Какая скверная погода, не правда ль сэр?

Евгений Кошелев
За свою жизнь я застал очень разные периоды в отношениях России и США. И благородство, и страх, и выставку новейшей американской техники при Брежневе на Волге.
 
* * *

17 января 1960 года в Тихом океане в районе острова Итуруп (Курильские острова) начался сильный шторм. В него угодили четверо советских солдат, дежуривших на самоходной барже Т-36 (Ахмат Зиганшин, Филип Поплавский, Иван Федотов и Анатолий  Крючковский).

Баржу унесло далеко от берега, она плавала по всему Тихому океану. Солдаты боролись за жизнь 49 дней, не имея связи с берегом. У них практически сразу закончилась еда, бедолаги ели сапоги, гармошку, съели найденных на барже крыс.

Советских солдат спасли военные моряки США. Хотя наши страны находились в состоянии «холодной войны». Именно в этом году под Свердловском сбили лётчика Пауэрса, а Хрущёв стучал ботинком на ассамблее ООН.

По мотивам этого события в СССР был выпущен фильм «Сорок девять дней в океане», а Владимир Высоцкий написал песню «Суров же ты, климат Охотский». Фильм мне повезло видеть в сельском клубе лето 1962 года, когда я в очередной раз гостил в родном селе Топориха. Вся страна была восхищена мужеством и стойкостью советских солдат.

* * *

Как-то осенью 1962 года мама пришла с рынка испуганная и сказала, что скоро начнется война. Слухи о скором начале войны быстро разнеслись по райцентру. С прилавок продовольственных магазинов исчезли соль, сахар, крупы, консервы. Народ запасался на всякий случай, еще свежа была в памяти Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

Что так сильно напугало советских людей спустя 17 лет после войны? Историки называют это событие Карибским кризисом, острая фаза которого продолжалась три дня, с 24 по 28 октября 1962 года.

* * *

Спустя всего десять лет отношения между державами заметно потеплели. 21  апреля 1972 года было подписано соглашение между об обменах и сотрудничестве в научной, технической, образовательной, культурной и других областях. В рамках него американцы организовали по городам Советского Союза (Казань, Волгоград, Москва) турне своей выставки «Исследования и разработки в США».

Я попал на эту выставку в Казани, где проходил от железнодорожного техникума производственную практику на предприятиях Горьковской железной дороги.

Выставка проходила на центральном стадионе в красивом месте, возле места впадения реки Казанка в Волгу. Были поставлены большие разборные павильоны по отделам: космическая аппаратура, лазерные устройства, компьютера, фотоаппаратура, устройства для обработки информации. Запомнились спускаемый аппарат «Аполлон» (не помню, наверное, это был муляж), наполовину обгоревший, а также спортивная машина из пластикового корпуса, по которому разрешали по нему бить молотком, тем самым проверяя прочность кузова.

Отдельно была экспозиция бытовой техники, как для кухни, так и для подсобного и дачного хозяйства. У нас в России такая бытовая техника стала появляться только к середине 1990-х годов, когда государство переходило на рыночные механизмы. По выходу с выставки выдавали глянцевый журнал компании «Форд», буклеты и значки с изображением флага США. Было объявлено, что миллионному посетителю выставки вручат легковой автомобиль «Форд». Население Казани хоть и превышало один миллион, но приз так и не дождался обладателя.

На выставку я попал только со второго раза. Дело в том, что установленные милицией правила были очень строгие (наверное, боялись провокаций). Очередь должна идти в четыре человека и не выходить за ограждения (турникеты были установлены с двух сторон на расстоянии метров в 200). Все должны быть опрятно одеты и выглядеть прилично. При себе запрещалось иметь фотоаппарат и большие сумки, не пропускали людей без удостоверений личности (паспорта).

При прохождении очереди милиция отсеивала подозрительных лиц, таковых было много. В числе которых оказались и мы, студенты. В то время было модно ходить с длинными волосами и в расклешенных брюках, на чем мы и попались. После неудачной попытки мои однокурсники отказались идти на второй заход, а я, раздираемый любопытством, пожертвовал своей шевелюрой (у меня были черные и густые до плеч волосы) и сходил на выставку.

Надо отдать должное устроителям выставки американцам, они профессионально показывали свои достижения и тем самым продвигали свои товары на наш скудный отечественный рынок. Конечно, нам, молодым, это все понравилось. Однако очарование выставки быстро улетучилось. Весь этот лоск был очень непривычен, отечественная действительность была нам роднее.

* * *

Мне хочется подчеркнуть, что похолодание и потепление отношений не зависит от народов. Теперь мы переживаем очередное похолодание. Мудрость руководства государств должна соответствовать чаяниям народов, судьбу которых им доверила судьба.