Мадонна и Христос в скульптурах Микеланджело

Ремуальд Черняков
" Господь увидел бесплодные усилия прекрасных, великих талантов, истощавших свои силы в искании совершенства, в изображении недосягаемой природы; он сжалился над этими усилиями и слепотой человека, который дальше от истины, чем сумерки от света, и решил дать миру гения, который, превзойдя всех живших до него в живописи, в скульптуре и архитектуре, показал бы людям вечные образцы во всех этих искусствах. Этому гению даровал он полное совершенство в рисунке, в расположении света и тени, в искусстве владеть резцом, а также искусство строить здания прочные и прекрасные. Он одарил его также высоким умом и поэтическим талантом, чтобы весь мир чтил в нем чудный образец совершенства в жизни, в нравах и во всех действиях, удивлялся ему и чтобы мы считали его скорее жителем и достоянием неба, чем земли." 
                Вазари


    Прочитав такие слова, начинаешь понимать, что заставляет людей вновь и вновь обращаться к грандиозной фигуре Микеланджело... Это самый выдающийся из всех до сих пор живших на Земле людей... У него потрясающая работоспособность... Он невероятно разносторонне одарен.
     Но ведь так хочется проникнуть в его мир. Как все творцы того времени он создавал скульптуры и по заказам и по собственному выбору. Мне интересно понять - почему он обращался именно к этим темам и чем его решения отличались в разные периоды его жизни. И еще: мне кажется, что есть вот такая разница между наукой и искусством -  в науке накопление знаний идёт постоянно и продолжается из поколения в поколение. Т.е. для того, чтобы сделать какое-то открытие не только человек, но человечество накапливает запас знаний, а потом движется вперёд. В искусстве не так - художнику дана только одна жизнь для выражения себя. Есть, конечно, приёмы ремесла, которым учат. Но самовыражение идёт из внутреннего мира творца - художника, музыканта, поэта. И он, творец, должен успеть. Отсюда чудовищное напряжение в работе. «Никто не создаст, кроме меня..!»
       Уже много лет я думаю о Микеланджело. Поражаюсь, ужасаюсь и восхищаюсь этой невероятной энергией. Потом повседневность отвлекает, все забывается. Но его одарённость... Сейчас мне попал в руки томик его стихов. 300 стихотворений! Когда он успевал ещё и писать? Ведь его постоянно заставляли работать не только собственные замыслы, но и заказы.  Как же мы должны быть благодарны его заказчикам - ведь это их деньги сегодня продолжают радовать нас. И это они выбирали темы. Но дать возможность художнику самому выбрать вариант решения - дорогого стоит. Вечная благодарность от всего человечества семье Медичи, истратившей на произведения искусства собственные 2,5 тонны золота. А в 18 веке последняя в роду Медичи - Анна Мария Луиза Медичи - подарила всю коллекцию родной Флоренции.
    Фрейд утверждает, что все идёт из детства... Сегодня ведутся бесконечные споры о способах воспитания детей. Как развить личность? Как сделать  детство счастливым периодом жизни? Как уберечь людей от «комплексов» во взрослой жизни? И еще много проблем, на каждую из которых существует громадное количество точек зрения. У меня нет ответа на эти вопросы. Я думаю, что более тесной изначальной связи,  чем между мамой и её ребенком не может существовать. И утрата этой связи с раннего детства становится для человека тяжким крестом несбывшихся надежд, непрекращающимся ощущением потери… Но эта травма имеет ведь и другую сторону – раннее пробуждение личности, умение самостоятельно находить выход из различных ситуаций, ранняя социализация, раннее овладение профессией, выработка такого важного качества как способность слышать самого себя. А ощущение потери, трагедия одиночества продолжает бурлить в душе на протяжении всей жизни и ищет выход в творчестве  у тех, кто творчески одарен. Конечно, пример чрезвычайно богато одаренной от природы личности не может служить объяснением для всех…Но заставляет задуматься – всегда ли потери и испытания являются фактором тормозящим развитие человека?
Микеланджело Буонаротти родился в благословенном краю – в Тоскане. Его мать Франческе ди Нери ди Миниато дель Сера умерла молодой, в 26 лет, измученная частыми родами. Мальчику было 6 лет. Только сам Микеланджело мог бы рассказать о том,  насколько тесной была связь между ними, насколько сильным было для него ощущение этой потери.Если правда, что детские впечатления оставляют неизгладимый след в духовном облике человека, то мы все должны быть очень обязаны этой молодой женщине. Отец вскоре женился второй раз. В трех милях от Флоренции лежит в горах селение Сеттиньяно.
