Зачем редактируют Пастернака?

Евгений Обухов-Петрик
ЗАЧЕМ «РЕДАКТИРУЮТ» ПАСТЕРНАКА?

10 февраля 1890 года родился Лауреат Нобелевской премии русский советский поэт и писатель Борис Леонидович Пастернак

ИЗ ПОЭМЫ «ВЫСОКАЯ БОЛЕЗНЬ»:

Чем мне закончить мой отрывок?
Я помню, говорок его
Пронзил мне искрами загривок,
Как шорох молньи шаровой.

Все встали с мест, глазами втуне
Обшаривая крайний стол,
Как вдруг он вырос на трибуне
И вырос раньше, чем вошел.

Он проскользнул неуследимо
Сквозь строй препятствий и подмог,
Как этот, в комнату без дыма
Грозы влетающий комок.

Тогда раздался гул оваций,
Как облегченье, как разряд
Ядра, не властного не рваться
B кольце поддержек и преград.

И он заговорил. Мы помним
И памятники павшим чтим.
Но я о мимолетном. Что в нем
B тот миг связалось с ним одним?

Он был как выпад на рапире.
Гонясь за высказанным вслед,
Он гнул свое, пиджак топыря
И пяля передки штиблет.

Слова могли быть о мазуте,
Но корпуса его изгиб
Дышал полетом голой сути,
Прорвавшей глупый слой лузги.

И эта голая картавость
Отчитывалась вслух во всем,
Что кровью былей начерталось:
Он был их звуковым лицом.

Столетий завистью завистлив,
Ревнив их ревностью одной,
Он управлял теченьем мыслей
И только потому страной.

Тогда его увидев въяве,
Я думал, думал без конца
Об авторстве его и праве
Дерзать от первого лица.

Из ряда многих поколений
Выходит кто-нибудь вперед.
Предвестьем льгот приходит гений
И гнетом мстит за свой уход.
1923-1928

«Перестроечный» вариант последнего четверостишия:

«Я думал о происхожденьи
Века связующих тягот
Предвестьем льгот приходит гений
И гнётом мстит за свой уход»

Я ПОНЯЛ: ВСЕ ЖИВО...

Я понял: всё живо.
Векам не пропасть,
И жизнь без наживы-
Завидная часть.

Спасибо, спасибо
Трём тысячам лет,
В трудах без разгиба
Оставившим свет.

Спасибо предтечам,
Спасибо вождям.
Не тем же, так нечем
Отплачивать нам.

И мы по жилищам
Пройдём с фонарем
И тоже поищем,
И тоже умрем.

И новые годы,
Покинув ангар,
Рванутся под своды
Январских фанфар.

И вечно, обвалом
Врываясь извне,
Bеликое в малом
Отдастся во мне.

. . . . . . . .

Железо и порох
Заглядов вперед,
И звёзды, которых
Износ не берет.
1935

Из этого стихотворения украдено предпоследнее четверостишие:

«И смех у завалин,
И мысль от сохи,
И Ленин, и Сталин,
И эти стихи»

https://youtu.be/cChPPaAOD70 - Б.Л. Пастернак. "Друзьям на Востоке и Западе". Поэма "1905 год"