Йога и Самореализация высшей цели жизни

Яхья Мустафаоглу
В обыденной жизни человек, отождествляя себя с телом или личностью и имея множество разных иллюзорных образов себя, чувствует себя неудовлетворенным, ему всегда чего то не хватает. Именно поэтому он находится в постоянном поиске чего-то, что могло бы дать ему подлинное удовлетворение, свободу, счастье и целостность. Но поиск во внешнем мире иллюзий никогда не приводит его к ожидаемому результату или к духовной цели жизни.

Тогда человек начинает искать возможность самореализации в различных духовных практиках и в частности в различных видах йоги. Классическими видами йоги являются – Карма йога (Путь служения, труда и действия), Бхакти йога (Путь любви и преданности к Богу) , Джнана йога (Путь Высшего Знания) и Раджа йога (Царственный Путь).

На самом деле видов йоги намного больше. Среди них есть особая современная йога – Агни Йога – Путь Огненной Трансформации! По другому, она называется Живой Этикой и в отличии от других видов йоги имеет статус Нового Духовного Учения человечества!..

Скажу сразу: несмотря на то, что очень многие не ведающие истины, считают йогой и так называемую – Хат-Тха йогу, на самом деле она не является полноценным видом йоги. Ха-Тха - это лишь искусственно взятые 3-я (Асана – позы тела) и 4-я ступени (Пранаяма – дыхательные упражнения), из 8-ми ступенной Раджа йоги. И даже в самой Раджа йоге первые 5 ее ступеней – это только подготовка к йоге, без которых невозможны высшие три. И только последние три ступени – дхарана (концентрация), дхиана (медитация) и самадхи (транцендентальное высшее состояние сознания) все три - как единый непрерывный процесс, происходящий в сознании, полностью направленном во внутрь – при концентрации на свое Духовное Сердце – и есть йога.  А Ха-Тха направлена на внешнее тело. Поэтому никакой духовной ценности не имеет. По духовному пути к наивысшей самореализации не может идти ни смертное тело, ни смертная личность или эго, но только Бессмертный Дух человека!..

Не отрицая классические виды йоги, такие, как - карма йога, бхакти йога, джнана йога и раджа йога, нужно сказать, что они, в обыденном их понимании, недостаточны для достижения высшей цели, ибо предполагают существование отдельного «я» и некоего Пути между этим отдельным иллюзорным земным «я» (личность – эго) и Высшим, Истинным, Божественным, Реальным Я – Атманом. С этой точки зрения, йога рассматривается как некий Путь, который человек – (отдельное «я») должен пройти, чтобы прийти к Атману - к Я Есмь, к Богу в себе!

Но тут и возникает несоответствие Метода, Пути и Цели, к которой стремиться человек. Ибо истинная Цель - есть самореализация в Я ЕСМЬ - в Атмане – в Сат-Чит-Ананда Сваруп, который есть Одно без второго!

В Карма-йоге человек – личность - отдельное «я», пытается освободить себя от бесконечного круга перевоплощений – непрерывной цепи рождения и смерти выполнением кармы и долга без привязанности. Бхакти-йога так же исходит из существования отдельного «я» , страдающего от своей отделенности от Бога и желающего воссоединиться с Ним посредством преданности и любви. В джняна-йоге отдельное «я» пребывает в неведении и уничтожением всего ложного знания иллюзорного мира ищет достижения Истины в Реальности. В Раджа-йоге отдельное «я» чувствует отчуждение от своей подлинной Природы и хочет достижения Высшего Единства с Самим Собой!

Но никакое достижение Самого Себя не возможно. Ни один Путь не ведет к Цели, ибо человек уже есть То, к чему он стремиться. Ибо у человека нет двух «я», одно из которых должно было бы соединиться с другим. Есть только одно реальное Я. А отдельное от Целого «я» просто иллюзия, не существующая кажимость, как не существует волны отдельной от Океана.

И все же все эти йогические практики исходят из общепринятого мнения о том, что отдельное «я» реально существует. Однако глубокое и всестороннее исследование показывает, что в действительности отдельное «я» -  это представление ума о самом человеке – образ себя, связанный с телом. Это умственная иллюзия, за которой ничего реального нет! Человек может показать свое тело, но не может показать владельца этого тела - себя - свое «я». Ибо отдельное «я» является только видимостью! Реально существует только Высшее Истинное «Я» или «Я ЕСМЬ»! Оно и есть Атман - Единственная Реальность – Одно без второго, природа которого есть Сат-Чит-Астнанда - Бытие-Сознание-Блаженство, как Единое Целое.

Но поскольку на Земле живут люди с очень разным уровнем сознания, то каждый должен следовать тому Пути, который ему кажется наиболее подходящим, наилучшим или самым легким. В конечном счете, все идущие различными путями, придут одной Цели, которая, есть осуществление Сат-Чит-Ананды Сваруп – Одно без второго! Это возможно, если на определенном этапе своего развития человек сумеет осознать, что пути к Себе Самому – к Атману нет и не может быть! Ибо ты уже есть То, ты уже и всегда был, есть и будешь Самим Собой – Высшим и Единственным Я ЕСМЬ! Это и есть высшее Знание, которым обладали и которое реализовали лишь немногие – такие великие представители Адвайта-Веданты, как Гаудапада, Шанкара, Рамакришна, Рамана Махарши…

Рамана Махарши – создатель Маха Йоги – Великой Йоги говорил, что погружение в Атмана возможно лишь при условии, что активность ума полностью угасает. Это означает, что отдельное «я», или мысль «я», как основная  - мысль ума полностью исчезает. И тогда Реальное Истинное «Я» остается, как Единствено существующее Я Есмь!..