    Здесь находилось небольшое поместье дома Буонарроти, и отец Микеланджело передал ребенка на руки кормилице, жене одного  "скарпеллино" (каменотеса),  когда сам он, по окончании срока должности подесты Кьюзи и Капрезе, вернулся с новой семьей во Флоренцию. Сеттиньяно было богато каменоломнями, и местные жители славились своим искусством обрабатывать камень; их вызывали на постройки в города и замки всей Италии, архитекторы и художники являлись в Сеттиньяно за материалом. "Рука Провидения видна во всем в жизни великого человека". Он был воспитан супружеской парой Тополино, которые заменили Микеланджело колыбельные песни визгом пилы, звоном железа. Его руки рано окрепли в играх с камнями и молотом.  Великий художник говорил, смеясь, что любовь к своему "ремеслу" он всосал с молоком кормилицы.
    Итак, Микеланджело, которого отец отдал на воспитание в приемную семью деревенских каменщиков, привык  выражать свои чувства и мысли, (то, чем мы  потом будем восхищаться и называть гениальным), создавая образы в камне, в живописи, в архитектуре и позднее в поэзии. Тоска по матери выразилась в одном из первых барельефов, который он создал в 16 летнем возрасте, а тема взаимоотношений матери и сына прошла через все его творчество. Всю жизнь ему будет не хватать  любви. От недолюбленности в детстве  к постоянному поиску любви в жизни. Это тема в его творчестве будет много раз повторяться
Итак первый барельеф  - Мадонна на лестнице - «Мадонна делла Скала» - мраморный барельеф (1490-1492, Флоренция, Музей Буонаротти). Мария не трогательная в своей любви к младенцу юная мать, а грустная и сильная женщина, которая осознает свою славу и знает об уготованном и ей и её сыну трагическом испытании. Микеланджело изваял Марию, когда она видит будущее - будущее для себя, для младенца, для мира. Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. Мария сидит в профиль на скамье, направо от лестницы. Какие тяжелые минуты она переживает, держа у своей груди младенца  и словно бы вглядываясь туда, где есть крест, на котором ее сыну суждено было быть распятым. А ребенок прижимается к матери, сидя спиной к миру. И это начало их общего пути. И, может быть, именно тогда и осознал Микеланджело себя одиноким и распятым на этом кресте вечного недовольства собой, ненасытной жажде совершенства и славы. Он – гений, понимает свою гениальность и хочет такого же понимания от мира. Но ему всего 16 лет! И так хочется любви и понимания близкого человека. Но – матери нет. А тут еще и новое испытание:
«Рассказывают, что Ториджано ди Ториджани, человек грубый и надменный, но побуждаемый завистью за то, что, как он видел, Микеланджело и ценили выше, и стоил он больше него в искусстве, как бы шутя, с такой силой ударил его кулаком по носу, что отбил у него носовой хрящ и навсегда его отметил сломанным и безобразно раздавленным носом.  Микеланджело замертво отнесли домой. За это Торриджано был из Флоренции изгнан»
Вазари.
    Он, скульптор уже познавший законы красоты, оказался обезображенным на всю жизнь! И нет рядом жалеющей, сострадающей матери. Не в кого уткнуться обезображенным лицом и разделить свои слезы и сочащуюся из раны на лице кровь с кем-нибудь родным… И нет надежды на любовь!  Это состояние предощущения будущего он передаст нам в его знаменитом «Давиде», который еще не победил, но хочет победить. И еще один вывод – «незаконченные скульптуры». Именно Микеланджело, который поражал тщательностью  отделки во всех своих произведениях, осуществил в нескольких скульптурах демонстрацию красоты в несовершенстве. Но это – потом.
А сейчас  - ему   21 год - в 1496 году его приглашают в Рим. И ему заказывают работу – скульптуру - Оплакивание Христа - «Пьета». Заказ на скульптурную группу был получен благодаря поручительству банкира Якопо Галли. Договор был заключен 26 августа 1498 г., заказчиком выступал француский кардинал Жан де Вилье Фезанзак. Согласно контракту мастер обязывался выполнить работу за год, и получал за нее 450 дукатов. Закончена работа была около 1500 г., уже после смерти кардинала, умершего в 1498 г. Возможно, эта мраморная группа изначально предназначалась для будущей усыпальницы заказчика.
