Пропавшее золото Нестора Махно

Борис Углицких
Пропавшее золото Нестора Махно

… Это был человек, который для нас, рядовых россиян, до сих пор является персонажем, хотя и реально историческим, но каким-то  уж очень – опреточно-шутовским, что-то типа пана Грициана Таврического из советского фильма «Свадьба в Малиновке».  «Батька Махно смотрит в окно», - весело потешается над ним современная попсовая тусовка. А на экранах ТВ в  телеверсии толстовского романа «Хождение по мукам» длинноволосый и худощавый холерик нервно ругается со своим разношерстным войском, которое постоянно почему-то хлещет «из горла» бутылей мутно-молочную жидкость.

Да, он был неординарной личностью. И если бы не его чудачества, связанные с «анархическими» идейными взглядами, он бы, несомненно, вошел в нашу историю, как яркий военный организатор  в борьбе за свободу населения южных окраин России во время гражданской войны 1918 – 1921 годов.

Нестор Иванович Махно – (в это трудно поверить) был одним из первых красных комдивов и в числе первых был награжден орденом «Красного Знамени». Воевал против белых, против германцев и петлюровцев. Но с большевиками окончательно объединиться так и не смог, а потому иногда воевал и с ними…

1. Разбойник, какого мир не видывал


Он появился на свет в конце октября 1889 года (хотя по записям в метрической книге – эта дата другая – октябрь 1888 г.) в селе Гуляй-Поле, что находится на территории нынешней Запорожской области Украины. Как считает журналист В. Дорохов (газета «Секретные исследования», №5, 2015), родители маленького Нестора специально исказили год рождения сына, чтобы подольше не отдавать его в армию. В царскую армию он и не попал, но «исправленная» дата рождения спасла подростку жизнь, когда по малолетству за совершенное уголовное преступление смертная казнь была заменена ему на каторгу.

Бедность семьи Михно (их настоящая фамилия), по свидетельству односельчан, была настолько удручающа, что они «только головами покачивали», проходя мимо покосившейся соломенной хаты. Нестор был пятым ребенком в семье. Говорят, во время обряда крещения у священника загорелась ряса, это означало (по местным поверьям), что родился «разбойник, какого мир не видывал». Отец Нестора умер через 11 месяцев после рождения сына, поэтому мальчишке пришлось научиться зарабатывать на хлеб раньше, чем сесть за парту. Хотя, надо признать, что науки ему давались легко.

… Революция 1905 года, как это ни странно, резвой волной докатилась и до такой глуши, как Гуляй-Поле. Забастовал завод Кернера, на котором в то время трудился 17-летний хлопец Нестор. В сентябре он вступает в террористическую «Крестьянскую группу анархистов-коммунистов» (вольных хлеборобов), а уже через месяц участвует в дерзком ограблении, связанном с жестокими жертвами.

Знакомый почерк революционеров-экспоприаторов! А как же? Ожившие из тлена новые, с коммунистическим блеском в глазах –  Робины Гуды. У них ведь и было с самого начала начертано на их знамёнах: «ограбь награбленное и подели на всех».

…За девять лет отсидки в Бутырке Махно прекрасно овладел знаниями – изучил русскую грамматику, математику, литературу, политэкономию, историю культуры. А соседство на нарах с известным российским анархистом Петром Аршиновым подковало Махно идеологически. Тюрьма была его единственным в жизни учебным заведением, за что он, естественно, был благодарен судьбе. Но приобретения всегда чреваты утратой – в заточении Нестор заболел туберкулезом, что навсегда подорвало его здоровье.


…Освобожденный Февральской революцией, Нестор Иванович в конце марта 1917 года возвращается в свое родное Гуляй-Поле. Той же весной он был избран председателем крестьянского союза, к августу он – председатель Совета рабочих и крестьянских депутатов в своём родном поселении, комиссар районной милиции, председатель земельного комитета.

Но что-то с самого начала у него пошло не так, как было ему предписано «советскими руководящими товарищами». Он зачем-то организует у себя в селе «черную гвардию, в которую записывает всех местных фронтовиков. А осенью  уничтожает земельные документы и начинает безвозмездную раздачу земли крестьянам.

