Белый цвет чистота и невинность

Олег Аркадьевич Александров
Белый цвет: чистота и невинность

На первый взгляд, белый цвет однозначен – символ чистоты, добра начала всех начал (tabula rasa). Он противостоит черному, как добро – злу. В японской и китайской философии белый цвет соответствует Инь, находясь в оппозиции черному – Янь.
Нейтрален ли белый цвет ? И является ли он цветом ? Или это характеристика света ? Это философские и исторические вопросы, на которые крайне затруднительно дать четкий ответ.
В древней Греции и Римской империи белый цвет был символом чистоты и власти. Белые тоги носили патриции и сенаторы, как до этого – боги и герои Греции. Свое значение как символа чистоты и невинности белый цвет сохранил в Средние века. В то же время, как не странно, белый цвет до XV века служит цветом траура. Эта восприятие белого восходит к Римской империи, когда людей хоронили в белых одеждах. Французский король Людовик XII изменил эту практику, издав ордонанс, предписывающий считать черный цветом траура и похорон. Тем не менее, белые саваны до сих пор используются в ряде стран, особенно в сельской местности. Это лишний раз подтверждает устойчивость ментальных установок сознания (архетипов).
Рост популярности черного и синего цветов в Средневековье не затмил славу белого цвета. Клирики носили и носят одежду белого цвета, демонстративно отказываясь от яркой одежды. Для духовенства и верующих людей белый цвет – символ непорочности, телесной и духовной чистоты. Данная традиция уходит корнями в эпоху создания ордена доминиканцев, избравший белый цвет своим отличительным признаком.
В живописи белый цвет отражал религиозное мировоззрение, органично вписываясь в библейские сюжеты. На серии картин Джотто, посвященных И. Христу и Деве Марии (1310/20-е гг.). В картине П. Лоренцетти Аллегория белого правления (1338-1340 гг.) большинство ангелов и иных небесных чинов одеты в белые одежды. Позже в изображениях Христа, святых, апостолов преобладали красный и синий цвета, как, например, на полотне П. делла Франческа Крещения Христа (1459-1460 гг.). Иероним Босх писал фигуру Спасителя в белых одеждах (Коронование терновым венцом, 1490-1500 гг.), а в изображениях прелатов использовал сочетание красного с белым. Применение такого сочетания сохранится до Нового времени, когда художники начнут использовать его в портретах аристократии и буржуазии. Но белый цвет будет использоваться для изображения аксессуаров: шляп, шарфов, перчаток.
Если посмотреть на повседневную жизнь средневековых европейцев, то белый цвет не так распространен, как черный, серый или коричневый. Причина кроется в его непрактичности и маркости, особенно в условиях грязных улиц и сельской жизни. Белая одежда быстро превращается в серую, желтоватую или коричневую.  Кроме того, несовершенство красильного дела (к этой теме мы неоднократно вернемся) и высокая цена на компоненты краски делает одежду не ослепительно-белой, как это можно вообразить, глядя на картины средневековых художников, а скорее, серо-белой и коричневатой.
Белая одежда, как и черная, несет отпечаток торжественности, строгости. В Средние века она, в основном, используется во время церемоний и обрядов (свадьбы, венчание, крещение, похороны и т.д.), праздников и карнавалов. Может быть, в силу непрактичности, белый цвет на протяжении столетий, от XVI до XX веков, будет в тени славы черного, синего и красного цвета. Конечно, мода переменчива и капризна, и белый цвет, как и второстепенные цвета (зеленый, желтый, фиолетовый и пр.), найдет свое место в жизни европейского общества. Как и зеленый, белый цвет станет символом медицины, атрибутом врачей, цветом больниц. Белые халаты, стены, красно-белые «кареты» скорой помощи, медицинское оборудование белого цвета отражает чистоту, нейтральность, спокойствие.
Начиная с XV века, белый цвет займет важную сферу культуры – книгоиздание. Выражение «черным по белому» станет крылатым, вызывая в сознании образ книги.
В Новое время господствуют черный, красный и синий, оставляя белый цвет на периферии моды, быта, живописи. Век романтизма – XIX – отразится на живописи, в которой белый цвет выдвинется на первые ряды. Европейские художники (И.Г.В. Тишбейн, И.Б. Лампи Старший, Ф. Гойя, Т. Гейнсборо, Жак Луи Давид, позже – их русские коллеги (В. Боровиковский, Ф. Рокотов и другие) используют белый как один из основных цветов, наравне с черным или синим.
XIX век, эпоха революций и промышленности, ознаменует развитие химии и живописи, породит художников-революционеров, назвавших себя импрессиостами. Клод Моне, Огюст Ренуар, А. Сислей, Б. Моризо, В. ван Гог, П. Гоген и многие другие не удовлетворяются традиционными шестью цветами. Они получают новые оттенки, применяя последние достижения химии. Теоретические работы по цвету И. Гете, Люшера, Шевреля расширяют представления о цвете. Знакомство с японской живописью, в том числе гравюрами К. Хокусай, коренным образом меняют палитру на холстах французских художников. Синие деревья, красное небо, оранжевое солнце, буйное смешение красок в изображении природы – такое видение импрессионистами мира смешит и раздражает академических художников и теоретиков живописи. Импрессионисты долгое время подвергались насмешка, остракизму, бойкоту на официальных выставках, что заставило их организовывать собственные. В это время белый цвет не в чести: популярны разные оттенки красного, зеленого, желтого, синего. Художники разделяются по приверженности разным цветам: Сезанн предпочитает голубой и синий, Ван Гог – желтый и оранжевый, Гоген – черный и красный. Вместе с тем, Э. Дега и Э. Мане не уберут белый цвет из своей палитры. Берта Моризо, единственная художница-импрессионистка, тоже активно использует белый цвет в образах женщин.

Следующее столетие будет еще более революционным в области искусства. Новые течения в литературе и музыке повлияли на сферу живописи, вызвав появление десятков направлений – фовизм, экспрессионизм, сюрреализм, модернизм, магический реализм, наби, супрематизм, символизм и т.д. Надо сказать, что белый цвет редко встречался в работах художников названных направлений. Его чаще использовали в изображении предметов, а не людей. Он сохраняет амплуа невинности и чистоты, что выразилось в образе белого голубя П. Пикассо. Белый цвет используют неореалисты и примитивисты, в том числе А. Руссо и Н. Пиросмани.
В мире моды оппозиция белое / черное вызывает некоторое напряжение, хотя и не такое заметное: ведь привыкли же мы к книгам! Эта оппозиция проникает на автомобильный рынок: белая машина с черным верхом или черными дисками колес.

В наши дни белый цвет «перекочевал» на экраны программ, мобильных телефонов, планшетников и прочей техники.
Такая ломка стереотипов восприятия цвета свидетельствует о развитии цивилизаций и обществ, пусть и очень медленно, но избавляющихся от догматов и культурных установок прежних эпох.