     Снова Мать и Сын… Но все изменилось  для героев – жизнь прошла, страдания испиты и закончены. Мать с молодым лицом (мама Микеланджело умерла в возрасте 26 лет!) и Иисус с прекрасным телом и лицом (ЛИЦОМ без обезображивающего рубца) прощаются навсегда Он по-прежнему беззащитен и  лежит на таких родных коленях матери, но всё позади. Это конец их общего пути. Он воскреснет, будет вознесен, но один. А она тоже одинока навсегда. И только вера позволяет надеяться на встречу. Потом. Где-то и когда-то…
Он полон покоя, Она – грусти.
     Микеланджело в 25 лет закончил эту скульптуру. «Оплакивание Христа» с самого начала  предназначалась для капеллы девы Марии,  первой капеллы справа в соборе Св. Петра в Риме, где она и находится по сей день.
    Эта композиция стала ключевым произведением раннеримского периода творчества Микеланджело, знаменующим начало Высокого Возрождения в итальянской пластике.
    Эта тема - Богоматерь с сыном – гениально изображается  у двух других великих художников Возрождения – Леонардо ла Винчи и Рафаэля Санти. И снова мы видим перенесенную в детстве психологическую травму: Леонардо был разлучен с матерью в 5-летнем возрасте, а Рафаэль стал полным сиротой в 12 лет. Но они были живописцами, а Микеланджело  - скульптор.       
    Гений Леонардо — это воля к познанию мира и овладению им в искусстве, полное сознание и утверждение силы и власти человеческого ума.
    Гений Рафаэля дал человечеству радость безмятежного любования миром во всей его величавой и упоительной красоте, выявленной гением художника.
    Гений Микеланджело выразил в искусстве иное. Гуманист и ученый Пико делла Мирандола (с которым Микеланджело общался в молодости в платоновской академии - кружке гуманистов Лоренцо Великолепного) вложил в уста Бога такие слова, обращенные к первому человеку — Адаму:
    «Я создал тебя существом не небесным, но и не земным, чтобы ты сам себя сделал творцом и сам окончательно выковал свой образ».
    В этом наставлении — , как мне кажется, основа веры и идеала Микеланджело. Из всех крупнейших представителей Возрождения, он, наиболее последовательно и безоговорочно, верил в заложенные в человеке великие возможности, в то, что человек, постоянно напрягающий свою волю, может изменить себя, выковать свой собственный образ, более цельный и яркий, чем сотворенный природой. И этот образ Микеланджело выковывал в искусстве, превосходя природу.
«В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери; вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших, и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: "Наш миланец Гоббо". Микеланджело промолчал, и ему показалось, по меньшей мере странным, что его труды приписываются другому. Однажды ночью он заперся там со светильником, прихватив с собой резцы, и вырезал на скульптуре свое имя. И поистине она такова, как сказал о ней один прекраснейший поэт, как бы обращаясь к настоящей и живой фигуре:
Достоинство и красота,
И скорбь: над мрамором сим полно вам стенать!
Он мертв, пожив, и снятого с креста,
Остерегитесь песнями поднять,
Дабы до времени из мертвых не воззвать
Того, кто скорбь приял один
За всех, кто есть наш господин,
Тебе - отец, супруг и сын теперь,
О ты, ему жена, и мать, и дщерь»
Вазари.
   И снова Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Микеланджело был горячим поклонником Данте. В начале молитвы Св. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Скульптор нашел идеальный путь для выражения в камне этой глубокой мысли. Богородица держит сына на коленях, надежно подхватив его за плечи и, склонив голову, смотрит на него, переводя взгляд зрителя к Христову телу, к его лицу, глазам, мирно закрывшимся в глубоком сне, к прямому, не столь уж тонкому носу, к чистой и гладкой коже на щеках, к вьющейся бородке, к искаженному муками рту… Его мертвое тело лежит на ее коленях невыносимой тяжестью, но гораздо большая тяжесть лежит на ее сердце. Фигуры сидящей Мадонны и распростертого у нее на коленях мертвого Христа соединяются в неразрывное целое. Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. В нем и отчаяние, и вопрос. Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. На перевязи, идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал подпись:«Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил».
