Самый-самый Stoosbahn окончание

Борис Готман
   Boris S. Gotman

  Предыдущую часть заметки мы закончили на том, что трасса самого крутого в Европе фуникулёра Stoosbahn  протяженностью 1740 метров при превышении 744 метра  включает  3 тоннеля  длиной, соответственно,  267, 121 и 239 метров, два из которых проложены с уклоном 110%.
   
  Но прежде чем перейти к проходке тоннелей на этой трассе,  надо  досказать об особенностях её продольного профиля.
 
  Трасса проходит не только по  очень крутым участкам, но и по практически горизонтальным, есть на ней  и  вогнутые отрезки.
 
  По моей иллюстрации, думаю,  даже не имеющий технических наклонностей читатель поймёт, что такое вогнутый участок путей и чем он неприятен для фуникулёра.
 
  Совершенно верно, если не предпринять специальных мер, тяговый трос тяжёлого, массой более 27 тонн вагона, надёжно бегущий по трассе по опорным направляющим роликам, на вогнутом участке может "взбрыкнуть" и натянуться в воздухе  над рельсами.
 
  За ним может "дать козла", как говорили раньше лётчики,  и вагон фуникулёра, что совершенно недопустимо; кроме того, скорее всего его колёса приземлятся мимо рельсов со всеми печальными последствиями.

  Поэтому для вогнутых отрезков разработали и смонтировали систему, при которой ведущие ролики находятся выше тягового и натяжного тросов и не дают им подняться над их проектным положением.
 
  Это хорошо видно на моём коллаже, на котором пунктирной линией на схеме показан продольный профиль трассы с тремя вогнутыми участками. Стрелки и надписи указывают места первых двух таких участков на фотографиях трассы на отрезке с уклоном около 110%.
 
  Третий вогнутый участок расположен уже на плато на почти горизонтальном отрезке между последним тоннелем и станцией  Stoos. В связи с незначительной вогнутостью участка трос прижимается не роликами, как на двух предыдущих, а другими устройствами.
 
  Казалось бы, конструкция весьма тривиальна. Вот только для изготовления таких узлов крепления тросов к вагонам, которые позволяют им проходить не только над обычными опорными роликами, но и под роликами или другими деталями, прижимающими трос, необходимы материалы фантастической прочности.   
 
  На нижней фотографии слева я показал красной стрелкой первый узел крепления троса к вагону фуникулёра – можно только восхищаться его ажурностью.
 
  И, конечно, системы прижима троса тоже существенно сложней, чем описано в моей заметке.
 
  Теперь о тоннелях. Два из них наклонные, при их прокладке не применяли ни проходческие щиты, ни буровзрывные работы.
 
  Сначала буровой установкой  с высочайшей точностью пробурили контрольные  скважины диаметром около 25 см. Глубина этих скважин равнялась проектной длине тоннелей: 60 метров для тоннеля "Ober Zingeli" и 245 метров для тоннеля "Zingelifluth".
 
  После окончания контрольной скважины, без извлечения бурильной колонны, с её нижнего конца снимали бур и вместо него монтировали рассверливающие резцы, которые при обратном – верхнем – ходе буровой расширяли скважину до проектного размера так называемой пилотной скважины: до  диаметра 1.8 метра для тоннеля "Ober Zingeli" и до 1.4 метра для тоннеля "Zingelifluth".

  При рассверливании пилотной скважины, а после её окончания дальнейшей разработки пород до проектных размеров тоннелей,  порода ссыпалась вниз "автоматически" под  действием силы тяжести, что позволяло вести разработку без перерывов на  удаление и очистку тоннеля.
   
  Деревня Stoos, в которую доставляет пассажиров и грузы новый фуникулёр, расположена в регионе Моршах, кантон Швиц на плато на отметке 1305 метров над уровнем моря.
   
  Название фуникулёра Stoosbahn и давшей это имя деревни Stoos я сначала пробовал писать по-русски. Но в Швейцарии четыре государственных языка, и на каждом эти названия произносятся по-разному, поэтому я оставил эту затею.
 
  От этой славной деревеньки, в которой с большим комфортом проживают постоянно 106 человек, до Цюриха около 50 километров. Гостиницы деревни могут принять до 2200 путешественников.
 
  В деревне запрещено движение автомобилей, поэтому уже много лет все грузы в неё доставлялись фуникулёром.
   
  Сданный в эксплуатацию в декабре 2017 года Stoosbahn заменил старый фуникулёр, построенный в 1933 году.
   
  Вагон нового фуникулёра состоит из 4-х пассажирских отсеков (кабин) и одного грузового, которые могут изменять угол наклона к рельсовому пути примерно на 60 градусов, что и обеспечивает их пассажирам комфортные условия  при  движении вагона как по очень крутым – до 110%  (или 47.7°) – участкам, так и по практически горизонтальным.
   
  В каждом отсеке могут разместиться 34 пассажира, соответственно, в вагоне – 136 человек.
 
  Максимальная скорость вагонов составляет 36 километров в час, за час фуникулёр может перевезти до 1500 пассажиров – на 500 человек больше, чем перевозил старый.
   
  За 3-5 минут пассажиры преодолевают 1740 метров пути,  поднимаясь или опускаясь на 744 метра.
 
  И в заключение хочу пожелать читателям покататься и на Stoosbahn, и на лыжах в этом баснословно красивом швейцарском регионе.