Забавный случай по платине

Андрей Павлович Костебелов
  Да-да, был у меня один такой очень забавный случай, именно случай.
Как-то в начале 2000-ых, поздней осенью я отправился на одну небольшую речку на юге Британской Колумбии (Канада). В Ванкувере закончились недельные дожди, в горах лёг первый снег и было самое время поехать проверить одну случайно прочитанную информацию.
   Дело в том, что судя по этой информации на этой, среднего размера, речке когда-то, якобы находили мельчайшие рубины. Была там в своё время и золото-платиновая лихорадка. Было это давно, ещё в тридцатых годах прошлого столетия. За семьдесят лет всё успокоилось, карьеры заросли сосняками, начали строиться новые дома и домишки-дачи и про золото и платину почти никто не вспоминал.
  Потратив на дорогу пару часов, доехав до небольшого городка Принстон и свернув с хайвэя налево, я поехал вдоль этой самой речки. Здесь - на протяжении пятидесяти километров она текла далеко внизу, хотя это был далеко не каньон. А в самом низу - ближе к воде проходила старая железная дорога, которая не использовалась, наверное, лет тридцать и была уже наполовину разобрана.
   Доехав до посёлочка с одноимённым названием реки, я выбрал местечко поближе к воде. Изгиб реки, рельеф меня почти не интересовал, ну зачем он мне нужен? я же не золото собрался мыть. А песок он везде есть и миллиметровые рубинчики, если они конечно есть, я и так намою, на любом месте, хотя плотность у корунда где-то около четырёх единиц и он тяготеет к принципу отложений россыпного золота.
   Пока ехал от дома эти двести километров, погода совсем испортилась - дул ледяной пронизывающий ветер и уже вовсю шёл снег. Обидно конечно, но горы есть горы - ведь я ушёл за два перевала.
   Решив не усложнять себе задачу, побыстрее намыть пару вёдер материала  и вернуться домой - в тепло и уют, а дома уже спокойно перебрать всё что намою. Чашку-лоток решил не использовать, а взял большое корыто и большое мелкое сито объёмом на ведро. Поставил корыто рядом с водой, налил в него пару ведер воды из речки, положил в корыто сито и прямо сверху начал лопатой насыпать песок с гравием.
   Но фокус был в том, что буквально несколько дней назад закончились недельные дожди, повыше в горах всё замёрзло и выпал снег. А река, которая бушевала на протяжении недели успокоилась, вода резко упала и всё пришло в своё обычное состояние.
   Прополоскав пару вёдер материала, я понял, что ещё часик и я заболею. Тогда я достал из машины все вёдра и ёмкости, которые у меня были и начал просто их загружать и ставить в машину. Заполнив всё, что у меня было, я сел в машину, налил себе полстакана своего, домашнего коньяка, с удовольствием выпил, закусил и отправился в обратный путь. Хочу пояснить своим читателям, что в Канаде, если ты не нарушил правила дорожного движения, тебя остановить не имеют права (за редким исключением).
   Вернувшись домой, сил перебирать материал уже не было и занялся я им только на следующий день.
   Во-первых, сначала весь материал отмыл от грязи и глины, затем просеял до размера от трёх миллиметров до ноля. Потом взял второе сито с ячеёй один миллиметр и отсёк фракцию от одного миллиметра до ноля. И так у меня получился размер материала от одного до трёх миллиметров. Затем начал в гараже на плите сушить его в широкой большой сковороде.
   И вот первая сковорода высохла, остыла, теперь можно начать перебирать.
   Сев за стол, включив хорошую настольную лампу, положив рядом пинцет и большую лупу, насыпал на чистый, белый лист бумаги первую столовую ложку этого самого песочка. Разровнял аккуратно ладонью, начал смотреть. Так, вот и первый маленький, огненно-красный кристаллик. Беру пинцет, цепляю его и кладу на блюдечко. Беру лупу и начинаю изучать... Что-то у меня сомнения, что это рубинчик, больше на гранатик похож, хотя чистенький, яркий и вижу, что поколотый. Ищу дальше. И тут обращаю внимание на две плоские овальные металлические пластинки с какой-то чернявой побежалостью. Раздвинул пинцетом вокруг песочек, намочил слюной указательный палец (потому-что пинцетом не зацепить) прислонил палец к пластинке и скинул в тоже блюдце, где лежал рубинового цвета кристаллик. Пластинка упав на блюдце издала металлический звук. Опппа! А что же это может быть. Вытащил тем же образом вторую пластинку. Беру магнитик и пробую на магнитность. Магнитность есть, но очень слабая...
   Не буду никого утомлять. Таким образом, промыв, просеяв несколько ведер песка и гравия, который я привёз, у меня набралось около пятнадцати грамм самородной платины. А вот рубина, даже самого маленького я не нашёл. Все кристаллики оказались пиропами.
   Тогда, из материала, который я привёз, я набрал две чайных ложки маленьких алмазов правильной октаэдрической формы. Но, девяносто девять процентов из них были борт, совершенно не ювелирного качества. Они были молочно-серовато-грязного цвета и только один-два на сотню были более-менее прозрачные.
   Если кто-то живёт или жил в Ванкувере, наверняка узнали название этой реки.
А тем, кто там не живёт, ехать не стоит. Платину так выносит раз в два-три года, рубинов нет, а алмазы мелкие и самого низкого качества.
   Всем всего доброго! Счастья, здоровья и удачи!