Безмятежье

Валентин Черданцев
                Рассветы там умыты росами,
                Растут деревья и трава.
                Там мы с тобой ещё не взрослые...
                Как хочется там быть с утра!

  В свои семь лет Эдик Трунов влюбился впервые. Это случилось, когда он пришёл в первый класс Борисовской средней школы. Эдик жил со своими родителями в конце села, и до школы ему пришлось прошагать километра полтора-два. Он был смелым и решительным. Придя в класс задолго до звонка, извещавшего о начале занятий, сразу же выбрал место за партой, стоящей напротив стола учителя. Достав из портфеля букварь (он уже умел читать), Эдик стал рассматривать первые его страницы.
  Раздался звонок. С шумом и гамом в класс вошли будущие первоклашки. Пока все выбирали понравившиеся им места за партами, в класс вошла молоденькая девушка. Под мышкой левой руки у неё был журнал, а в правой руке она держала мел и указку. На вид девушке было не более восемнадцати лет. Положив принадлежности на учительский стол, девушка предложила всем сесть на свои места и представилась:
  - Я ваша учительница. Называть меня следует Евгенией Николаевной. Буду вас учить чтению и письму. За время учёбы вы научитесь считать, познакомитесь с цифрами и числами. Только очень прошу вас слушать меня внимательно и вопросы задавать только с моего разрешения. А чтобы задать вопрос каждый из вас должен прежде всего поднять руку. Во время уроков не надо разговаривать с соседом или соседкой по парте, вставать и выходить из класса.
  Как только Евгения Николаевна произнесла последние слова, Эдик, не поднимая руки и не вставая, спросил:
  - А ты долго нас будешь учить?
  В свою очередь учительница спросила, обращая взор на Трунова:
  - Назови свою фамилию, имя и где ты живёшь?
  После того, как Эдик представился, она продолжила:
  - Вот вам, ребята, пример неправильного обращения ученика к учителю. Трунову Эдуарду следовало сначала поднять руку и с моего разрешения задать свой вопрос. Со взрослыми, в том числе и с учителями, учащиеся должны обращаться только на "вы". А учить я вас буду в течение всего учебного года. Может быть, вместе с вами "перейду" во второй класс. Ошибку Трунову на первый раз мы простим, ребята?
  Класс хором, а в классе было более двадцати учащихся, согласился с решением учительницы: "Простим". Каждый из них уже понял, что подобную ошибку мог допустить и он сам.
  Эдик почему-то засомневался в высказанной учительницей фразе: "...с взрослыми вы должны обращаться только на "вы". Ведь со своими папой и мамой он всегда разговаривал на "ты", хотя они действительно взрослые.
  Когда все успокоились, Евгения Николаевна повела рассказ о том, как плохо быть безграмотными, не умеющими ни читать, ни писать, ни считать. Эдик внимательно  вслушивался в каждое слово, сказанное учительницей, не отрывая взгляда немигающих глаз от её красивого лица. Нет, ему уже приходилось видеть красивых девчонок и девушек, но Евгения Николаевна сразу показалась ему несравнимой ни с кем. С этого дня он пристально следил за каждым движением учительницы. С великой радостью отвечал на её вопросы, а когда она в его дневнике или в тетради ставила оценки, он ощущал себя полным счастливцем. Он даже сердился на тех ребят, у кого Евгения Николаевна спрашивала  про домашнее задание, кого назначала дежурным по классу на следующий день. Он готов был дежурить каждый день,лишь бы разговаривать с учительницей. Однако учительница установила очерёдность в дежурстве, и Эдик томительно ожидал своей очереди.
  Однажды ему показалось, что Евгения Николаевна забыла о его существовании, Эдик предложил свои услуги по оказанию ей помощи:
  - Евгения Николаевна, можно я Вам помогу нести наши тетради? Ведь Вы их дома проверяете?
  - Спасибо, Эдик, но тетради я унесу сама, а тебя попрошу сходить к Рехтиной Лиде и узнать, почему она не была сегодня в школе. Если она не придёт и завтра, расскажешь мне. Может быть, ей какая-нибудь помощь нужна. Расскажи ей обо всём, что происходило в классе за истекший день, о домашнем задании.   
  Рехтина Лида жила на противоположном конце села Борисово. Эдик не пошёл, а побежал выполнять просьбу полюбившейся ему учительницы. Лиду он знал давно, с
 тех пор, как себя помнить стал. Лидин папа работал кладовщиком, а мама - доярка, и в ее распоряжении находятся новорождённые телята, а сама она работала под началом мамы Эдика, которая была заведующей МТф(такова была аббревиатура молочно-товарной фермы).
  Эдик не заметил, как он оказался у дома Рехтиных. Быстренько вбежал на крыльцо и толкнул дверь, ведущую в сени.
  В сенях он столкнулся с мамой Лиды Анной Трофимовной, немного оторопев, не успев поздороваться, спросил:
  - Лида дома?
  Хотя прекрасно знал, что она дома.
  - Дома, дома, заходи, Эдик. Видно, ты что-то хочешь ей рассказать.
  - Евгения Николаевна попросила сходить к Вам и узнать, что случилось, почему Лида не была сегодня в школе.
  - Спасибо тебе, дружок, за беспокойство, ты проходи в дом, Лида немного прихворнула, долго не утомляй её, необходим постельный режим, - попросила Анна Трофимовна и открыла двери в дом.
  Войдя в дом, Эдик увидел Лиду. Она сидела за обеденным столом. Перед ней стоял бокал, видимо, с кипятком, так как Лида, прежде чем сделать глоток, дула на него, свернул губы трубочкой.
  - Как ты себя чувствуешь, Лида? - Спросил Эдик. - Евгения Николаевна велела рассказать тебе о домашнем задании. Если ты не будешь возражать, я буду приходить к вам каждый день и рассказывать о чём нам говорила Евгения Николаевна.
  - Эдик, я не возражаю, почти шёпотом ответила Лида, - приходи рассказывай, я буду внимательно тебя слушать. Знаю, ты хорошо запоминаешь объяснения учительницы.
  Трунов быстро разложил перед Лидой свои тетради и букварь, стоя возле стола, показал как надо писать букву "П", и при, перечитал,прочитал по слогам, прочитал по слогам "ПА-ПА, ПЕ-НА, ПАР"
  Хотя и кратковременная, но хворь Лиды ещё больше сдружила её с Эдиком. В дальнейшем они часто проводили время вместе не только в школе. Оба учились только на "хорошо" и "отлично". Будущая профессия Эдика - военный лётчик- определилась ещё в пятом классе. Лида с первого класса, после перенесённого заболевания, захотела стать врачом. Оба с большим уважением относились к своей учительнице Евгении Николаевне. Для них было важно, чтобы Евгения Николаевна всегда находилась с ними рядом, в каком бы классе они ни учились.
  Время невозможно остановить. Быстро пролетели десять лет. Дружба Лиды Рехтиной и Эдика Трунова переросла в более нежное чувство - любовь.
  Евгения Николаевна действительно была с ними всегда рядом - довела до десятого класса, будучи классным руководителем. В старших классах преподавала русский язык и литературу. Лида и Эдик по-прежнему относились к своей первой учительнице с огромным уважением и нежной любовью. Приходили к ней домой, оказывали ей помощь по хозяйству, когда она осталась одна. Муж Евгении Николаевны Пётр Егорович погиб от руки разбушевавшегося в пьяном угаре односельчанина Бочкарёва Савелия. Хоронили Петра Егоровича всем селом, сочувствовали Евгении Николаевне, но человека-то не вернёшь. Не было у Евгении Николаевны и детей. Случается такая беда с отдельными женщинами. Не обошла она и Евгению Николаевну. Вот именно в это время рядом были Лида и Эдик, они и стали для неё поддержкой и опорой. Хорошо, что в селениях России есть такие добрые и отзывчивые дети, из которых вырастают замечательные взрослые.
  Чтобы как-то умерить навалившуюся на неё беду, Евгения Николаевна взяла дополнительные уроки в вечерней школе, продолжая вести у "дневников" литературный кружок, просвещая учащихся. С огромной любовью она рассказывала о творчестве запрещённого в то время великого русского поэта Сергея Есенина:
  - Для Есенина Природа - это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых земных перегрузок. Именно так мы воспринимаем стихи поэта о родной природе, именно так возвышенно, просветлённо и благостно воздействуют они на нас, - говорила Евгения Николаевна, наизусть читая стихи поэта:
                ...Спит ковыль. Равнина дорогая,
                И свинцовой свежести полынь.
                Никакая родина другая
                Не вольёт мне в грудь мою теплынь.
                Знать у всех у нас такая участь,
                И, пожалуй, всякого спроси -
                Радуясь, свирепствуя и мучась,
                Хорошо живётся на Руси?
                Свет луны, таинственный и длинный,
                Плачут вербы, шепчут тополя.
                Но никто под окрик журавлиный
                Не разлюбит отчие поля...

