Бедный, бедный дьявол

Дмитрий Невелев
Бедный, бедный дьявол
В популярной культуре дьявол злобен, смешон, ужасен, или, напротив, он элегантный и  коварный красавец, женский обольститель. Вот он эффектно появляется в клубах серного дыма, в потертом черном фраке и с лоснящимся цилиндром на голове. Глаза его горят алым пламенем, такого же цвета и подкладка шелкового плаща цвета тьмы. Загоревшее в огне ада лицо кривит усмешка. Он очень хочет произвести сильное впечатление, он тщеславен.  Его называют отцом лжи, но, несмотря на тысячелетнюю практику, он, когда врет, косит глазом. Врет и косит он всегда, поэтому неуловимо напоминает роли старого советского комика Савелия Крамарова, если тому мысленно приделать небольшие рожки. 
Посмотрим на некоторые литературные и кинематографические маски дьявола.
Гетевский Мефистофель тратит невероятную бездну времени, чтобы заполучить душу одного только человека - Фауста. Если это обычная его практика, то пекло должно быть почти пустым. Дантевский же ад - изобретательно сконструированный автором поэмы концлагерь для личных врагов самого стихотворца. Поэта с его чувством неутоленной мести в этом месте больше, чем Люцифера. Влюбленный дьявол Леонида Андреева, несмотря на все свое многотысячелетнее хитроумие, был обманут слабоумной красавицей. Демон Лермонтова страдает от одиночества и испытывает чувство любви к девушке. Его объятия убивают ее. Булгаковский Воланд во время краткого визита в Москву поглощен изучением природы людей, как будто ожидает неведомых для себя открытий, а  его адская свита — это цирк сумасшедших клоунов на гастролях. Все зло, на которое в результате все они оказываются способны, напоминает средней руки дебош, если не считать убийство посла на балу. Ну, еще поджог и надругательство над трупом, что, конечно, тоже нехорошо. Гоголевский черт смешон, как кукольный Петрушка, при всем кажущемся хитроумии беса, его легко обводит вокруг пальца полуграмотный деревенский кузнец. В «Письмах Баламута» Клайва Льюиса бесы - наивные недотепы, служащие источником здорового веселья для читателя. В фильме «Экзорцист» дух, вселившийся в маленькую девочку, матерно ругается, мастурбирует распятием и низвергает из себя ведрами нечто, подозрительно похожее на гороховый суп. Освободиться от веревок, привязывающих тело к кровати, он не может. В серии фильмов «Омен» антихриста убивает собственная любовница. Удивительная доверчивость и самонадеянность отца лжи и гения коварства. В современном сериале «Люцефер», Бафомет лишь банальный яппи со сверхспособностями и тягой к таким удовольствиям, какие наполняют влажные сны менеджеров низшего звена. В фильме Терри Гильяма «Воображариум доктора Парнаса» все, что хочет дьявол, названый в титрах «стражем мрака» помимо грешных душ — обладать пятнадцатилетней девушкой, причем непременно с согласия ее отца и только по достижению объектом страсти шестнадцатилетия. Разумеется, слуга тьмы будет посрамлен и обманут. Самый привлекательный образ дьявола создал Джек Николсон в фильме «Иствикские ведьмы» . Фантастический любовник, харизматичный партнер, любящий отец своих детей. Зло, на которое он отваживается, ограничивается сломанной ногой и неукротимой рвотой малосимпатичной ханжи, любящей лезть в чужие дела. Побеждают наивное исчадие ада три ведьмы, бывшие до ссоры его любовницами, в которых неожиданно взыграли христианские чувства. Как оказывается, избавится от владыки преисподней очень просто, достаточно бросить в огонь изображающую его резиновую куклу вуду.
Неисчислимое множество романов ужасов, в которых действует сам дьявол или его приспешники, в сотый раз безуспешно готовя апокалипсис, заканчиваются обычно тем, что вся армия зла во главе с князем тьмы низвергается обратно в ад героическими стараниями очередного американского подростка. Для победы ведь достаточно верить в Иисуса, Америку, себя, быть честным, любить родителей и верных друзей. Одна из самых забавных и по настоящему полных юмора книг на эту тему «Благие знамения» Терри Пратчетта, в соавторстве с Нилом Гейманом.
Увы, в литературе и кино дьяволу явно не везет. Пора ему сменить свой пиар-отдел. Оговорюсь, что я намерено не затрагиваю богословскую литературу, предания и сказания, поскольку мой интерес сосредоточен в области популярной культуры.
Упомяну только Библию. Согласно ей Господь выбрал именно духа отрицания своим собеседником и даже заключил с ним пари, поставив на преданность и благочестие Йова.  Бог удостоверился в лояльности раба своего. Надо понимать, что ветхозаветный Саваоф постоянно нуждается в людских славословиях, как героиновый наркоман в очередной дозе. Дьявол поставил на то, что Йов отвернется от Бога и оставит упование на него. Любимый когда-то Создателем ученик проиграл. Черная сторона ничего не дает, кроме  богатств и власти, якобы приносящих счастье. Но оно не в сокровищах и доминировании, обманутый человек не получит его. Взамен зло забирает способность к творчеству.
Нелепый, осмеянный, проклятый, полный злобы, тоски, ярости, упорно раз за разом отрицающий очевидность, оспаривающий саму реальность созидания, сам не способный на него, зачем он нужен? Конечно, это удобный объект для оправдания собственных глупостей и подлостей. Это с точки зрения человека. Но есть еще кое-что, менее очевидное. Только предположение, основанное  на том, что не возникают сущности без достаточной для этого причины.
Возможно, дух отрицания необходим, он неотъемлемый элемент гармонии и тот шершавый оселок, на котором Господь проверяет остроту своих замыслов, единственный молчащий в хоре славословящей  Его искренне или нет паствы? Бессмертный оппонент, черное зеркало мрака, отражающее свет созидания. То, что примиряет Творца с вечным одиночеством.  Неугомонный, неудовлетворенный, мятежный  дух, который без устали ищет и находит узелки и разрывы в ткани вселенной, делает людскую мерзость зримой  в тщательно скрываемой надежде услышать когда-нибудь слово одобрения от Того, кто создал его самого свободным в своем выборе, как и человека. Агент хаоса и случайности, без которых невозможна сама гармония. Дьявол убежден в том, что человек это ошибка Бога. Но ошибается ли Яхве или он безупречен?
Верующие винят воображаемого дьявола во множестве недобрых проделок. Но ведь иначе поступать он не может. Его образ соткан из нашей лени, злобы, гордыни, глупости и лжи, предательства и ненависти. Он таков, потому что таковы мы. Бог наполняет его пламенной и призрачной жизнью по лекалам наших слов и поступков. Сам Создатель, возможно, считает этого падшего ангела ущербным, неудачным, но любит его, точно так же, как и все, что Он создал.