51. Анализ характеров

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

    Что такое «характер»? Ну, прежде всего, это предмет науки, который подлежит иссле-дованию; и, в частности, анализу. Любой объект исследования остается «черным ящиком», пока в нем не выделяется какая-то внутренняя структура. Первичный, наиболее эффективный анализ объекта состоит в том, что он, грубо говоря, делится пополам (это уже структура). Одна его половинка обладает неким свойством, а другая – противоположным. (Дж. Кеттел называл это «конструктом», но вообще-то это диалектическая поляризация.)
    В качестве такого свойства нередко применяется конструкт «форма – суть». Именно он был применен Гордоном Олпортом для анализа объекта «характер». Он называл «чертами личности» те свойства, которые передают суть характера, а индивидуальные формы «черт личности» называл «диспозициями».
    Формирование характера происходит в Третьем Возрасте, но разделение формы и сути сказывается уже после «кризиса семи лет». В частности, статус базального ума определяет ролевую идентичность школьника в компаниях сверстников и формирует «диспозиции» будущего характера. С другой стороны, идентичность его группы во многом предопределяет «черты личности».

    Г. Олпорт называет шесть черт личности, что в количественном отношении соответствует феноменологии. Если бы только он еще разбил эти черты на пары антонимов, составляющие конструкты «характера»... Р. Кеттел, внесший выдающийся вклад в исследование предмета, напротив, проявил в этом отношении вполне диалектическое мышление. Но его анализ страдает другим недостатком – именно тем, от которого с самого начала избавился Олпорт: Кеттел не разделил форму и суть. Его конструкты имеют узкий «диапазон применимости»; то есть, не каждый характер имеет явно выраженные свойства, указанные Кеттелом. В результате, такой анализ страдает высокой степенью неопределенности (дисперсией)… Вот что это значит.
    Прежде, чем определять «черты личности», следует определиться с собственными терминами. Что такое «отзывчивость», «отчужденность», «эмоциональная устойчивость», «рассудительность», «беспечность» (все это есть у Кеттела)? Какого человека мы называ-ем «добродушным», или «сообразительным», или «уверенным», «серьезным», «либеральным»? Разные люди по-разному (иногда очень по-разному) понимают эти слова; и ученые – не исключение. Но для науки годятся только термины, которые понимаются всеми (более или менее) одинаково: дисперсия научного анализа должна быть минимальной! Отсутствие четких определений вынуждает коллег мобилизовать все их эвристические способности, чтобы догадаться – что он имел в виду?
    И, кроме того, факторы Кеттела коррелируются между собой – то есть, не являются независимыми. Среди 16 его конструктов можно выделить несколько пар сходных по смыслу; например: (5) «рассудительный – беззаботный» и (6) «сознательный – безответственный» – это явно две «диспозиции» (формы) одной и той же «черты личности». А конструкты (4) «доминантный – послушный», (14) «самодостаточный – конформный» и (2) «умный – глупый» выглядят как различные комбинации одних и тех же основных черт. «Послушный» ведь не может быть «самодостаточным», верно?
    Из всего сказанного следуют четыре вывода. Во-первых, каждая (основная) черта личности рассматривается в паре со своей полной противоположностью. Во вторых, эти конструкты должны иметь максимальный «диапазон применимости» (все характеры). В-третьих, они должны быть независимыми, не сводиться к комбинации других конструктов. И, наконец, в-четвертых, эти «черты личности» должны быть четко определены как понятия.

    Неопределенность (дисперсия) «диспозиций» по Олпорту сразу следует из ограниченности их применения: они относятся к какой-то определенной «черте личности». «Диспозиций» великое множество, их полный анализ является конкретной задачей для специалистов. Но основные типы характеров, определенные «чертами личности», доступны и для широкого понимания, и для изложения. И прямо относятся к теме и сюжету проекта «Ребенок».
    Три основных фактора, определяющие психотип человека, есть не что иное как три основные элементарные конструкты О, В, И по Дж. Келли, регулирующие ментальный выбор поведения в подростковом возрасте. А именно. «Локус контроля» (внутренний или внешний) – конструкт О. «Способ мышления» (абстрактный или ассоциативный) – конструкт В. «Целевая установка» (пассионарная или дефицитарная) – конструкт И. Нетрудно убедиться, что они отвечают тем «выводам», которые сделал автор выше по тексту.

    Внимательный читатель, несомненно, уже готов указать автору на логический провал в изложении. В предыдущих публикациях проекта говорилось, что конструкты О, В, И предназначены для анализа текущей ситуации – а вовсе не характеризуют человека. Укажем эту логическую связь.
    Еще Р.Б. Кеттел признавал, что одна и та же черта личности совершенно по-разному проявляются в совершенно разных ситуациях; да и называются они по-разному. Жаль, что концепция «ситуативных переменных» не нашла отражения в его исследованиях. Развивая идею Кеттела, я выскажу мысль, с которой читателю трудно будет согласиться: характер человека изменяется от ситуации к ситуации. Согласно позднему Олпорту, различные и противоположные «черты личности» в той или иной мере проявляются у всех – в зависимости от внешних условий; и только невротик (согласно К. Хорни) попадает в зависимость от них и мыслит всегда одинаково.
    Другое дело, что ситуация существенно зависит от характера. Это нашло отражение в концепции «взвимного детерминизма» по А. Бандуре: «Факторы предрасположенности и социальные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения. Поведение из-меняет окружение.»
    Каждый человек, – как правило, в норме – живет и действует в привычной ему обстановке; в той социальной среде, которая… ну да, «ему по душе», соответствует его характеру. Взрослый человек! Все его «привычки» – равновесный информационный обмен со средой, сложные ассоциированные рефлекторные кольца, имеющие две «управляющих инстанции»: в разуме и в окружающей среде – они еще только формируются в переходном Возрасте. Становление индивидуального характера продолжается, и формирование характерной социальной среды – тоже.

    Зато этот гомеостаз достигается эпизодически – на стадии «поиска адекватности», когда в результате в результате критической оптимизации поведения устанавливается соответствие между условиями окружающей действительности («ситуативными переменными» по Кеттелу) и ментальной структурой конструкта О-В-И («психологической ситуацией» по Роттеру), возникающей в этом эпизоде. По сути, речь идет о формировании ментальных моделей (стилей) поведения, соответствующих типичной обстановке. На фоне неописуемого разнообразия ситуаций, в которых действует подросток или юноша (девушка), таких ментальных конфигураций, как нетрудно подсчитать, всего восемь. Они и группируют эпизоды в типичные сюжеты, которые характеризуются определенным стилем адекватного поведения.
    Соответствие между актуальным психотипом и стилем поведения устанавливается (в процессе «поиска адекватности») тем самым принципом, который оптимизирует поведение: минимизацией дискомфорта (диссонанса). Процесс «индивидуации» и социальной адаптации завершается на стадии «ролевой активности» (18-20 лет) вытеснением тех оптимальных стилей и психотипов, которые вызывают наименьший комфорт (ассонанс). Среди всех мотивов человека закрепляется «взрослое» стремление оказаться в обстановке, которая ему «по душе» и в которой он эффективно действует («собственная функциональная автономия» по Г. Олпорту). Ментальная конфигурация конструкта О-В-И, которая соответствует таким комфортным ситуациям, и есть (доминантный) психотип личности, который со временем вытесняет все другие. Кристаллизация стилей поведения в «образ жизни» («устойчивая функцио-нальная автономия») происходит далеко за пределами переходного Возраста, но доминантность его личного психотипа закрепляется и фиксируется именно тогда.