   Но сегодня “Пьета” защищена пуленепробиваемым стеклом. Дело в том, что в 1972 году австралийский геолог Ласло Тот после посвященной Дню Святой Троицы праздничной литургии совершил нападение на скульптуру и нанес ей 15 ударов скальным молотком. У Девы Марии была до локтя отбита рука, нос и левый глаз! Более 50 осколков удалось собрать, несколько осколков вернули люди, которые оказались в это время на месте преступления. Ласло утверждал, что это он Иисус Христос, и что он не может смотреть на все это, как и его мать. что такую красоту мог создать только дьявол и ей не место в храме. Безумец был схвачен и передан властям. А мы, к сожалению, не можем осмотреть скульптуру со всех сторон, по кругу, как было задумано Микеланджело.
   История взаимоотношений Матери и Сына  продолжается и в других скульптурах.
   В 1504 году по заказу купца Яна Мускрона из города Брюгге была создана Мадонна с младенцем, которую поставили в церкви Богоматери. Купец заплатил за неё 100 дукатов и подарил церкви вместе с роскошным алтарем. После того покушения в Риме на «Пьету» и эту скульптуру закрыли пуленепробиваемым стеклом.
   И снова - мать не меняется – она скорбит, предчувствуя будущие страдания сына. Но мальчик – мальчик повернулся лицом к этому миру. Этот кудрявый малыш полон сил и жизни. Он сможет всё!
   В 1520 году Микеланджело начинает новую скульптуру Мадонна с младенцем для капеллы Медичи в Сан Лоренцо. Мадонна сидит, положив ногу на ногу. На коленях у нее изогнувшийся назад ребенок, сосущий грудь. Он – баловень, а она – полна скорби.Закончена она была только в 1534 году. И Мастер после этого уехал из Флоренции и больше в неё не возвращался.
     Меняется время, сказывается возраст Мастера. Накапливается груз жизненных переживаний, опыт потерь и приобретений. Меняется и отношение к оплакиванию – Пьете. Проходит очень много времени по человеческим меркам и совсем немного с точки зрения Истории – почти 50 лет.
И уже не по заказу, а для себя Микеланджело создает новый образ любви Матери и Сына.
    "Дух и талант Микеланджело не могли оставаться без дела, а так как писать он уже не мог, он принялся за глыбу мрамора, чтобы высечь из нее четыре круглые статуи, превышающие рост живых людей, создав Мертвого Христа для собственного удовлетворения и препровождения времени, и, как он сам говорил, потому, что работа молотком сохраняет в его теле здоровье. Этого Христа, снятого с креста, держит Богоматерь, подхватывая же его снизу, ей с усилием помогает стоящий в ногах Никодим, которому, в свою очередь, помогает одна из Марий, видя, что силы матери иссякают и что, побежденная скорбью, она не выдержит. Мертвого же тела, подобного телу Христа, не увидишь нигде: падая с расслабленными членами, оно в своем положении совершенно отлично не только от других изображавшихся им мертвых тел, но и от всех когда-либо изображавшихся: работа трудная, редкая - из одного куска и поистине божественная; и она, как будет сказано ниже, осталась незавершенной и претерпела много невзгод, хотя и хотелось ему, чтобы она стала его надгробием перед алтарем, где он собирался ее поставить...
    Для времяпрепровождения Микеланджело работал почти ежедневно над тем Оплакиванием из четырех фигур, о котором уже говорилось и которое он как раз тогда и разбил по следующим причинам: действительно, в камне было много наждаку и был он твердым, и от резца часто сыпались искры, или возможно, что человек этот судил о себе так строго, что не удовлетворялся никогда тем, что делал...
Тиберио, навестив однажды Микеланджело в его доме, где находилось и разбитое Оплакивание, он в ходе продолжительной беседы задал ему вопрос, почему он разбил и погубил плод столь дивных трудов, а тот ответил, что виноват в этом несносный Урбино, его слуга, который что ни день понукал его завершить работу, и что, между прочим, отломился там кусок локтя у Мадонны, а он ее и раньше возненавидел, так как очень много пришлось с ней возиться из-за трещины, которая была в камне, и вот, наконец, лопнуло у него терпение, он ее и разбил и хотел совсем все разбить, если бы Антонио, слуга его, не посоветовал подарить ее ему такой, какая она есть. Услышав это, Тиберио рассказал обо всем Бандини, которому хотелось иметь что-нибудь выполненное рукой Микеланджело; тогда Бандини уговорил Тиберио пообещать Антонио двести скудо золотом и сам попросил Микеланджело разрешить Тиберио закончить работу для Бандини по моделям Микеланджело, труды которого даром не пропадут. Микеланджело согласился и сделал им этот подарок. Работу тотчас же оттуда унесли, а Тиберио сложил ее вместе и восстановил не знаю уж сколько ее кусков, но из-за смерти Бандини, Микеланджело и Тиберио она так и осталась незаконченной"         
     Вазари.
