Азбука оккультизма. Психоанализ и духовная практик

Михаил Майтрин
ЧЕРНОВИК. ОТРЫВОК.

    Разместив перед текстом эту «несерьёзную» картинку, я никоим образом не хочу  умалить или поглумиться над символами христианского культа.  Просто это изображение символизирует мои размышления о корреляции методов духовного и терапевтического очищения.

     Эзотерика никогда не отличалась конкретностью формулировок  и  глубиной  постижения оккультных процессов.  Например, возьмём термины «Очищение» и «Просветление». Можно ли поставить между ними знак равенства? Думаю такой вопрос, является поводом для жаркой дискуссии, поэтому предлагая своё  мнение, уточняю.  Я не могу подкрепить свои выводы историческими примерами, либо свидетельствами моих предшественников.  Но, по порядку.

   Перво-наперво давайте вспомним Аристотеля и его учение о катарсисе. Правда, как утверждают эксперты (А.Ф. Лосев, Н.И. Новосадский,  и др.)  профессионально изучающие наследие великого грека, конкретного учения не существует.  Есть отдельные отрывки позволяющие фантазиям учёного сообщества строить гипотезы и делать соответствующие выводы. Со временем термин (катарсис) приобрёл оккультно-религиозный смысл близкий по своему значению с русским словом «Очищение».  Термин «Просветление» пришел к нам из культурной традиции стран далёкой Индии, хотя и это спорно. Разница между ними в степени возможности использования мистической силы. Критерием такой силы, во все времена, считалось умение сотворить, что то чудесное.

    Для примера давайте возьмём Библейские истории.
    Более трёх лет Иисус Христос учил своих учеников. Пройдя распятье на Голгофе и Воскресение, Спаситель ещё сорок дней наставлял своих последователей, после чего вознёсся на Небо.   На пятидесятый день Его Воскресения, на апостолов «снизошёл» Святой Дух. Чудесным образом они начали говорить на языках разных народов, что позволили им, пойти по дальним странам неся слово Божье, проповедуя, исцеляя и утешая страждущих.

    Для меня, акт «снисхождения Святого Духа» и есть «Просветление», до этого момента, все действия и помыслы учеников Сына Божьего, были направлены на «Очищение».   Попробуем задуматься  о «Духовной механики»  катарсических  процессов (процессов очищения).
   Прежде всего. Мировая религиозная культура предлагает множество аспектов этой темы. «Очищение астрального канала». «Очищение кармы».  «Очищение праны». «Очищение сердца» «Очищение от скверны» и т.д. и т.п. Каждый из таких аспектов имеет разнообразные  методики, последовательное исполнение  которых, обещает  Неофиту, обретение новых возможностей оккультного характера.  Если попробовать обобщить мировой опыт, то складывается ощущение, что человек как закрытый сосуд, носит в себе мистическую силу,  которая начинает работать, только когда удается, посредством Духовных усилий, открыть его (сосуд) для использования.  Правда, в практике христианства, внутренний резервуар человека скорее пуст и только разрушив невидимую преграду можно «наполниться» силой Святого Дух и проявить себя на «ниве феноменального опыта».

    Я не стану перечислять примеры известных Духовных практик, а хочу предложить вам обратить внимание на книгу Йозефа Бройер и  Зигмунда Фрейда «Этюды по истерии» (есть русский перевод с названием «Очерки по истерии»)
    Цитата из резюмирующей части: «Мы уже сообщали  в «Предварительном сообщении», <…>  нами был обнаружен терапевтический метод, который оказался очень эффективным на практике. «А именно, мы нашли, к нашему огромному удивлению, что отдельные истеричные симптомы мгновенно и безвозвратно исчезают, если у пациента удаётся в полной мере пробудить воспоминание о вызвавшем их к жизни событии, да при этом еще вызвать сопровождавший мучительную сцену аффект<…>» Конец цитаты.

     Теперь другая цитата. В своей статье «Карма, или закон причин и последствий», Е.П. Блаватская так разъясняет, значение термина «Скрытая Карма». Цитата: «Если бы мысли и желания наши были однородны, не стояли бы во внутреннем противоречии и не сталкивались постоянно с сопротивлением среды, последствия их проявились бы непосредственно. Но наши поступки, желания и мысли противоречат так сильно одни другим, что только немногие из зарожденных ими последствий могут проявиться одновременно. Остальные будут ждать своей очереди. Таким образом, в течении веков мы нагромождаем причины, которые не могут осуществиться до времени, и мы всегда живем под влиянием двойной совокупности Кармы: одна проявляется, а другая ожидает - как бы в тени - случая, чтобы проявиться».

    Дальше я хочу Вас спросить: «Не кажется ли Вам, что догмы психоанализа, перекликаются с догматами тибетского тантризма версию которого, ЕПБ транслировала мировому оккультному сообществу»? Вспомните, Фрейд говорил, что наши нереализованные желания и эмоции скапливаются в области Бессознательного и служат причиной возникновения различных психических отклонений. То же самое говорит Е.П. Блаватская: <…>  «Наши поступки, желания и мысли  <…> будут ждать своей очереди <…> и мы всегда живем под влиянием двойной совокупности <…>  То есть если наши «столпившиеся» желания, эмоции и мысли будут реализованы, то мы «избавимся» от груза негативных следствий.
Здесь есть над чем подумать. Но это не значит, что психоанализ даст нам «очищение», хотя при определённых условиях и он поможет.