Савино. Источник с царской водой

Ирина Жгурова
Савино.  Источник  с царской водой

Белая колокольня возвышалась над коваными воротами и тремя арками с побеленным кирпичным орнаментом. Солнце ненадолго   протянуло луч  сквозь тучу и осветило кресты на арках.
В храме прихожан встречала икона «Скоропослушница» из  Афонского Ильинского скита, вблизи которой  был расположен в полный рост лик ясноглазой красавицы Параскевы с крестом в руке и вдохновением во взгляде.
Ближе к алтарю была установлена ограда у чудотворной иконе. Небольшой образ Параскевы был размещён в великолепном большом киоте с резными узорами и позолотой. В сиянии народного признания, которое выражалось обилием золотых узоров и золотыми херувимами над её головой, Параскева в красной мантии и белом плате словно выступала из этого торжественного величия, подняв правой рукой крест. Свет, вера и чистота  на образе занимали первый план, а всё бренное осталось позади. Подсвечник на ножке был заполнен горящими свечами.
 
***
Имя Параскевы, что в переводе означало Пятница, стало символом стойкости во славу веры. Икона высокой и суровой мученицы, увенчанной светом, стала целительницей. Через образ люди обращались с надеждой и чаяниями к покровительнице. В третьем веке юная Параскева из состоятельной семьи Иконии, ценившая чистоту девственной жизни, дала обет безбрачия по своей вере. Она отвергла предложение правителя города о жертвоприношении идолам, и тот приказал терзать её гвоздями. В темнице молитвами исцелились её раны, но девушка не избежала казни.

***
Изящно великолепный и роскошно компактный алтарь был заполнен золотыми узорами. Расположенные в витых колоннах и узорчатых рамах, иконы напоминали художественные шедевры. Верхний алтарный ряд содержал  большие фрески, средний – медальоны. Насыщенно информативная красота окрыляла теплом интерьер храма. Фрески украшали  потолок и стены.

Икона Воздвижения Креста притягивала взгляд к потолку и напоминала о великой миссии святых, которых сопровождали воины. Из подножия креста исходила красивая люстра с клеймами-медальонами. Все фрески находились в причудливо рисованных рамках с узорным верхом в виде заострённого лепестка. В орнаментах потолочных фресок были изображены четыре евангелиста. По верху стен  протянулся ряд святых ликов,  средний настенный ряд  заняли медальоны, нижний ряд, как и верхний, держал живописный реализм священных сюжетов и портретов. 

Образ святой царицы Александры с потемневшими глубокими глазами не был похож на оригинал, а являл её небесный лик.  Святая страстотерпица стояла в красной мантии, царском головном уборе, степенная и неузнаваемая.
Красочные настенные образы с пронзительными взглядами святой мученицы Дарии и преподобного Нила Синайского расположились по обе стороны от большой рамы с изображением светлой девушки с  крестом и пальмовой ветвью - святой  Екатериной.
Лик святой праведной Анны взывал к молитвам, смирению и благочестию. Высоту стены занял чудотворец Святой Николай. Фреска с ликом Иоанна Лествичника находилась над евангельским сюжетом Тайной Вечери.
Мудрёные узоры с завитками создавали обрамление всех фресок.


Заняли обе стены угла ростовые образы: обнажённый длиннобородый Афонский старец с поднятым к небу взглядом, сложенными руками и строгая святая Иустина, бережно державшая крест с успокоением от мук. Между этими фресками была установлена обрамлённая  клеймами икона святого Симеона, стоявшего  у реки с удочкой. На незнакомой мне иконе были отображены  две одетых по эпохе женщины: одна держала чашу, другая  -  меч. Образ Спаса над выходом охватил мудрым взглядом красоту величия интерьера во славу Его. 
Многие старинные образы были принесены в храм жительницами села, прятавшими святыни в суровое время. 