    С конца 1540-х годов до 1555 гг. Микеланджело работал над скульптурной группой «Пьета с Никодимом». К мысли о смерти старый скульптор возвращался в эти годы постоянно. Он готовил себя к стоическому и мудрому ее приятию: «Кто хочет найти себя и насладиться собой, — пишет он в одном из писем, — тот не должен искать развлечений и удовольствий. Он должен думать о смерти! Ибо лишь эта мысль ведет нас к самопознанию, заставляет верить в свою крепость и оберегает нас от того, чтобы родственники, друзья и сильные мира сего не растерзали бы нас на куски со всеми нашими пороками и желаниями, разуверяющими человека в самом себе». По утверждению Вазари, голова Никодима была автопортретом старого Микеланджело. Эту скульптурную группу он ваял для собственной гробницы (скульптору 80 лет,  он жалуется на немощь и торопит смерть).
    «Говорят, увлекшись работой, скульптор забыл оставить материал для левой ноги Христа – стесал лишнее. Когда он обнаружил это, в расстройстве ударил молотком по скульптуре и отколол руку Христа».
   Ее прикрепили позже, после смерти Буонарроти. В 1555 г. Микеланджело разбил эту, еще незавершенную, группу. И только благодаря кропотливым стараниям его ученика Тиберио она была восстановлена. Строго говоря, эта композиция является Снятием с креста, а не Pieta. Ощутима неразрывная связь между Христом и Марией, которая нежно прижимается щекой к голове сына. Снова новые отношения Матери и Сына – не скорбь, а нежная забота о Сыне. Но сил у Неё не хватает. И слуга Иосифа Амаврикийского, владельца пещеры, где похоронят Иисуса, помогает Ей удержать тело. Он полон сердечности, скорбный старый Никодим, в котором усматривали черты сходства с Микеланджело, — своего рода идеальный автопортрет художника. Нежно поддерживает измученное тело Христа Мария Магдалина. В этом произведении Микеланджело отказывается от изображения резких разворотов, эффектных движений. Он приходит к особой, глубинной простоте. И даже в незавершенном виде, эта скульптурная группа обладает огромной воздействующей силой. В некое единое целое сливаются в ней общий замедленный темп движения, трагический излом фигуры мертвого Христа, с раскинутыми руками, словно охватывающими близких. Расположение трех незаконченных голов создает драматический эффект, редкий в произведениях на этот сюжет.
    Одинок ли Иисус в смерти в этой скульптуре? Как кажется мне – уже нет. Любовь матери прошла с ним через всю его жизнь. Любящая его Мария Магдалина и друг – старый Никодим - не бросают, а трогательно бережно несут Его к месту последнего покоя. Они скорбят и любят. Это другое понимание любви – Любовь, не заканчивающаяся вместе с жизнью. Любящие – не откажутся от любимого. Верность – вот, как мне кажется, смысл этой скульптуры. Она находится в Opera dell Duomo, в стороне от других скульптур, которыми так богат этот музей. И именно отдельное стояние этой группы заставляет как-то задуматься. Мимо проходит много людей, которые не видят её… Ведь так много всего отвлекает. Но увидев – невозможно оторваться!
    Но и это, оказывается, вовсе не конец развития отношений. «Смертию смерть поправ»…
    Ведь Мастер еще живет и он продолжает говорить со всеми нами.
