Притча о ниспосланных дарах

Вадим Кулик
 Захотел один человек узнать, какое благо на свете дарует полное наслаждение жизнью. Посмотрел вокруг, видит – царь со свитой по городу прогуливается.

- Быть царём, вероятно, и есть самое приятное благо на свете, - решил он, - все почёт оказывают, угодить желают. Жизнь опять-таки не где-либо проходит, а в самом царственном замке. Кушанья на золотых подносах, перины пуховые. Вероятно, лучше не бывает!

 Однако захотел убедиться в этом. Подошёл к царю, да и спросил, о чём думал. Царь посмотрел кругом, слуг подальше отодвинул, да и отвечает шёпотом:

- Что ты! Такое благо только с виду приятное, а на деле – наказание, да и только. За спиной у меня бесконечные заговоры строятся. Замок, хоть и охраняется люто, да спокойно спать на перинах пуховых ну никак не получается.  Прогуляться без охраны, и то не могу, - всплакнул царь, - не было бы моё дело наследственным, так отдал бы тебе, как есть, да ещё спасибо сказал!

 Удивился человек, но царю поверил. А коли так, принялся дальше искать благо. Смотрит – идёт навстречу богатый купец. Одежды дорогие, жена молодая. «Вот у него, наверно, всё очень приятно выходит», - подумал он, и подошёл с таким вопросом.

 Посмотрел купец на человека, почесал затылок, да и отвечает:

- Всё было бы так, да вот забота о богатстве покоя не даёт. Бывает, ночи напролёт не сплю, всё думаю, как его сохранить, да умножить. На пирах званных, и то мысли такие не оставляют! – пожаловался он.

Посочувствовал купцу человек, да и пошёл дальше. День идёт, два, видит – сидит под деревом монах. Люди мимо проходят, кланяются ему в ноги. Не дать ни взять, святой.

- Так может в этом, благо великое? – подумал человек, и подошел к монаху с таким вопросом.

- Эх, мил человек! Мне благо на этом свете не положено. Я ведь только о вас молюсь, а сам обхожусь, чем придётся.

 Пошёл дальше человек. Идёт, а по пути  расспрашивает всех встречных – кто из них во благе живёт усладительном. Кого уже только не встретил, даже артистов бродячих, и то расспросил, а нужного не нашёл. Каждый чем-нибудь, да был огорчён. Пришёл в город, на рыночную площадь, а на ней шут людей веселит, и сам смехом заливается. « Ну, - подумал человек, - этот уж точно весело живёт. Наверно, в этом и заключается благо!».

 Подошёл к шуту, спросил, о чём думал, а шут ему и отвечает:

- Экий, ты, брат невнимательный. Неужели так и не понял, что нет в жизни блага, без огорчений. Посмотри на мои глаза, и увидишь в них слёзы!