***
Церковная служба велась  с сердечным вдохновением. Таинство причастия проходило с душевной скромностью и благоговением.  Батюшка читал проповедь о памятных датах шестого дня августа. Он поведал о девочке Кристине, которая замкнулась в себе, переживала в себе проблемы и, не решив их, наложила на себя руки.  В пример привёл подвиг девушки с похожим именем в третьем веке, которая не побоялась смерти ради светлой идеи, ради православной веры. Она явила собой пример духовной стойкости и порядочности.
«Господь открыл Христине глаза, Ангел Господень рассказал ей о заповеди церкви православной».

6-го августа (24-го июля по старому стилю) Церковь праздновала память святой мученицы Христины, которая родилась в семье правителя города Тира. Отец Христины желал хорошего будущего своей красавице и  воспитывал её в служении  золотым идолам. Ей помогали в этом две рабыни. Девочка понимала, что идолы бездушны, и ее думы заполнялись любовью к неведомому Создателю Вселенной. В её видениях явился Ангел с вестью  о Спасителе и  назвал ее невестой Христовой. Христина выбросила идолов, и этот поступок разозлил её отца. Он узнал о новой вере дочери, приказал убить рабынь, а Христину бичевать и  бросить в темницу. Даже после слёзных просьб матери девушка оставалась   непреклонной.

Градоначальник на суде  тщетно уговаривал дочь поклониться  языческим богам. Он по-своему желал ей добра и не мог противостоять  решению судей.
Палачи проворачивали колесо с привязанной мученицей над костром. Истерзанную девушку бросили в темницу, где в ночных видениях к ней явился Ангел  и  исцелил её раны. Отец приказал утопить непокорную дочь с привязанным камнем. Камень погрузился в море, а Христина вышла из воды. Отец испугался колдовства и решил утром казнить девушку, но ночью скоропостижно  остановилось его сердце.

Новый правитель напрасно уговаривал  Христину отречься от Христа и лишил её свободы.  Тысячи человек приходили к Христине в темницу за убеждением в святой вере. Следующий правитель Юлиан оказался более жестоким и в соответствии с законами приступил к истязаниям  непокорной затворницы, после которых  её закрыли  в раскаленной печи. Девушка выжила, не прекратив молитв. От бессильной злобы мученицу казнили, но её несгибаемая духовная сила вошла  в души людей.
«…Тысячи людей уверовали в Бога. Мы видим, как, несмотря на преграды, стены башни, украшения, душа Христины стремилась к Богу».

***
В этот же день упоминались младшие сыновья святого равноапостольного князя Владимира - князья Борис и Глеб стали первыми русскими канонизированными святыми. В дар от отца молодые князья получили в удел Ростов и Муром. После кончины князя Владимира, старший сын его Святополк объявил себя великим князем Киевским. Храбрый Борис возвратился из похода, и его огорчила смерть отца. Не желая распри, он распустил свое войско: «Не подниму руки на старшего брата, он мне остался за отца!» Но Святополк подослал убийц к Борису, молившемуся  на берегу, которые закололи его и слугу копьями. Раненый Борис обратился к убийцам: «Братия, заканчивайте службу, да будет мир брату Святополку и вам». Убийцы завершили своё чёрное дело. Тело святого страстотерпца тайно привезли в храм города Вышгорода. Святополк вызвал юного Глеба из  Мурома и послал ему навстречу убийц-дружинников. Князь Глеб был опечален кончиной отца  и гибелью брата, но выбрал смерть вместо войны.

Святые братья показали, как на коварство можно не отвечать тем же: не хотели воевать против брата. Но отмщение пришло. Князь Киевский Ярослав Мудрый разбил дружину Святополка, которого прозвали Окаянным, так как он повторил преступление первого братоубийцы Каина. Гибель братьев укрепила единство Руси. Святые благоверные князья-страстотерпцы после кончины стали нести исцеление и покровительство защитникам Русской земли.