Да, он, Нестор Иванович Махно, не дожидаясь  команд сверху, основываясь исключительно на своём идейном видении устройства социума,  решил пойти своим путём! Решил немедленно начать строительство коммунизма (а чего откладывать?) в отдельно взятом гуляй-польском регионе. Он по примеру хрестоматийных бородатых дядинек, впервые открывших миру идеи коммунизма, приступил к созданию сельскохозяйственных коммун. Пропагандируя это начинание, Махно самолично два дня в неделю работал в одной из них. Но, как оно и было уготовано логикой экономических теорий, все эти социальные эксперименты молодого анархиста со временем плавно сошли на нет.

И что было бы дальше с социально-экономическим укладом вверенной ему территории – никто про то не знает… А тут грянули роковые, всем известные события: Октябрьский переворот, вторжение на Украину немцев, гетманский переворот.
На какое-то время Махно из родного села исчезает. А в июле 1918 он снова там появляется в качестве командира небольшого партизанского отряда. К осени  разросшийся отряд уже начал успешно бить превосходящие и хорошо организованные силы немцев, за что самого Махно начинают уважительно называть «батько».

2. «Обеспечивается головой того, кто отказывается их принимать»


Но речь сейчас не о военных подвигах батьки Махно. О них написано множество статей, где удивлённые авторы красочно описывают хитроумно победные военные операции вроде бы малограмотного батьки. Называют «многотысячным» крестьянское «воинство», мужественно вставшего на защиту Отечества. И  с высот сегодняшнего дня действительно начинаешь верить в нечто, неподдающееся логике. Никак не можешь понять: что же такое магически таинственное заставляло огромные массы «разношерстного люда» беспрекословно подчиняться этому невысокого роста, хрупкого телосложения, со слабым здоровьем длинноволосому человечку. Люди благоговейно слушали и чуть ли не впадали в транс от его негромкого, хрипловатого от болезни голоса.

О его необыкновенной щедрости и чуть ли не бескорыстной доброте ходили легенды.
Да, наличие больших денег у батьки видели все. А вот каким путём они к нему приходили – в это были посвящены немногие. Немалую часть средств армия Махно получала целевым порядком – из бюджета молодой Советской республики. Но, пожалуй, самым стабильным источником доходов были «налоги», которыми Махно облагал жителей занятых им деревень. А размеры этих «добровольных взносов» колебались в зависимости от материального положения «налогоплательщиков». К примеру, пожилые старушки отдавали дань самогоном, крестьяне – продовольствием и кормом для лошадей. А вот зажиточные хозяйства облагались непременно и жестко только деньгами и драгоценностями. А небезызвестные грабежи (особенно на железных дорогах)? Они никогда не прекращались. Даже тогда, когда батька перешел на довольствие Красной Армии.

Мало кто сейчас об этом знает: в годы гражданской войны на Украине находилось в обращении около 30 видов «бумажных» денег. Так вот, собственные кредитные билеты исхитрился выпустить и сам Нестор Иванович. На этих «деньгах», говорят, даже присутствовала запись о «гарантийных обязательствах»: «Обеспечивается головой того, кто отказывается их принимать».

 Но главными же ценностями в казне Махно, конечно же, были золотые и серебряные монеты, ювелирные украшения. Где и как они хранились – никто в отряде не знал, хотя смутное представление о их наличии имели практически все. Известно, что «короба с цацками» перевозились под усиленной и надежной охраной и в условиях строжайшей конспирации.

3. Старобельская версия

…Так получилось, что последним местом хранения сокровищ Махно стал старый уездный город Старобельск, находящийся ныне в Луганской области Украины (на территории, контролируемой Киевскими властями).

Несмотря на свою более чем трехсотлетнюю историю, Старобельск и сейчас остается в основном одноэтажным. Теперь это обычный районный центр, небольшой даже и по украинским меркам. А в начале двадцатого века это был сравнительно крупный город. Достаточно сказать, что на территории нынешней Луганской области было всего два уезда – Старобельский и Луганский. Причем из двух уездных городов большим был Старобельск.

