Как учить людей?!

Александр Ивашкевич
       Древнейшие  вопросы педагогики:
       -  в каком соотношении находятся индивидуальные , природные задатки, способности, установки, стремления человека  и всё то, чему человека  следует и можно научить;
       -  что должно составлять базис его, так называемого,  "образования" и "воспитания";
       -  насколько на это влияют его личностные качества и качества педагогов, учителей его обучающих, состояние материальной, интеллектуальной, нравственной, духовной среды, в которой происходит его обучение и воспитание.
       Об этом уже  много чего говорилось и обсуждалось,  написано огромное количество книг и методических теорий и рекомендаций,  защищены тысячи диссертаций и продолжают защищаться  сотни каждый год (от кого или чего, интересно?). Придумано и придумываются различные пустые, но "востребованные временем" слова и понятия (одна "компетенция" с "модернизацией" образования чего стоит!). Чиновникам от образования это очень нравится. Они это стимулируют. Это для них очень удобно: конкретные результаты улучшения знаний у обучающихся заменять специальными терминами, которые можно выразить количественно.   
       Придумываются различные "модификации", "модернизации", "компьютерные технологии" и "повышения эффективности" образования для изображения результатов и качества своей деятельности. Зачем, думаете, так неотвратимо, неизбежно и быстро был внедрён ЕГЭ и иже с ним в нашу систему образования? Всё дело заключалось в личной заинтересованности высших участников этого мероприятия с целью сохранении своих должностей и денег, естественно! Сколько средств, усилий и денег затрачено на эту "бодягу"... И сейчас есть у кого спросить. Но спрашивать весьма опасно для спрашивателей... Там, это вам не здесь...
       Придёт время (как всегда в нашей стране), и все эти "благие" намерения этих благодетелей нашего образования, вполне конкретных "компетентных" персон будут вскрыты, исследованы и оценены.  Все эти бестолковые и примитивные  "нововведения" придумывались и внедряются банальными,  посредственными людьми, но "эффективными менеджерами", случайно или по протекции оказавшимися при власти. И используются теперь чиновниками, как средства доказательства их "эффективной" деятельности перед ещё менее понимающими в этой проблематике Правителями России.
       Претенциозные и мало понимающие чиновники и подвластные им "методисты" и "учёные"  изощряются  в придумывании всяких терминологических кульбитов и перлов под видом  "наукоёмких" новшеств типа разнообразных ФОС и ФГОС разных уровней для демонстрации продвижения  надуманных "компетеций" и "компетентностей"  и других  госучрежденческих выдумок. Не впервой такое в нашей стране. Госкомтрахтибедох...
       Главные Принципы формирования образования у людей давно были сформулированы  выдающимися Личностями человечества. И вместо того, чтобы их адаптировать к современным обстоятельствам в России и мире, внедрять их в реальную и конкретную практику каждого региона, чиновники от образования начинают придумывать различные формальные процедуры и хитрости, чтобы "запудрить" мозги вышестоящим начальникам...  Реальная образованность людей для чиновника не интересна. Чиновник желает завалить педагога ненужными для реального образования процедурами и отчётами. Чтобы ни гу-гу и не ту ю. Поставить всех в состояние ответственности перед собой.
       Почему современные школьники России плохо отвечают на тесты по химии? Потому, что их плохо обучают этой науке.
       А почему их плохо обучают химии? Потому, что плохие учителя в школе!
       А почему учителя химии плохие? Потому, что их плохо готовят в Педвузах.
       А почему их плохо готовят в Педвузах? Потому, что там плохие профессора и доценты!
       А откуда берутся  доценты и профессора? Из Вузов... Из школы... Кгуг замкнулся.
       Такова логика чиновников Министерства образования и науки Российской Федерации. Они там многие странные... Из Вузов и из школы... Потом стали "чиновниками" и тут же изменились...
       Долой плохих профессоров и доцентов! Кричат плохие чиновники.
       Заставим их пойти в школы и пусть они там учат  будущих учителей!
       Очевидный путь!? Для "простых" чиновников, которым всё по барабану, кроме своего места в министерстве.
       А может дело в имеющимся в стране представлении о месте и престиже профессии учителя химии и в недостаточном количестве часов для обучения этой науке в школе?
       В Финляндии, почему-то, профессия учителя в школе престижнее медицинского работника и, тем более, экономиста и бухгалтера. И даже (!) юриста! А у нас?
       А может поступить "просто". По чиновничье? Кому нужна эта "химия"? Долой её. И вопрос будет решён.
       В СССР так не думали. Химизация всей страны! А может теперешние "думатели" просто думать не способны или не желают,  или разучились?
      Приведу только один вариант для эффективного образования по любой дисциплине в школе.
      Замечательное руководство для  современного образования в любой современной стране, желающей иметь образованных граждан,  было написано в Германии ещё в 1835 году.
      Ни одна мысль не устарела!
      Это вам не очковтирательские "модернизации" и  "информационно-коммуникационные технологии"  в купе с  "компетентностными" подходами на три-пять лет, по которым сейчас только диссертации ушлым педработникам и можно защищать и делать отчёты чиновникам.

      Дистервег Фридрих Вильгельм Адольф.
      "Руководство к образованию немецких учителей" (1835).

Оглавление

I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.
1. Обучай природосообразно!
2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека!
3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!
4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, ещё не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно!
5. Обучай наглядно!
6. Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному, от более лёгкого к более трудному, от известного к неизвестному!
7. Веди обучение не научным, а начальным способом!
8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную
9. Никогда не учи тому, чего ученик ещё не в состоянии усвоить!
10. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!
11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать ad hoc, а заложить общие основы человеческого, гражданского и народного образования!
12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой!
13. Считайся со своеобразием твоих учеников!
II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, предмета
1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и (вышеуказанными) законами развития ученика!
2. Задерживайся главным образом на изучении основ!
3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних!
4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части!
5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя её, однако, в полной мере!
6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее!
7. Связывай родственные по содержанию предметы!
8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот!
9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета!
10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне!
11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета!
12. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки
III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.
1. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно!
2. Считайся с (предполагаемым) будущим положением твоего воспитанника!
3. Обучай культуросообразно!
IV. Правила обучения, касающиеся учителя
1. Старайся сделать обучение увлекательным!
2. Обучай энергично!
3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи всегда за хорошим выговором, отчётливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи!
4. Никогда не останавливайся!
      Уже по названию глав можно составить рациональную систему обучения, воспитания и образования по любой дисциплине!
      "Человек — моё имя, немец — прозвище."
      Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег — немецкий педагог, либеральный политик.

      "О менеджменте качества по болонски" http://www.proza.ru/2017/05/09/1241
      "Воспииание, оразование."  http://proza.ru/2018/02/13/1303