***
Прихожане и паломники обошли храм с хоругвями, остановились  под берёзками с заднего фасада возле захоронений и  надгробных каменных столбов. Женщины бережно держали  иконы. Начался крупный частый дождь, и  все поспешили в церковь. Дождь преобразил природу: освежил зелень деревьев, красочность клумбы, вымыл дорожку, осветлил газон, окружавший здание.
Ненадолго прекратился дождь, и солнце выглянуло из тучевой завесы. Гостей ждала трапеза. В сенях трапезной был оформлен музей памяти ста пятидесяти лет со дня освящения храма, в котором были старательно размещены  фотографии девятнадцатого века, стеклянные закрытые этажерки с церковными атрибутами, макет храма, портреты и биографии священников, детские рисунки. Со старинного фото на православных двадцать первого века смотрел седой священник в чёрной рясе – отец Василий.

***
Плиточная дорожка пронзила цветущую травяную полянку  и  довела к небольшой деревянной раздевалке, которая являлась входом в открытую заводь реки, на противоположном берегу которой встала  лесная стена. Дождь снова взял власть над солнцем, и я не рискнула войти в природную воду. Среди зелени поблёскивала  рябью Пышма, ловя  многорукий ливень.
Поодаль стояло деревянное строение под четырёхскатной  зелёной крышей с крестом – вторая раздевалка.
В стороне от купальни виднелась жёлтая кирпичная часовня с маленькой луковкой, блестевшей от лучей, просочившихся сквозь тучи. Дорога к ней пролегала  между лесом и полем. Строение за решетчатой оградой имело форму ротонды с коричневыми выступами-колоннами под зелёной зонтичной крышей. Маленькое помещение внутри было оформлено небольшими иконами. Эта часовня среди широкой поляны у берега Пышмы была построена в память о чудесном обретении чудотворной иконы святой Параскевы.

***
На месте, где была обретена икона, из-под земли забил источник. Савинский родник назвали в честь чудотворной иконы. Тем, кто поверил в его целительную силу, вода помогала чудесным образом. Во времена засухи силой молитв к Параскеве  заполнялись водой колодцы,  и  нисходил благодатный дождь. 
Четыре стойки, крашенные под берёзки, держали четырёхскатный высокий навес с крестом над двухрожковой колонкой  в выемке-бассейне. Из трубок крана непрерывно стекала, образовав ручей, «царская» вода с мягким вкусом.  Блестели на грунтовой дороге свежие лужи. В давние  времена  воду из источника Параскевы в дубовых бочках везли в Санкт-Петербург.

***
Село  Совиное, нынешнее Савино, староверы основали ещё в семнадцатом веке. В девятнадцатом веке икона святой великомученицы приплыла по реке к берегу и явилась местным жителям.  В том месте была воздвигнута  деревянная часовня. Пришествие чудотворного образа во второй раз после исчезновения произошло опять на том же месте в заводи Пышмы, и там всем миром была создана красота несказанная -  православная  Параскево-Пятницкая церковь, которую даже в годы гонений оберегала небольшая храмовая святыня.

Конечно же, богоборцы хотели разграбить и закрыть Параскево-Пятницкий храм, но их останавливала намоленная энергетика храмовых стен, созданных трудолюбивыми руками селян. В смутное время революции было принято решение изъять из церкви ценности, а затем её разрушить. Селянам грозили расстрелом. Отец Василий заперся в храме, где сутками молился. Ночами тайно прихожанки предавали отцу Василию еду. Его служба продлилась до  конца Великой Отечественной войны.
Отец Иеромонах Василий Бутаков служил тридцать четыре года, похоронен был сначала на сельском кладбище, потом останки перезахоронили у алтаря. Происходило самовозгорание свечей на могиле отца Василия. Во время службы саван, закрывший останки, чудесным образом приподнялся.

2017, 6 августа. Село Савино Свердловской области