Былое в памяти остаётся - 1

Анна Боднарук
                ***
     Ранним утром, когда небо на горизонте только –только слегка порозовело от волнения встречи с солнцем, шла я вслед за бабушкой своей в соседнее село. Было росно и холодно. Бабушка шла так быстро, что я бежала за нею. Время от времени останавливалась, согнувшись пополам. От нехватки воздуха кололо в груди, но  бабушка ещё и покрикивала на меня: «Скорей, скорей!»
     Это место было никак не обойти, а только нужно было идти берегом речной заводи. Меня, как и всех детей этого возраста тянуло к воде. Но в то утро река выглядела пугающе непонятной. Тёмно-синие облака плотным пологом укрывали небо, угрожая сомкнуться с землёй и проглотить розовую полоску. Вода отражала небесное настроение, да ещё над водой туман, словно застыл в угрюмой задумчивости.
     Глядя со стороны на заводь, создавалось такое впечатление, что под слоем тумана не вода, а бездонная пропасть. И эта пугающая тайна леденящим страхом сжимает все твои внутренности. Видимо этот страх и подгонял мою бабушку. Особо оглядываться у меня просто  времени не было. Всю полноту ощущений я испытала несколькими годами позже, когда я, с соседскими детьми в такое же раннее утро шла этой тропинкой. Хорошо ещё, что кроме наших шагов не слышно было никаких звуков… И дома рассказывать о своих страхах побоялась. Знала, что ругать будут, чтоб туда не ходила… В каждом доме детей за это поганое место ругали, вот только объяснить толком что к чему наверное не могли. Просто запрещали и сами старались туда не ходить.

                ***
     Когда разговор моих земляков хоть каким-то боком касался Червонных скал (красных), то непременно кто-то вспоминал, как Петро, сосед, из нашей улицы, прощаясь со всеми и со всем его окружающим , где он рос, отправляясь служить в армию, вышел за ворота своего подворья, а через дорогу оказался на крутом взгорке, откуда видно речку, лес и поле по ту сторону речки, и… Червони скалы. В порыве чувств он во всю силушку прокричал: «Прощайте соседи, прощай моя родная хата, огород, лес, речка Мурафа, прощайте Червони скалы… Я уезжаю от родной мамы!». Многих провожающих тогда поразили слова новобранца, прозвучавшие как крик души. Обычно люди не выставляют напоказ свои чувства, да и не привыкли сельчане к красивым словам. Но Петра на нашей улице считали чудаковатым парнем, потому все его слова приняли как шутку, посмеялись и может быть даже забыли бы об этом случае, но спустя некоторое время Петро опять объявился в селе. Не «взяли» его в армию по причине слабоумия… Вышло так, что зря он так отчаянно прощался с родным селом. Не отпустили его от себя Червони скалы… С тех самых пор, а это было ещё до моего рождения, до войны ещё, люди так и говорили: «Не кричи на весь мир – пути не будет».
     Но, наверное, у каждого моего земляка есть свои воспоминания, связанные с  Червонными скалами. Наше село тянется вдоль реки километра на три. Село, если посмотреть на него сверху, напоминает нарезной батон, с канавками, а в действительности – глубоченными ярами. Ближе к речке выходят наружу пласты разных пород. Мы их так и называли: песчаные каменоломни (там каменотёсы работали), меловая гора (мел обычной пилой резали на кирпичи и строили из них очень тёплые дома), и, конечно же – гранит разных цветов и оттенков. Долгое время я тоже считала Червони скалы гранитом. Но потом вычитала в одной умной книге, что это малиновый кварцит. А вычитала я по той причине, что искала ответ на мучивший меня с детских лет непростой вопрос: что это за камень такой, от которого я чуть было умом не тронулась. А дело вот как было.
     Вместе с соседскими детьми я бегала на речку. Оно, как говорится – дурная голова ногам покою не даёт. Нам, видите ли, скучно купаться на одном месте… Нам надо испробовать другие места, будто бы вода в нашей речке в другом месте не одинаковая, есть тёплые места, а есть холодные… Вот, однажды, понесла нас «нелёгкая», детвору из нашей улицы на Брояки (водограй), где из воды выглядывают многочисленные камни, а под теми камнями мальчишки прямо-таки руками рыбу ловили, но особо славились те, кто руками раков ловил. Мы, девчушки в этом месте в воду не лезли, змей боялись. Но сидеть долго на берегу нам показалось скучно, и мы (с дурной головы) полезли на четвереньках вверх на Червони скалы. Что интересно, что камень этот гладенький. Босиком по нему бегать – одно удовольствие. Нагретый под солнцем, он даже утром всё ещё хранил тепло. Вот мы, три дурёхи, бегали-бегали и сели отдохнуть. Те две, побежали в ближние кустики… , а я осталась сидеть, с высоты на другой берег была охота поглядеть. Хорошо помню, да и по характеру своему знаю, что, засмотревшись, я просто сидела без движения. Через какое-то время у меня, как будто глаза прозрели… Мне показалось, что я стою на окаменевшем теле большого великана, с которого содрана кожа. Прямо-таки видно мясо с белыми прожилками. Я поднялась на ноги, оглянулась, и меня такой страх обуял, что на такой жаре тело гусиной кожей покрылось. Слёзы ручьём катятся, а голос пропал. Я закричать не могу и дышать становится всё труднее…
     Сама я ничего не соображала. Меня как будто какая-то сила подняла на ноги и велела идти вверх, где на этих скалах была земля, хоть и каменистая, но что-то на ней всё-таки росло. А дальше по склону горы тянулись огороды и начиналась сельская улица. Вот, по этой улице, сделав круг, я и пошла домой. Дома, после моего рассказа, мои родные даже обрадовались тому, что меня так напугали Червони скалы. Дескать, не будешь бегать далеко от дома. Только мой дедушка как-то задумчиво посмотрел на меня, вздохнул и высказал мысль, что мне, такой чувствительной, тяжело будет жить на белом свете…
     Потом уже, через много лет, когда я со своими детьми и мужем, приехали в отпуск в село, к тому времени моя мама перебралась жить с опустевшей окраины в село и купила Рыбчукову хату. А это совсем недалеко от тех Червонных скал. Детские мои приключения подзабылись и мы, шумной гурьбой родственников пошли к речке. Спускаясь по розово-красным камням, мы смеялись, шутили, короче – я вниз шла ни о чём таком не думала. Потом мой муж и мой брат ловили рыбу, на мелководье купались дети, а я мылом стирала и развешивала сохнуть на кусты разные детские вещи. И вдруг, меня как будто кто-то окликнул. Я, посмотрела вверх и – о, ужас! Передо мной открылась спина великана с содранной кожей. Я вскрикнула, и мыло выскользнуло из моих рук… Никому ничего я не сказала. Наученная горьким опытом насмешек, домой пошла кружной тропинкой, мимо хаты моей школьной подружки, Вали Сандюк. Меня в тот день так разболелась голова, что мне даже говорить ни о чём не хотелось. Только от дедушкиных глаз я свою тайну скрыть не сумела.
     - Я же тебе говорил, чтоб ты туда больше не ходила… Ты сердце своё слушай, оно у тебя – вещун. Будешь его слушать, многие беды обойдёшь стороной.
     Ах, если б так было… Нам всё быстрее надо, мы всё напрямик пройти норовим, а короткий путь многими бедами вымощен… Выходит, не силён ещё ум человеческий, не лишнее будет ему и сердце своё послушать…

                ***