Игра Гол глава 3 стр 22

Борис Макаров Игра
Тактический план на игру
 
На каждый предстоящий матч следует разрабатывать тактический план именно этой игры, с соответствующими поправками в «своей игре», с учетом  особенностей соперника.

Тактический план — это программа основных действий  команды в целом в предстоящем матче

Тактический план на игру составляют на основе информации:

о степени готовности  к матчу;
о готовности и силе соперника (по результатам уже состоявшихся матчей с его участием),
о предполагаемом плане команды,
о стиле игры и т. д.;

Откуда можно получить информацию, необходимую для составления тактического плана? Ну, о своей команде плеймейкер знает все, ибо располагает информацией «из первых рук». Информацию о сопернике можно получить по разным каналам, из разных источников, ценность которых далеко не однозначна.

Личный просмотр и разбор игры предстоящего соперника — лучший и наиболее достоверный источник информации.

Личный просмотр игры соперников обогащает плеймейкера ценной информацией для размышлений, сопоставлений, выводов. Наблюдая за игрой соперников, плеймейкер может определить уровень  технической подготовленности команды, используемые в атаке и обороне методы и средства, отрепетированные игровые и стандартные комбинации, вскрыть сильные и слабые стороны соперников  в игре.   Для просмотра игры соперника лучше выбирать матч с командой того же класса.
Перед тем как приступить к разработке тактического плана на предстоящую игру, плеймейкер должен внимательно изучить всю оказавшуюся в его распоряжении информацию, чтобы  в игре соперников найти слабые звенья, использовать их для эффективной деятельности своей команды. Надо учитывать и его сильные стороны, его козыри, которые он предъявит в игре, и позаботиться об их нейтрализации.

План обороны сводится к следующему:

1. Мяч должен всегда находится под прессингом
2. Прогрессирующего игрока (игроков) всегда необходимо подстраховывать.
3. Путь мяча к воротам в любой момент времени должен быть перекрыт (блокирован)
 
Как только мячом овладел соперник, его надо блокировать, предлагая ему ход в другом направлении. Но все равно все его партнеры на фланге должны быть закрыты. Удачная нейтрализация сильнейшего игрока резко ослабит атакующий потенциал соперника. Крайнего нападающего следует закрывать с зазором, лишая беспрепятственного выхода в свободную зону,
лишить его возможности получить мяч в свободной позиции

Если атака все же достигнет зоны, откуда можно сделать высокую передачу , то  защитник должен попытаться сыграть на опережение, а вратарь — быть готовым к выходу на перехват мяча.
План — не догма. Команда выигрывает или проигрывает и в плане что-то меняется. Иначе: нужны и варианты плана на всякий случай. Команда выигрывает, текущий результат в ее пользу, значит, должен меняться и план действий защитников: держать оборону, сократить вылазки в глубокую атаку, играть в плане — оборона, подыгрыш. Команда проигрывает — значит, требуют активизации действия игроков в направлении ворот соперника. Для этого необходимо
защитников чаще подключать к атакам, создавая на своем участке поля численное превосходство;
В действиях этих появляются элементы риска: все, кто может, трезво оценив обстановку, должны с оправданным риском активно включаться в атаку.

Если по ходу встречи видно, что план игры не срабатывает, что противник всякий раз находит действенные контрмеры, то придется пустить в ход запасной вариант этого плана или (другой) план.
У всех великих клубов в истории вне зависимости от эпохи и тактики всегда была одна общая черта. Они контролировали поле и мяч. Это значит, что владея мячом, вы диктуете сопернику игру, а защищаясь, контролируете пространство

План игры в атаке:

Как начинать атаку? Такой вопрос себе задавал каждый игрок Самая эффективная это атака веером - это когда игрок владеющий мячом становится центром веера от которого идут лучи(передачи), как правило центром веера, становится самый сильный игрок 11 или 10, такую атаку трудно прессинговать и не знаешь откуда будет сделана попытка прорвать оборону.
Техника плеймейкера, одно из составляющих успеха в игре, техничный плеймейкер умело маневрируя, из ничего может создать угрозу воротам противника, но главным достижением победы является тактика, тот кто выбирает правильный тактический план, всегда победит. Переиграть противника тактически - значит победить в матче

Открывание игрока

Пытаясь проникнуть в свободную зону, где можно было бы получить мяч, не встречая непосредственного сопротивления, атакующие много маневрируют. Задача игроков обороны — воспрепятствовать таким маневрам.

В районе, где можно получить своевременную и точную (как говорят, острую) передачу, игроки, ожидающие мяч, открываются. Как же это сделать, если обороняющиеся не упускают из виду ни одного движения подопечных? Помогает освобождаться от опеки соперника знание «законов» открывания.