    «Пьета Ронданини» - последняя работа Мастера. Он начал её в 1555 году и продолжал работу около 10 лет. Последний раз он брал её в руки за 6 дней до смерти.  О чем говорит нам Микеланджело в этой скульптуре? Можно только предполагать. … Но тема та же – Мать и Сын. Всё изменилось в жизни Мастера – от 25 лет до 88 – пройдена большая дистанция. Жизнь кончается, а рана несостоявшейся Любви продолжает терзать. Продолжается эта  старая привычная тяжесть одиночества. Рядом ученики, племянник… Но с кем же можно поговорить о жизни, о смерти, о Б-ге, о Славе, о любимой поэзии. Нет рядом никого из тех, с кем начиналась жизнь. Старый Мастер, кажется, начинает взрослеть... Нет больше стремления поразить всех абсолютным совершенством формы и качеством отделки. Появляются так называемые "незавершенные" скульптуры – в них вытянутость форм, намеченность фигур, выходящих из глыбы мрамора, шероховатая необработанность поверхности… Грубая, реальная Жизнь. Но ведь и она, жизнь, не однозначна, не только материальна, но и духовна, полна сочувствия к остающимся в ней и любви. Унести ли с собой все – свои мысли и чувства – ведь их некому оставить на земле? Не об этом ли думал и Спаситель, уходя в беспредельные высоты после осуществленного им Подвига? Может быть, и он подумал о своей Матери  - унести её от скорбного мира вместе с собой? Но что это – унести с собой? Что унести? Для Него все предписано – не только Его душа, но и тело должны вознестись! И это одно из тех чудес, которые должны помочь остающимся на земле людям уверовать в истинность Его учения. Это – предназначение! А мама – Его Мама… Её тело – оно важно? или достаточно только спасенной Им  Её души? Ведь для Него Её тело было всегда. И вот эта борьба – у Неё  уже не хватает сил поддерживать это снятое с креста тела, а Он хочет Ей помочь. Тела в одной глыбе мрамора  неразделимы, но вот эта вытянутость фигур, придающая им необычайную воздушность и готовность к отлёту… Его руки – заведенные назад они обнимают Её тело и, как бы подсев, Он принимает на себя Её тяжесть. Всё! Они будут вместе всегда. И спасает не Она Его, а Он Её! Может быть, и надо было прожить почти 90 лет в одиночестве, чтобы вот так спасать единственную близкую душу? Это очень необычная скульптура. Все привыкли к мощным, мускулистым микеланджеловским телам. А здесь совершенно современная незаконченность. Шероховатый мрамор передает невероятную печаль только слегка намеченных лиц. И так чувствуется тяжесть мертвого тела - это скорбь матери, обнимающей только что снятого с креста сына. Это спасение любимой матери сыном, который посвятил ей свою жизнь и смерть. Пьету Ронданини перенесли в помещение Испанского госпиталя ( как входишь, в самом левом углу крепости Сфорци в Милане). Это было самое острое впечатление от нашего пребывания в Милане. Рано утром мы прибежали в замок Сфорца и оказались наедине со скульптурой. Говорить о благоговении и наслаждении – ничего не сказать. Слёзы наворачиваются на глаза даже при воспоминании об этой плохо обработанной скульптуре с вытянутыми и страдающими телами, у которых только угадываются лица. Нежность и заботливость Уходящего и Остающейся. Хотя, собственно, неизвестно кто более несчастен.  Вот так, осматривая со всех сторон эту необычную скульптуру, понимаешь, что уже произошло и прощание с Мастером. Мне кажется, что размышления об этих работах позволили мне хоть как-то приблизиться к пониманию этой странной и великой жизни. И растёт ощущение благодарности Богу, приславшему Мастера и Мастеру, выполнившему предназначение: работы с матерью и сыном показывают динамику отношений между ними на протяжении жизни и динамику развития понимания происходящих изменений. Молодая мать, полная сил и уверенности в себе, держит на руках играющего ребёнка. Она знает его будущее, но это будет еще не скоро и она надеется, что сможет уберечь своего малыша. Ещё одна молодая мать (и этот возраст особенно выделен Микеланджело) держит на руках мертвого сына. Все свершилось! Но, еще молодой Микеланджело, полон независимости сам и щедро делится этой независимостью со своими героями. Проходят годы. Жизнь ломает всех, даже гениев. Одинокий и уже немолодой Микеланджело понимает - необходимо иметь поддержку. Поэтому и в Пьете Бондини тело сына поддерживают уже три человека. Это вдруг начинает раздражать. Ведь ушедший от нас уже совершенно свободен от этого мира. Он не нуждается в поддержке. Поэтому, может быть, и была разбита  эта статуя? А вот последняя - Пьета Ронданини - переворачивает всё! Мать стала зависимой, у неё нет воли и сил. И умерший сын, заботясь о ней, помогает ей выжить!
«И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.»
Микеланджело