пришлось приложить. Сплошной  полёт вдохновения!  Хочешь, -  не живи обычной жизнью вообще.

Помню, когда почувствовала повторяющуюся боль в позвоночнике, отдала свой, с трудом когда-то приобретённый танковый круг, позволявший лепить огромные скульптуры,  с лёгкостью,  по необходимости,  поворачивая. Такой круг действительно используется в нашем ремесле. Отдала молодому коллеге, который  ещё был полон энергии, начинать всё с нуля. Он заимел  брошенную, заваленную наполовину бытовым мусором  котельную. Разгрёб, овладев сваркой , вырезал ненужные котлы и  теперь вгрызался в пол, желая самостоятельно провести канализацию. Дело в том, что он был вынужден брать с собой в мастерскую пятилетнюю дочь.
-Не буду же я посылать её в общественный туалет. Ничего, я сделаю!!!
 
 И  почему у этих особенно энергичных людей очень быстро появляются дети?

  У нас в скульптурном комбинате рядом с камнерезным участком, на котором стояли уже выполненные в твёрдом материале работы, находился склад, заготовленных для дальнейшей работы каменных глыб. Так вот, была такая небольшая площадка, с которой можно была одновременно лицезреть  оба эти хранилища.
Чтобы снять с себя спесь,  достаточно было постоять на этом месте.

Как же величественны  эти, желающие жить,  природные глыбы рядом с сотворенным человеком.

 Чёрт те что! Ну почему это так? Как понять?  И поймём ли мы когда-нибудь?

         Вот, как-то так.  Остальное - пока тайна.