Именно на Старобельщине решил продолжить свой сорвавшийся социальный эксперимент с «анархическим коммунизмом» возмужавший в боевых походах Нестор Иванович. Таково было условие торга Махно с коммунистами за помощь Красной Армии в борьбе с Врангелем
Но почему Старобельск? Выбор на него пал совсем не случайно. Просто именно в Старобельском уезде у Махно обнаружилось немало единомышленников. Просто ему показалось, что большинство населения сочувствует ему больше, чем Советской власти.

…Да, случилось то, что случилось. Как только победа Красной Армии на Украине перестала вызывать сомнения, «неадекватное воинство» Махно попросили – «на выход».  Из Старобельска вместе с шестью сотнями соратников, Нестор Махно начал поспешный прорыв к границе. С тяжелыми боями ему удалось все же добраться до Румынии.

…Перед переходом румынской границы начальник охраны отряда Лев Задов снял свой перстень и отдал беременной жене Махно, сказав, что это «единственная ценная вещь в отряде».

Батька Махно, имевший накануне в распоряжении несметные богатства, прибыл в Европу в рваной гимнастерке и без гроша в кармане. Чем немало удивил русских эмигрантов, сумевших вывезти за кордон целые картинные галереи и чемоданы золота.

Золото батьки Махно… Начиная с 20-х годов прошлого века и по нынешнее время украинский Старобельск стал синонимом американского Клондайка.
Известно, что в городе имеется множество подземных ходов. Когда именно они появились, точно никто не знает. Как рассказывают местные жители, стены, полы и своды главных ходов выложены кирпичом или мергелем, а ширина их такова, что там может свободно проехать запряженная лошадью подвода. Но имеются и меньшие системы подземных коммуникаций. Как так случилось, но у местных  зажиточных горожан однажды вдруг стало модным строить подвалы, которые соединяли один или несколько домов и имели ответвления, потаенные комнаты-хранилища.

Чем не подходящее место для клада?
Но, справедливости ради, следует оговориться, что до сих пор существует мнение о нескольких местах схрона. Так, например, В.Л. Зеньковский, сын помощника Махно Лёвы Задова, говорит об этом так: «В архиве ФСБ хранится дело бывшего махновского командира Федора Каретникова, вернувшегося в Россию в конце 20-х годов. В показаниях Каретникова, касающихся ухода Махно за рубеж, всплыла тема «золотого арсенала». Каретников показал, что золото было зарыто в ночь с 27 на 28 августа 1919 года в одном из курганов неподалёку от Днепра, в районе Никополя. Но привезённый на описанную местность Каретников не смог точно указать место клада. А в конце 50-х годов это место было затоплено водами Каховского водохранилища».
Но, судя по названным датам, речь в тех документах шла о пропавшем золоте другого «лихого предводителя голытьбы» - атамана Григорьева. Тот же В.Л. Зеньковский вспоминает: «Я был совсем мальчиком, когда расстреляли отца. По рассказам его бывших сослуживцев и по публикациям в СМИ, знаю такую версию: наиболее весомую часть сокровищ составляло золото известного атамана Григорьева. Его отряды в 1919 году, освобождая от белых Одессу, захватили ценности Одесского государственного банка. Якобы они составляли 124 килограмма золота в слитках, 238 пудов серебра, и 1;285;185 рублей золотыми монетами царской чеканки. Разбогатев, Григорьев «кинул» красных и начал собственную игру, очень быстро захватив территорию от Херсона до Кременчуга. Вскоре его войско вошло в зону действия махновцев. Григорьев начал склонять хлопцев Махно на свою сторону, обещая золотые горы. Батько предложил созвать съезд повстанцев, который состоялся 27 апреля 1919 года в селе Сентове близ Александрии. Григорьев явился на съезд почти без охраны. После непродолжительного общения с делегатами съезда он был вызван в сад, где его собственноручно расстрелял батько Махно. Не мешкая, Махно произвел налет на станцию Александрия, на путях которой стоял эшелон Григорьева с одесским золотом…»

Однако то «григорьевское» золото то и дело всплывало в воспоминаниях других сподвижников, что даёт основание полагать о его перевозке по маршруту следования Махно.