   Да, не забыли отчие поля ни Лида, ни Эдик. Пришло время, они окончили школу. Лида направила документы в Рязанский медицинский институт, но так случилось, не повезло ей, и ввиду большого конкурса, Лида не смогла поступить в институт. Приехала в Борисово, работать стала в библиотеке.
  Эдик поступил в Энское военное лётное училище. Настали дни длительной переписки. Лида писала Эдику почти каждый день, и от него получала так же часто.
  Однажды в библиотеку на рабочее место Лиды прибежала соседская девочка Труновых Суворина Лена, выпалила:
  - Лида, домой приехал Трунов Эдуард. Может, пойдёшь к ним?
  - Нет, Лена, я не могу покинуть работу. Если вспомнит обо мне Эдик, он сам придёт, - сказала Лида, не отрывая взгляда от разорвавшейся книги, которую она пыталась склеить.
  В это время в библиотеку не вошёл, а ввалился огромного роста военный, в курсантской форме. Это был Эдик. Попросил:
  - Ленка, марш отсюда, беги домой, не мешай и дай нам с Лидой поговорить.
  Ленка, насупившись, вышла из библиотеки.
  Эдик, обняв и горячо поцеловав Лиду, объявил:
  - Лида, любимая, я приехал за тобой. В училище решил вопрос с жильём вне казармы, недорогую квартиру. Ты согласна поехать со мной?
  От неожиданности непроизвольные и неудержимые слёзы покатились из глаз Лиды. Она одновременно плакала и улыбалась, не имея возможности что-либо сказать...

  Конечно, вопрос они решили положительно. В течение трёх дней справили свадьбу, Лида уволилась с работы, выписалась из домой книги. С добрым напутствием родителей и Евгении Николаевны влюблённые поехали в Энск.
  В пути следования они дали обет: никогда не забывать село Борисово, где они родились, где возникла и окрепла их взаимная любовь, где, наконец, жили родители и первая учительница Евгения Николаевна, давшая им азы грамоты, вывела их на
большую дорогу знаний.