 Можно отвлечь внимание от себя  опекуна, от которого трудно оторваться, можно, как говорят, водить за нос — открываться не для себя, а для партнеров, освобождая для них свою зону.

Открывание требует энергичных, активных действий, согласованных с действиями партнеров. Особую ценность имеет открывание, при котором партнер может сделать передачу, резко обостряющую ситуацию (обычно в зоне мяча или в зоне удара).

Уметь открываться должны все  игроки. Без этого умения не может быть ни стремительных атак, ни опасных моментов у ворот соперников, ни голов.

Об игре думать в дни до нее. А в день игры — отвлекаться (чтобы сохранить свежесть психики), совершать прогулки и беседовать с товарищами на отвлеченные темы.

Не преувеличивать силы соперника. Это может привести к потере чувства уверенности, к возникновению мысли о поражении и его последствиях, в конце концов — к снижению эмоционального настроя.

Не конечный результат соревнования должен занимать игрока, а сама игра, поиски методов и средств достижения победы, целесообразных действий.

Всякая демобилизованность, вызванная чувством самоуверенности и недооценкой силы соперника, ведет к снижению игрового тонуса и боеспособности.

Начать игру надо в темпе и постараться быстро захватить инициативу. Хорошо, если с первой попытки удастся заранее подготовленная эффективная стандартная комбинация, она вызовет в стане соперника настороженность. Уже с начала игры желательно продемонстрировать смелость, решительность и бескомпромиссность.  начало наверняка задаст высокий эмоциональный фон всей игре. А если на первых же минутах соперничества удастся и материальный перевес получить (забить гол), то можно не только вызвать в рядах соперников некоторую растерянность, а и сломать их игру, нарушить тактические планы.

А как важно проявлять в игре высокую активность! Она «выбивает» соперника «из седла», подчиняет его, делает его слабее. Подавленный, он хуже выполняет свои тактические функции, ослабляя в команде какое-то звено.

А как важны первые и последние минуты в матче!Перехватить инициативу всегда труднее, чем овладеть ею. У усталого игрока — усталая психика; нарушаются реакция, восприятие, внимание и т. д. Игрок, сохранивший физическую и психическую свежесть, всегда будет иметь преимущество в конце матча.

Когда  надо построить действия на ложном маневре, в ином направлении, а истинный сделать в том направлении, в котором было намечено.

Если открывание выражает желание игрока быть активным, полезным для команды в атаке, то цель закрывания — подавить у подопечного это желание, максимально снизить активность соперника.Как элемент тактики закрывание более трудно для освоения , однако овладеть им обязан каждый, кто хочет плодотворно действовать в обороне.

Закрыть игрока — значит занять по отношению к нему такую позицию, которая лишила бы его активности, возможности беспрепятственно выходить на свободное место, получать мяч в ноги. Закрытый игрок ограничен в своих действиях, на него мало играют, его плохо видят.

Игра состоит из трех фаз — атаки, обороны и переходной от фазы атаки к обороне, и наоборот. Атака имеет две разновидности— собственно атака и контратака. Принципиальная разница между ними заметна в начале (в организации), во времени и в выборе средств.

Время — важный фактор в осуществлении тактических замыслов.

Именно время определяет скорость атаки. Атака может быть медленной и быстрой, ритмичной и аритмичной: в зависимости от стратегической цели, от класса игры команд, от уровня и мастерства игроков, от тактической системы, методов и средств, используемых в матчах, от соотношения сил соперников, от текущего результата и т. д.

В атаке различают три стадии — организацию (начало), развитие и завершение.

Начинается атака после того, как мяч покидает пределы поля или судья зафиксирует нарушение правил игры.

Организации атаки предшествуют различные по времени паузы. После нарушения правил мяч в игру вводят штрафным  ударом.

Ввод мяча в игру — ответственный момент, от которого зависит характер развития атаки (будет ли она продолжена или сорвется). К срыву атаки может привести неточная первая передача либо несвоевременная передача мяча.

Задача начинающего атаку — выбрать наиболее рациональный вид и характер передачи мяча, определить время ее начала. Первая передача мяча может обострить игру и дать поступательное движение атаке или, минуя эту стадию, привести к завершающему удару в ворота. Но она может иметь и «бесцельный» характер.

