Урок литературы в начальных классах

Дина Норбут
Статисты констатируют, что начальная школа играет одну из главнейших ролей в формировании личности человека. Стало быть, и основы воспитания «человека культуры», в основном, закладываются именно в этот период жизни человека. 
Параметры личности, которые необходимо иметь «человеку культуры»:
способность ставить себя на место других людей (живших и живущих в других эпохах и странах); умение пользоваться усвоенной информацией; овладение различными способами действия (способность решать одну и ту же проблему в нескольких вариантах); способность к самоорганизации и другие качества  требуют, прежде всего, развития творческих наклонностей детей.
Для этого при изучении художественного произведения, прежде всего, необходимо научиться грамотному целеполаганию. Например, при изучении популярной сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» рекомендую взять на вооружение несколько целей, каждая из которых может быть целью отдельного урока, а в совокупности будут составлять цикл занятий, обеспечивающих системное восприятие сказки, перекликаться с реалиями, окружающими действительность.
Набор целей по усвоению и пониманию сказки может также помочь осуществлять глобальные педагогические цели: воспитательная, развивающая, познавательная. Осуществление данных целей в масштабе предложенного цикла, посвященного изучению сказки, целесообразнее проводить под конкретными названиями, последовательно раскручивающими цели, принятые учителем.
Первый урок этого цикла посвящен усвоению содержания сказки и проводится после первичного знакомства детей с ней. Его можно назвать:  «Аленький цветочек – виновник несчастья и причина счастья купца и его младшей дочери».
Здесь целесообразно использовать репродуктивный метод с элементами эвристического и предложить систему вопросов по выявлению уровня усвоения содержания. Умело построенные вопросы могут способствовать осуществлению всех трех педагогических целей и помочь детям осмыслить сказку в заданном направлении. Вот примерный перечень вопросов к этому уроку:
1) Почему сказка называется «Аленький цветочек»?
2) Чем отличается аленький цветочек от других цветов?
3) Зачем купец уехал из дому?
4) Почему купец   искал именно аленький цветочек?
5) Что случилось с купцом в дороге?
6) Где нашел купец нужный ему цветок?
7) Что случилось, когда купец сорвал цветок?
8) Что потребовало чудище за цветок?
9) Каким образом купец вернулся домой?
10) Что ответили отцу старшие дочери, когда он поведал детям о  случившемся с ним?
11) Как повела себя младшая дочь?
12) Как ей жилось у чудища?
13) Кем оказалось чудище на самом деле?
14) Как вы думаете, правильное название дали сказке или нет?
Затем предложить детям составить план сказки.
В конце этого этапа или отдельного урока можно предложить детям нарисовать аленький цветочек таким, каким они его  представляют.
Второй урок предлагаем назвать так: «Что хотел сказать своей сказкой С.Т.Аксаков?», применим метод литературной беседы.
Слово учителя: Каждое произведение отражает в себе своего автора, то есть, сказка «Аленький цветочек» была бы совсем другой, если бы была написана другим человеком. Получилась она именно такой благодаря следующим параметрам: тому, когда была написана, тому, где и когда жил автор и тому, что мог сказать автор, исходя из того времени и тех условий, в которых он жил. Поэтому нам нужно вспомнить, в какие годы жил Сергей Тимофеевич.
Он жил в 1791-1859 годы.
Учитель продолжает: этот период истории России был очень богат событиями, но главным является то, что это была эпоха Просвещения.
Эпоха Просвещения характеризуется тем, что все наиболее умные и добрые люди того времени призывают народ (а народ в то время был, в основном, неграмотный) к образованию: к овладению науками, ремеслами, к овладению достижениями цивилизации. Просветители призывали людей быть добродетельными. Это значило учиться уважать достойных людей за их ум, знания, за проявленные совестливость, честь, бескорыстие, благородство и другие хорошие человеческие качества, а не за чины и богатство.
Главная мысль просветителей заключалась в том, что добродетели, выраженные в стремлении к трудолюбию, образованию, всяческим умениям, доброжелательность и милосердие по отношению к другим людям обязательно дадут свои всходы. С.Т.Аксаков принадлежал к числу таких передовых людей. Он хотел улучшить народ.
Посмотрите в книге, что написано под основным названием сказки. Верно. Сказка ключницы Пелагеи. А кто такая ключница?
Совершенно верно, ключница заведовала ключами от барских амбаров и закромов. Это была кладовщица или завхоз в барском доме, как наш Иван Петрович, например.
Как вы думаете, когда могла рассказать ключница Пелагея сказку С.Т.Аксакову?
Да, скорее всего, когда Сергей Тимофеевич еще был маленьким Сережей.
А как вы думаете, когда сказка могла быть записана?
Вы думаете, что маленький мальчик тут же уединился и записал услышанную сказку?
