Преподобный Серафим. Часть 1 Икона

Людмила Кольцова
        Сколько помню себя, с самого раннего детства, с тех самых пор была в доме икона преподобного Серафима. Большая цветная литография с изображением самого святого, молящегося перед иконой Спасителя в дупле огромного дерева и картинки с жизнеописанием и чудесами, произошедшими по молитвам святого, либо от раки с его мощами, или от целебного источника. В большом деревянном киоте, обильно украшенная искусственными цветами, закрывавшими пожалуй треть всей иконы, с непременным белоснежным рушником, расшитым цветастым узором и лампадой-подвеской, чей фитиль непоколебимо зажигался каждое утро и вечер, в часы бабушкиных молитв.
    Перед большими церковными праздниками непременно менялся рушник, на еще более белоснежный и накрахмаленный, с вязаной тончайшей кружевной каймой и причудливым вышитым узором.
    Особенно мне нравилось Вербное Воскресение и Пасха так как в эти праздники к бабушкиной иконе добавлялось дополнительное убранство — пушистые веточки вербы и красное пасхальное яичко. Чудным всегда казалось мне то, что яичко, пролежавшее целый год от прошлогоднего праздника было таким же, словно положила я его вчера, такое же яркое и свежее, правда заметно легче по весу от нового, что собиралась класть.
    Бабушка доверяла мне самое ответственное: -"Людушка, стекло на иконе протереть от пыли да от копоти надо, и рушник сменить", -озадаченно говорила она и готовила все необходимое. Бабушка пододвигала высоченный стул и водрузив меня на него оставалась рядом для страховки, сокрушаясь, что её тяжело прожитые годы, полнота и нездоровье лишили возможности сделать эту работу самой.
    Поручение было мне под силу и в радость. Несколько минут и стекло сияло зеркальной чистотой, но я не спешила слезать, затягивая процедуру рассматривала картинки, изображающие чудеса исцелений.
    Бабушка очень почитала Преподобного Серафима Саровского, то ли от того, что нес он свой подвиг в наших Тамбовских лесах, молясь и возделывая клочок им же расчищенной в лесной чаще земли, кормясь от трудов своих, или от того — что и ликом и даже одеждой походил он на простого крестьянина, такого же каким были и отцы и деды наши. Молитвенное правило, что составил преподобный Серафим было простым, понятным и неукоснительно соблюдалось бабушкой на утренней и вечерней молитве.
    Икону бабушка берегла, как единственную сохранившуюся памятную вещь о ее матери, что принесла из паломничества по святым землям.

    Минуло три десятка лет, растворяя в себе смену эпох, вождей и ценностей.
Все чему поклонялись и на кого ровнялись, всё это смешалось с хламом, перевернулось с ног на голову и свело с ума целое поколение, отвергнувших старое, но не принявших новое. Нет бабушки, отца. Старый дом сиротливо белеет в зарослях старого яблоневого сада, что будто от горя почернел и высох.
    На кухне, в малосемейной двушке, яркий свет. Скоро Вербное и надо украсить иконы к празднику. Их не так много, две венчальные, образ Николая Угодника, непременная икона русских православных, да четыре совсем крохотных именных иконки и она, та самая бабушкина большая литография с изображением преподобного Серафима, на днях принесенную нам моей мамой.
    Признаюсь читатель, я в замешательстве, в сравнении с домашними иконами на крохотной кухне бабушкина в большущем деревянном блеклом киоте смотрится огромной, куда её деть? Звоню знакомому батюшке, и по его разумному совету решаюсь освободить литографическую картинку от старого оклада, заменив на современный легкий багет.
    Уложили икону на чистую скатерть кухонного стола, осторожно открываем стекло, трепетно отсоединяя старые пожелтевшие и почерневшие от времени цветочное убранство. Уж кто только видимо не постарался ее украшать, и беленькими тряпочными ромашками, и более поздними убранствами из мишуры и серпантина и даже цветочки из старой листовой меди нашлись за стеклом старой иконы. Подбита с внутренней стороны литография была газетами, тоже не определенного времени и возраста.
    Главное же изумление ждало нас впереди, когда освободившись от цветочного плена и пыли мне удалось прочитать следующее:-"Изображение Тихона Калужского и Медынского чудотворца!"- произнесла я не
поверив собственным глазам,- "подписано в печать по благословению".
    Дальше следовал текст, указующий кем и когда и где отпечатана сия литография и каким тиражом. Ровесница века! Но не это изумило меня, не возраст, а Кто именно изображен на ней. Не Преподобный Серафим, а целитель Тихон Калужский. Как же так.
    Найдя изображения Саровского чудотворца в интернете я сразу же определила значительное сходство святых, оба седовласые и седобородые старцы, часто Серафима Саровского также изображали молящимся в дупле огромного дуба. Видимо малограмотность моей прабабушки стала причиной того, что принесенный ею лик святого назван был Серафимом.
    Звоню сестре и рассказываю какая оказия со мной вышла, а она не верит и утверждает:-"Ну не может такого быть, бабушка же всю жизнь почитала эту икону Серафимом Саровским чудотворцем. Вы там что-то напутали!"- выносит сестра вердикт. Что можно напутать, если все предельно ясно и четко написано Калужских и Медынских земель чудотворец. Вот так да!
    Приладили литографию в багет, повесили на стену рядом с другими иконами, а в сердце какое-то не понятное волнение, вроде и радость, что спустя столько лет открылась правда, в то же время совестно, перед ним, перед Тихоном целителем, что ни разу имя его в молитве никто не произнес, да и перед преподобным Серафимом как то не ловко.
     Когда ты хочешь что-то реализовать, какую нибудь идею, план или даже мечту, судьба непременно пошлет тебе тех людей и те события, которые непременно приведут тебя к их исполнению. Такое случилось и со мной. С момента открывшегося прошло пара месяцев, и теплым апрельским днем раздался звонок моей взрослой приятельницы, замечательной женщины Веры:- "Не хочешь поехать со мной в Дивеево? Собирается не большая группа, автобусная поездка, скорее туристическая чем паломническая, пока есть место, решайся! "-озадачила меня.
    А что тут решаться? Решение давно созрело поехать и привезти икону батюшки Серафима, только лет родные молитвы ему возносились, а лика не было.- "Еду!"-скорее себе, а не Вере ответила я.


Рассказ 2
http://proza.ru/2018/02/12/1932