Беспризорные дети - беспризорная страна

Евгений Солнечный
                БЕСПРИЗОРНЫЕ ДЕТИ – БЕСПРИЗОРНАЯ СТРАНА

В связи с темой беспризорности, хочу напомнить время начала «девяностых», когда верхи не захотели жить по социалистическому старому и вынудили низы жить по капиталистическому новому. Это было время тотального обнищания и приватизации, в том числе и квартирной. Под залог квартир стали занимать деньги на открытие кооперативов, большую часть которых, государство обанкротило неподъемными налогами. В результате первые бизнесмены становились бомжами, вместе со своими детьми. Матери одиночки уезжали за импортным товаром, оставляя детей, иногда на чужих людей. Создавалась целая армия беспризорников, которая, с наступлением зимы, мигрировала в южные края: «Там солнце, там яблоки…».

Так они оказались и у нас в Севастополе. Ночевали в троллейбусах и теплых подвалах. Днем скапливались на овощном рынке. Бывало и подворовывали, а что делать, у нас же попрошаек не любят. В стране, в это время, полным ходом шел передел государственной собственности, поэтому, чиновникам было не до детей. И я решил сходить к главному прокурору, только что присланному из столицы для наведения порядка, памятуя, что «новая метла по новому метет». На его вопрос, почему я обратился в прокуратуру, а не в гороно, я ответил вопросом: «А почему Дзержинский, в подобной ситуации, не стал надеяться на наркомпрос, а взял это дело на себя?» И еще я напомнил, что беспризорники – это, зачастую, будущие правонарушители и нужно действовать по принципу пожарников: «Пожар легче предупредить, чем потушить». С этого момента разговор перешел в деловое русло.

В это время, как раз, шла приватизация, и большинство государственных зданий переходили в частную собственность. Я предложил один из детсадов перепрофилировать в приют, что и было сделано. До сих пор на входе висит доска, с надписью: «Детский приют МВД». Так я стал детским правозащитником, а прокурор - «народным героем» и депутатом Рады многих созывов. Попутно я выяснил, что у нас не существует такой практики, как предложения, только жалобы. Поэтому, мое письменное предложение, оставленное в прокуратуре, пошло по инстанции, как жалоба. После чего, меня вызвали в администрацию и два психолога, в течение часа, перекрестным допросом, прощупывали меня на предмет вменяемости: «Кто ты такой и почему лезешь не в свое дело?» А я же, с детства, был запрограммирован на понятие, что «государство - это мы». В этом духе и отвечал. В общем, на психа не потянул, сошел за дурака, коим и остаюсь до сих пор, как говорят некоторые мои читатели, реагируя на мои статьи: «Если бы я был я был президентом,, министром образования, министром здравоохранения: «Тебе, что больше всех надо?» А я отвечаю: «Если не я, то кто?»

                Причины беспризорничества
Вообще, феномен бродяжничества проявляется и в благополучных семьях, особенно авторитарных, стремлением к свободе и счастью. Будучи преподавателем, я проводил анонимное анкетирование на разные темы. На вопрос о счастье, один мальчик написал: «Я счастлив только, когда отца нет дома». Можно только представить, как этот отец «воспитывает» своего сына и, очевидно, жену. Из семьи, где царит благодатный микроклимат, дети не убегают. Чтобы этого не случилось, нужно с раннего детства, вовлекать детей в посильный, семейный труд, приучая к ответственности. В психологии есть простой тест: если ребенок строит себе домик или угол, пытаясь отгородиться от домашних, это явный признак, что ему плохо в семье, от нехватка любви.

Любовь – это понимание, доверие, прощение, благодарение и т. п. Но, прежде всего – это внимание. В период общения происходит взаимообмен жизненной энергией, памятуя, что «жизнь – это энергоинформационный обмен». А родители, до переходного возраста, являются природными донорами, поддерживая их «энергетический гомеостаз».. Но, как только дети набираются силы, они рвут «энергетическую пуповину», связывающую их, в основном, с матерью. Этим, в большей степени, и объясняется «трудный возраст». 

Даже отделившись от родителей, взрослые дети страдают инфантильной несамостоятельностью, требуя материальной помощи от родителей, доходящей до агрессивности. Да, что дети, целые страны ведут себя аналогичным способом. Совсем недавно, дочь-Украина, отделившись от матери-России, долгое время, по привычке, требовала бесплатный газ и, получив отказ, взбунтовалась. Вследствие чего и появился лозунг: «Европа и НАТО нам поможет!»

Но «вернемся к нашим баранам». Одной из главных проблем подросткового возраста является потеря доверия к родителям. Родительский авторитет падает от двойных стандартов: «что положено взрослым, не позволено детям». Подросток, считая себя уже взрослым, требует равенства в правах. Кроме того, что он остро реагирует на несправедливость, авторитет родителя теряется от малейшей лжи, как несовпадения слова с делом. А дети, обладающие эмпатией, еще и чувствуют расхождение мысли со словом. Вот почему я считаю словесное воспитание изжившим себя. Воспитывать надо примером. Другими словами, понятие «воспитания», заменить на сотрудничество, совместный труд.

Большую ложку дегтя добавляет в эту проблему и школа. Вот пример двойного стандарта, показываемый директрисой. (Рассказываю со слов первоклассницы правнучки, когда она у них подменяла учительницу). Постоянно говоря о любви к детям, она допускает не только крик, но даже кидается в детей мелом. А однажды, так громко стукнула указкой по парте, что шестилетний малыш заболел энурезом. Так школа борется с проблемой «расторможенности», при этом, ожидая от заторможенных хорошей учебы. А неподчиняющихся, отправляют к психиатру. Чем занимается школьный психолог, непонятно. Учителя, передавая через детей, приглашение на родительское собрание, не стесняясь, напутствуют: «Без денег пусть не приходят». И на родительском собрании, 2/3 времени уделяется вопросу денег, а не учебы.

Подростки, особенно девочки, малоимущих семей, в наше время резкого имущественного расслоения, остро реагируют и на эту социальную несправедливость. И весь запал выливается на родителей, неспособных их прилично одеть. В результате, сначала они убегают из школы. «Мне стыдно, в таком виде, ходить в школу!»,- заявила моя правнучка. А после скандала с родителями на этой почве, убежала и из дома, оказавшись, в результате, в тои самом приюте.