Как Запад сам себя перехитрил

Надежда Семеновская
Как Запад сам себя перехитрил
Революция, о которой говорили ушлые и опытные государственники, свершилась: российский капитал возвращается на родину. Причем «нормальные ребята», которых разыскивает Интерпол, возвращаются не на своих условиях.

Государство неоднократно пыталось остановить бегство капиталов за рубеж, или, по крайней мере, заставить оффшорные компании платить налоги. Закон о деофшоризации был принят еще в 2014 году, но, по данным адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры», перевели активы домой только 20% бизнесменов. Еще 40% отказались от статуса налогового резидента РФ, а 24% передали активы в траст или перевели их на родственников – нерезидентов.
После первых же санкций напуганные «западные русские» сами предложили правительству условия, на которых готовы были вернуть капиталы домой. Владельцы оффшорных компаний предложили государству выпустить валютные облигации, которые могут скупить частные лица – владельцы активов за рубежом на условиях анонимности и высокой доходности. Однако Минфин столь  скромное предложение отверг.

И вот после публикации Кремлевского доклада деловые люди, сделавшие ставку на Запад, почувствовали, что почва уходит у них из-под ног. Ведь никто не помешает Правительству США просто конфисковать все капиталы, и не только на территории Америки. В Лондоне – городе, где традиционно искали убежища беглые борцы с Путиным и его режимом, тоже существует закон, позволяющий конфисковать в пользу  государства у ино¬странцев недвижимость, драгоценности и предметы искусства дороже 50 тыс. фунтов, если владельцы не смогут доказать легальность потраченных на это капиталов.
Да, до сих пор этот закон не применялся на практике в отношении граждан России. Но ведь все помнят, как в далеком уже 2012 году Борис Березовский програл процесс Роману Абрамовичу именно в Высоком суде в Лондоне. Березовский вышел из зала суда почти нищим, и можно сказать, что уже создан прецедент: российские капиталы официально признаны грязными деньгами, полученными преступным путем.
То есть потенциально англичане легко могут «воспитывать» с помощью конфискаций целый ряд крупных и политически значимых граждан РФ: Владимира Лисина, Алишера Усманова, Михаила Фридмана, и даже Романа Абрамовича.

Страх потерять все нажитое непосильным трудом привел к удивительному, фантастическому явлению: группа бизнесменов, скрывающихся в Лондоне от российского правосудия, обратилась к уполномоченному по защите прав предпринимателей  Борису Титову с просьбой замолвить за них словечко перед Путиным. Беглые олигархи готовы не просто вернуться, но и часть денег безвозмездно подарить государству.
Борис Титов полагает, что надо позволить им вернуться на родину при условии возмещения нанесённого ущерба: «Они нормальные ребята, но находятся часто в розыске через Интерпол, потому что на них возбуждено уголовное дело в России».
Скорее всего, большинству фигурантов «списка Титова» разрешать вернуться под защиту России. Не простят только тех, кто совершил слишком серьезные преступления. Так, уже стало известно, что в списках возвращенцев точно не будет экс-владельца «Межпромбанка», бывшего сенатора Сергея Пугачёва. Впрочем, его активы уже заморожены…

Возможно, подобное предложение бизнесменов кому-то покажется наглостью, а готовность государства его принять – преступной халатностью и потаканию воровству. Но ведь, по зрелому размышлению, России выгодно вернуть не только капиталы, но и активных, грамотных, предприимчивых людей.
- Если бизнесмены будут жить и вкладывать здесь, это изменит их отношение к социальным и экономическим проблемам страны. Вместо того чтобы по максимуму и быстро выжать денег из любого предприятия, а там хоть трава не расти, придётся задумываться о развитии промышленности, инфраструктуры. Ведь эта экономика будет кормить их и их потомков и через 50, и 100 лет, а схемы по выкачиванию денег из страны сработают один или два раза, - уверен гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.
Не было счастья – несчастье помогло. А Запад, пугая российских перебежчиков, сам себя перехитрил.