Все прочие виды йоги исходят из принятия существования отдельного «я». А Маха Йога, как истинная Адвайта – Учение о не двойственности, исходит из существования только Единственно Реального Атмана, и илюзорности (майя) всего прочего… Ибо весь мир – всего лишь иллюзия ума!
   
Чтобы убедиться в этом на собственном опыте Махарши предлагает задавать себе вопрос КТО Я? Таким образом, исследуя источник своего обыденного «я» человек, в конечном счете, постигает, что оно не существует.  А на самом деле есть только Одно – Атман – Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ!..

Рамана Махарши говорит: «На каждом шагу и по любому поводу вы говорите «я», «я»: «я хочу узнать это», «я чувствую это», «я думаю это» и так далее. Спросите себя, кто есть этот «я», откуда эта «я-мысль» возникает, что является ее источником. Сохраняйте свой ум твердо установленным на этой мысли, чтобы исключить все остальные мысли, и этот процесс рано или поздно приведет вас к самореализации в Атмане, в вашем Истинном Я».

Аватар Шри Бхагван Рамана Махарши – земное воплощение Всевышнего Бога Вишну – своим собственным опытом убеждает, что Маха Йога является прямым, кратчайшим и простейшим путем Самореализации. 

Как это происходит на практике?

Вы задаете себе самый главный вопрос в жизни, ибо все остальное зависит от вашего ответа на него. Заранее зная, что любой ответ ума не считается правильным ответом, ибо ум не способен постичь Реальность, находящуюся глубоко и далеко за его рамками, вы спрашиваете себя: «Кто я?» И без всякого усилия над собой просто направляете свое внимание на этот вопрос – на «я»?.. Когда в уме будут возникать различные посторонние  мысли, вы просто игнорируете их. Ваше внимание должно постоянно быть направленно на мысль или на чувство-знание «я».  Даже тогда, когда, как вам покажется, ум дает ответ на ваш вопрос КТО Я? – вы продолжаете пропускать мимо своего внимания все приходящие мысли. Ибо ваша задача - не получение поверхностного умственного ответа на этот вопрос, а глубокое погружение в свое Духовное Сердце – Центр вашего Духа - в «Я», для получения прямого и естественного Переживания Истинного Я ЕСМЬ!

Но можно и постепенно подойти к этому Переживанию.

Мысль «я» является источником всех других мыслей.  Поэтому, как только появляется та или иная мысль, тут же, не входя в эту новую мысль и не рассматривая ее, спросите: «Кто получил эту мысль?» Ответ будет: «я». Тогда снова спросите себя: «Кто этот «я»?» И так снова и снова продолжайте погружаться в мысль «я», пока она не раствориться в Океане Великого Я – Атмана – Брахмана.
 
Махарши говорит: «Не будьте обескуражены разнообразием и множественностью мыслей, которые пытаются отвлечь вас. Следуйте описанному методу с верой и надеждой, и вы наверняка достигнете цели».

Постепенно все мысли исчезнут, мысль «я», ум и эго также перестанут существовать. И Атман - Истинное Я в Духовном Сердце будет одиноко сиять как осознание «Я – Я» или просто «Я», самопроизвольно, невыразимо, неописуемо и безмолвно… Ибо это состояние глубокого Самадхи (или Нирвакальпа Самадхи) может быть пережито лишь после того, как ум перестает существовать.

Постоянное Пребывание в Атмане – в Я Есмь, как капля воды упавшая в Океан и ставшая Единой с Ним – это и есть то, что мудрецы называют Освобождением!..

Чувство-знание «Я Есмь» всегда продолжает присутствовать в сознании, но редко осознается из-за направленности внимания на внешние объекты. Оно существует во всех четырех состояниях сознания: в бодствовании, во сне со сновидениями, в глубоком сне без сновидений и в четвертом, называемом – Турия. Поэтому оно и называется - Я ЕСМЬ ПРИСУТСТВИЕ.

В состоянии бодрствования Я Есмь Присутстввие скрыто за завесой постоянного потока мыслей и чувств. В состоянии сна со сновидениями оно так же  скрыто завесой образов, видений и эмоций. В глубоком сне оно скрыто завесой неосознанности. В высшем из всех состояний - в состоянии Турия Я Есмь Присутствие является Единственной Божественной Реальностью - Я ЕСМЬ - Атман - Брахман! Это и Есть Истинная  Духовная, Божественная Природа человека - Битие Чистого Сознания Блаженства!..

То Высшее Сущее - Беспределность Абсолютного Света, которая сияет внутри каждого Сердца как «Я Есмь», - по сути и есть Атман - Истинное Я, - Единственная Реальность!  Все остальное - это просто кажимость или Майя – Иллюзия Мира…

Чрезвычайно важно отметить следующее:
Постижение Атмана - своего Я Есмь Присутствия,  есть на самом деле постижение ВСЕОБЩЕГО Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ или БРАХМАНА – АБСОЛЮТНОЙ РЕАЛЬНОСТИ СВЕТА.  А потому употребление выражения – мое Я Есмь Присутствие не несет эгоистического смысла. Ибо ВСЕ ЕДИНО В ИСТИННОМ Я!..

Нет смысла рассуждать о том, каково это состояние. Переживание Я Есмь, исполнено такого Мира, Покоя, Высочайшего Блаженства и Беспредельной Свободы, что во всей Вселенной нет ничего выше и Прекрасней этого! Но каждый должен сам осуществить эту Высшую Цель жизни – Самореализацию в Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ!..