Если перефразировать трактат о военном искусстве Сунь Цзы
на тактику футбола то это будет иметь такой вид.
В основе концепции лежит управление соперником, создающее возможности легкой победы. Ради этого  выдвигает различные способы распознавания, управления и ослабления противника; концептуализирует тактическую ситуацию  заманивают в ловушки выгодой, его лишают уверенности , ослабляя и изматывая перед атакой; проникают в его ряды , неожиданно  в самых уязвимых его местах. Команда должна всегда вести себя активно, даже занимая оборону, чтобы создать и использовать момент тактического преимущества, который обеспечит победу.
Основной принцип следующий: "Идти вперед туда, где не ждут; атаковать там, где не подготовились." Этот принцип может быть реализован только благодаря секретности всех действий, полному самоконтролю и железной дисциплине  в команде. Игра – это путь обмана, постоянной организации ложных выпадов, использования уловок и хитростей. Когда такой обман хитроумно задуман и эффектно применен, противник не будет знать, где атаковать, какие силы использовать и, таким образом, будет обречен на фатальные ошибки.
Чтобы быть неизвестным для противника, следует всеми возможными способами искать и добывать сведения о нем. Фундаментальный принцип состоит в том, чтобы никогда не полагаться на добрую волю других или на случайные обстоятельства, но с помощью знаний, активного изучения и оборонительной подготовки обеспечить невозможность внезапной атаки противника или добиться победы простым принуждением.
Существенным элементом предстает дух, известный как – важнейшая жизненная энергия. Этот компонент связан с волей и побуждением; когда люди хорошо обучены, соответственным образом материально накормлены,  их дух воспламенен, они будут яростно сражаться. Однако, если физическое состояние или материальные условия притупили их дух; если в отношениях между тренером и командой крен; если по какой-либо причине люди утратили стимулы; команда будет разбита. Наоборот, тренер должен управлять ситуацией так, чтобы избегать противника, когда он силен духом и использовать любую возможность, когда это состояние ослабевает. , Точные расчеты – это необходимое условие гарантированности быстрой реализации стратегии всей кампании.  Награды и наказания создают основу для контроля за состоянием команды, но необходимо прилагать все усилия для поощрения желания сражаться и самоотдачи. Поэтому, все вредные влияния, как то предзнаменования и слухи, должны быть устранены.
Маневрирование развертывание  в удобные построения ; создание желаемого "не равновесия сил" ; сжатие сил на данном направлении; использование преимуществ  стимулирование духовного состояния людей – все должно быть направлено к этой решающей цели.
Путь к победе  – это когда достигают того, что мысли команды одинаковы с мыслями тренера, когда команда готова вместе с ним жить, когда не знает ни страха, ни сомнений в правоте тренера.
Тренер – это ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость.
Мощь – это умение применять тактику, сообразуясь с выгодой.
Игра  – это путь обмана поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает.
Кто – еще до игры – побеждает предварительным расчетом, у того шансов много; кто – еще до игры – не побеждает расчетом, у того шансов мало. У кого шансов много – побеждает; у кого шансов мало – не побеждает; тем более же тот, у кого шансов нет вовсе.
По правилам ведения игры наилучшее – сохранить свои ворота в целости, на втором месте – сокрушить ворота противника.

Поэтому самая лучшая игра – разбить замыслы противника; на следующем месте – разбить его союзы; на следующем месте – разбить его команду.

Правило ведения игры гласит: если у тебя сил в десять раз больше, чем у противника, окружи его со всех сторон; если у тебя сил в пять раз больше, нападай на него; если у тебя сил вдвое больше, раздели его на части; если же силы равны, сумей с ним сразиться; если сил меньше, сумей оборониться от него; если у тебя вообще что-либо хуже, сумей уклониться от него. Поэтому упорствующие с малыми силами делаются пленниками сильного противника.

Тренер для команды  все равно, что статор (тренер) для  электродвигателя (клуб)  приводящий в движение ротор (команду) и если индуктор у статора поврежден то ротор вращаться не будет.

Когда тренер, не зная, что такое тактика современного футбола, руководствуется игровым из прошлого века опытом,то как правило командные действия  приходят в смятение.

Поэтому знают, что победят в  случаях: побеждают, если знают,  когда пользоваться и большими и малыми силами; побеждают там, где высшие и низшие имеют одни и те же желания; побеждают тогда, когда сами осторожны и выжидают неосторожности противника; побеждают те, у кого тренер талантлив, а клуб не руководит им. Эти положения и есть путь знания победы.
"Законы тактики", первое – знание, второе – умение, третье – уверенность в своей правоте, четвертое технически и психологически  сыгранный коллектив рождает победу.
Поэтому, когда  коллектив сражался и побеждал, это не расходилось с его расчетами. Не расходилось с его расчетами – это значит, что все предпринятое им обязательно давало победу; он побеждал уже побежденного.
Поэтому, оценивая противника, узнают его план с его достоинствами и его ошибками; воздействовав на противника, узнают законы, управляющие его движением и покоем; показывая ему ту или иную форму, узнают место его жизни и смерти; столкнувшись с ним, узнают, где у него избыток и где недостаток.