Наш человек в Канаде - 3

Владимир Микин
 Продолжение. Начало см. http://www.proza.ru/2018/01/28/2407

ВЫ НАМ НЕ ПОДХОДИТЕ ПО ПРОФИЛЮ

На другой день после разговора с Феликсом я все же сумел связаться с Измаилом по скайпу. Мы оба порадовались встрече,  и даже обмыли ее, чокнувшись рюмками, поднесенными к объективам видеокамер.

Изя мало изменился. Правда, копна вьющихся волос уступила место короткой седой стрижке, но был он подтянут и худощав и, как прежде, самоуверен и категоричен в суждениях.

Измаил рассказал мне свою историю.
 
После окончания института он двадцать лет трудился в какой-то московской фирме, конструируя автоматы по продаже газет и всякие другие устройства. Жена его работала на московском телевидении.

- А как вас занесло в Канаду? – спросил я.

- Ты знаешь, когда речь на работе заходила о продвижении на более интересную должность – ступенькой повыше, мне деликатно намекали, что я не совсем подхожу, так сказать… по профилю, - Измаил выразительно усмехнулся и повернулся на экране в профиль.

Я понимающе кивнул, вспомнив, как начальник нашего главка однажды доверительно сообщил мне о действующей негласной кадровой установке: процент евреев в аппарате  министерства не должен превышать этой доли в населении страны.

Увы, - если, как я упоминал, в институте Измаила нимало не беспокоил пресловутый пятый пункт, то в дальнейшей жизни дела обстояли несколько иначе, особенно, когда дело касалось кадровых перемещений.

Впрочем, я еще в институте узнал, что  и при поступлении в некоторые вузы прием абитуриентов-евреев далеко не всегда зависел только от уровня их знаний и способностей. Так, наш одногруппник Эрик Немировский, несмотря на отличные знания, эрудицию и трудолюбие, не смог поступить в один из самых престижных вузов: экзаменатор, после того, как Эрик блестяще ответил на билет, все же  засыпал его, дав дополнительную задачу, которая не решалась без знания высшей математики.

При этом следует заметить,  что у Эрика,  при наличии некоторых характерных для семитов черт лица,  не было ни капли еврейской крови: предки его были шведами. Похоже, экзаменатор руководствовался лишь своими физиогномическими способностями и информацией начальства о происках сионистов.

Однако вернемся к Измаилу. В конце концов, ему надоели эти антисемитские фокусы кадровиков. А тут еще и у жены на работе случилась досадная, мягко говоря, история.

Группа работников московского телевидения направлялась за границу – в деловую командировку. Жена Измаила должна была ехать вместе со всеми. Однако кадровик (и тут кадровик!) известил ее, что она не включена в состав группы. На вопрос о причинах  он начал что-то мямлить насчет того, что начальство ценит ее очень высоко, однако есть некоторые обстоятельства…

- Какие еще обстоятельства? - спросила она.

- Как бы вам объяснить… Короче, скажите, кто у вас муж?

- Что вы имеете в виду?

- Кто он по национальности? – наконец выдавил из себя кадровик.

- Ну, еврей. А при чем тут это? И вообще, - вы же не его, а меня командируете, хотя я не вижу препятствий и для его выезда за границу.

- Вы многого не понимаете. Одним словом, наше руководство дало указание исключить вас из списка выезжающих.

После этой содержательной беседы жена пришла домой буквально взбешенная, рассказывал Измаил, и сказала:

- Ты был прав. Валить надо отсюда к чертовой матери! Я не желаю жить в стране, где будущее зависит от формы носа твоего мужа.

Было принято решение перебираться в Канаду.

КАНАДСКИЙ БУРОВИК ИЗ МАРЬИНОЙ РОЩИ

Они оставили Москву в 1979году.
После мытарств с оформлением выезда было  полугодовое житье впроголодь со случайными подработками типа окраски заборов  на «перевалочном пункте» - в Италии.  Оттуда они улетели в Канаду.

В Калгари, самом крупном городе нефтеносной провинции Альберта, они оказались с «капиталом» в десяток долларов. Российский диплом инженера не признавался канадскими властями. Все надо было начинать с нуля.

- Володя, ты помнишь у Джека Лондона названия городов и рек – Доусон, Уайт Хорс, , Юкон, Маккензи?

-  Еще бы не помнить, - сказал я, - я же на Дальний Восток, на военные стройки,  двинул после института, -  как раз начитавшись «Смока Беллью» и прочего «Белого безмолвия»!

- Ну вот, считай, что и я двинул на Дальний Восток, только еще восточнее – и оказался в тех самых местах, которые у вас зовутся Западом, -  там,  где Джек Лондон геройствовал во времена золотой лихорадки.

- Ну, и как,  ты  - золота в тех краях много намыл?  – полюбопытствовал я.

- Много.  В основном – черного, - нефти. Я там бурильщиком начал работать. А потом, когда через пару лет подтвердил свой диплом, стал уже буровиком, то есть - руководителем бригады бурильщиков, со своей установкой.
 
На буровых установках – своя специфика, пришлось ее осваивать. Главное –технологию надо соблюдать строго, не рассчитывая на русский авось. Если в инструкции к установке записано - поменять, допустим, уплотнения через столько-то часов – я их менял,  независимо от того, как они выглядят.

Окончание см.

http://www.proza.ru/2018/02/13/498