И тот же В.Л. Зеньковский называет и «старобельский» вариант схрона клада: «…Другая версия разработана поисковым отрядом курсантов Луганского института внутренних дел во главе с преподавателем майором милиции Валерием Снегиревым, которые считают, что казна батьки Махно до сих пор хранится в городских подземельях города Старобельска».

Итак, с какого-то момента место предполагаемого захоронения клада Нестора Махно стало считаться установленным. Но почему государственные органы так пассивно отнеслись к идее его отыскания? Ну, понятно, в советские времена всё, что было связано с именем одиозного батьки, подвергалось замалчиванию и порицанию. Понятно, что даже сама шумиха вокруг имени Махно была властям не очень симпатична. Но потом-то, когда Украина обрела самостоятельность и смогла снять все идейные табу, почему о кладе не вспомнили? Не вспомнили на официальном уровне…

Конечно, уже не одно поколение старобельчан потихонечку от всех спрятанное в катакомбах золото ищет. А власти, словно испытывая зависть, им в этом (тоже потихонечку) препятствуют. Самые приметные из подземных ходов  (в подвале Старобельской гимназии и на берегу реки Айдар) сейчас завалены землей и заложены кирпичом. Единственный открытый вход в подземелья находится на территории женского монастыря. Сейчас посторонних туда не пускают. А во времена СССР там располагалась воинская часть. Тогда, несмотря на вооруженную охрану, попасть в подземные ходы мог любой желающий.

4. Послесловие

Удивительно, но создаётся впечатление, что гипнотический дух, который современниками приписывался легендарному батьке, до сих пор овладевает людьми, пытающимися прикоснуться к тайнам, связанным с деятельностью Нестора Махно.

Вот свежий пример. В Интернете появился на пару месяцев и неожиданно исчез сайт «Nestor. com.». Причем, вместе с владельцем сайта неким американцем со славянским именем Григорием Федорчуком.

Сайт объявлял о наборе волонтеров в частную исследовательскую группу для выезда с экспедицией в Европу. И что же было обязательным условием того набора? Безупречное владение украинским языком, знание современных украинских реалий, топографии, хорошая физическая подготовка, навыки самообороны (!?). И ведь никто не обратил, наверное, внимание на скромное сообщение в одной из бостонских газет о том, что после закрытия сайта таинственным образом  исчез его 54-летний владелец и хозяин сети предприятий автосервиса Григорий Федорчук –  внук Симона Федорчука, который прибыл из Канады в Бостон в 1926 году, бежав пятью годами раньше с Украины вместе с Махно.

Ясно одно, что со временем слухи о золоте батьки потеряли свою актуальность и потускнели настолько, что стали казаться придуманной байкой. А что если это не так? А что если кто-то намеренно сузил круг поисков, пустив изначально кладоискателей по ложному пути?

Подумайте сами: куда можно спрятать в доме драгоценности, чтобы грабитель не сразу мог ринуться к их нахождению? Правильно, - на самое видное место!
Почему Нестор Иванович, обладая поистине звериной хитростью, не мог спрятать клад совсем даже не в катакомбах, а, скажем, где-нибудь в подвале частного дома или где-нибудь – в ложном простенке?

В любом случае, просто удивительно, что никто не пытается поставить точку в деле поиска знаменитого клада.
 
А что касается судьбы самого батьки… Нестор Иванович умер в 1934 году в возрасте 45 лет в Париже в крайней бедности и был похоронен за счет муниципалитета. Его жену, Елену Михленко, в 43-м году угнали на работы в Германию, а после войны она и дочь Галина Кузьменко советской властью были названы врагами народа и осуждены. Жена Махно умерла в 70-х годах, его дочь – в начале 90-х. Все родственники Махно сегодня живут в России.