Вероятнее всего, что сказку он записал гораздо позже и нам даже известно, что он ее рассказывал своим детям и внукам. Когда же могли появиться у него дети, тем более, внуки, если он родился в 1791 году?
Где-то в 30-х, 40-х годах XIX века, да? Как это будет выглядеть, если записать цифрами? Выйди, пожалуйста, к доске, запиши.
Итак, мы приходим к выводу, что сказка была записана  уже в переработанном писателем варианте.
Если сказка написана в эпоху Просвещения, а С.Т.Аксаков – просветитель, вспомним, чего хотели просветители и подумаем, что хотел сказать писатель своей сказкой своим и всем другим детям?
Верно, он хотел, чтобы люди становились добрее, умнее, порядочнее, похожими на кого?
Верно, на меньшую дочь купца. А на самого купца они не могли хотеть быть похожими?
Конечно, могли.
Почему младшая дочь кажется вам самой доброй?
Почему старшие сестры показались не очень добрыми, даже злыми?
Как вы относитесь к чудищу?
Почему младшая дочь вернулась к чудищу, ведь она не могла знать, что это заколдованный принц?
Как вы думаете, любила ли младшая дочь отца?
Любят ли отца старшие сестры, любят ли они младшую сестру?
Вывод: Как вы думаете, о чем эта сказка?
О доброте. О любви и бескорыстии. О взаимоотношениях людей. О счастье и несчастье. Об эгоизме. Об устоях семьи.
К выводам приходим с помощью эвристического метода, т.е. путем задавания наводящих вопросов, на которые дети отвечают и получают дополнения и поправки со стороны учителя.
Третий урок:  «Что такое *добро* и что такое *зло*».
На прошлом уроке мы пришли к выводу, что сказка Аксакова о доброте, любви и бескорыстии, о взаимоотношениях людей, о счастье и несчастье, об устоях семьи.
Предположим, что  понятие *добро* вмещает в себя и доброту, и любовь, и бескорыстие, и хорошие отношения между людьми, и счастье, и крепкую здоровую семью, а понятие *зло*,  а где мы встречаем проявление зла?
Принц, заколдованный злой колдуньей? Интересно, за что он заколдован? Может быть, он совершил какой-нибудь неблаговидный  поступок, как вы думаете?
Вполне возможно. А еще где мы видим зло?
Чудище, которое потребовало дорогую плату за аленький цветочек.
А почему он потребовал это?
Правильно, потому, что у него не было другой возможности снять с себя колдовские чары. И что же получается, потребовав такую цену (жизнь купца, или кого-то из его дочерей), чудище совершило зло или нет?
С одной стороны очень трудно назвать это не злом, потому что от этого пострадал честной купец. Он не хотел расставаться с дочерями, особенно, с младшей. Старшие дочери сами не захотели оказаться у чудища.
Как вы думаете, с радостью ли согласилась на это младшая дочь?
Наверное, она испугалась сначала, но надеялась, что все будет хорошо.
Теперь подумаем, всегда ли можно четко определить, где зло и где добро?
Конечно, нет. Добро и зло часто очень тесно переплетаются друг с другом не только в реальной жизни, даже в сказке.
Теперь разделим тетрадный лист на две равные половинки, в одной стороне запишите всех, кого вы считаете добрым и почему, в другой – тех, кто показался вам злым и почему.
Четвертый урок: «В сказке *Аленький цветочек* мне больше всего понравился(ась) …»
Каждый пишет о своем любимом персонаже этой сказки. Это может быть любой персонаж, не обязательно меньшая дочь или купец. Это может быть, и чудище, и даже аленький цветочек, а именно, то, какую роль он сыграл в судьбах сказочных героев. Вы можете также изменить действия героев по своему желанию, сделать так, чтобы они были такими или повели себя так, как хотелось бы вам.   
Пятый урок: «Игра в *аленький цветочек*».
Дети исполняют роль того персонажа, о котором они писали и в том качестве, в котором они его изобразили в своих работах. Учитель подбирает наиболее подходящие варианты персонажей. Вариантов сказки может быть, в зависимости от количества учащихся, от 3-х до 5-ти.
Изучение художественного произведения подобным образом будет способствовать формированию «человека культуры», так как предложенный цикл уроков или этапов одного урока (в зависимости от возможностей) предполагает развитие творческих способностей. Это осуществляется как самими методами ведения урока, так и видами учебной деятельности детей.  Литературная беседа и эвристический метод, к примеру, способствует формированию логического мышления. Сущность вопросов будет способствовать эмоциональным переживаниям детей, через которые он будет постигать художественный текст не только умом, но и сердцем. Игра на последнем этапе будет способствовать формированию у ребенка различных способов мышления и действия, будет учить его к терпимому отношению к окружающим.
 
2007год.