Инсайт

Ыскер Ывин
«Интуиция (англ. intuition от лат. intueri – пристально,
внимательно смотреть) – мыслительный процесс,
состоящий в нахождении решения задачи на основе
ориентиров поиска, не связанных логически или
недостаточных для получения логического вывода» -
Большой психологический словарь, 2009, стр.251

Эпиболэ

Эпикурейцы, Филон Александрийский и Плотин, ввели понятие эпиболэ, позднее в V в. переведённое Боэцием на лат. язык словом intuitus, которое совместно с логикой дискурсивного вывода определяет в целом процесс решения задачи.

После И. Канта упомянутый перевод стал традицией в использовании для задач философии, а потом и психологии.

Что входило в эпиболэ ранее, не переведённое в точности словом интуиция? Наш вопрос интуитивно предполагает, что недостаточность перевода исказила глубокий смысл первоначального значения данного понятия. Мы склонны считать, что первоначальный смысл содержал чувственный компонент, естественный при неполноте логики решения, отражающий эстетический порыв сознания, которое впечатляет своей мгновенностью отыскания решения при нехватке дискурсивных усилий логики. Это не значило, что логика в полноте решения бессильна. Здесь исключительно важна быстрота поиска решения задачи. В шахматах на основе эпиболэ формировался комбинаторный принцип игры в отличие от систематического принципа (сравни, Капабланка и Чигорин).

Мы будем в дальнейшем касаться более полного смысла эпиболэ, отмеченного нами. При этом интуитивные находки будут иллюстрироваться выражением чувства прекрасного, которое считается низшим уровнем гносеологии. Рассуждать интуитивно – значит, по нашему, чувствовать на уровне высшей абстракции в гносеологии. Этим уровень интуитивного решения сравнивается с уровнем дискурсивной логики, что затем приводит к отождествлению названных уровней в единое представление о способности суждения.

Итак, эстетика в интуиции возвращает нас к временам до кантовской эры, которая размножила деления понятий, анализирующая способность которых упала и привела к трудностям в синтетической способности суждений.

Древний мир, анализируя, синтезировал, и в этом проявлялась полнота сознания, без выделения таинственной области – бессознательного. То есть загадка подсознания не тяготила ум древнего человека. Эту ситуацию в познании можно понять через бидоминанту, введённую Борисом Поршневым. Мы приходим к выводу, что наше разделение эры на кантианскую и до кантовскую отражает крушение истории прошлой эры, окончившейся победой мышления дисциплины критики. Критика, собственно, приведена была позднее к эстетике, как критика способности суждений.

Итак, перед нами синтез древней истории мышления, основанный на выделении тождества в понятиях. Таким образом, абстрактный мир нашей эры уравнивается с миром чувственного восприятия. Тем самым, чувства как бы освежаются, отражая процесс омоложения сознания. Наша детскость мышления особенно важна в характерах, выделенных в менталитете современного человека.

06.02.2018
Дубна