Красная шейка

Вадим Светашов
                Красная шейка.

          Проезжая у деревни Щелконоговой по мосту через речку Айбу заметил двух мальчиков и девочку лет десяти – двенадцати.  Они стояли на берегу речки метрах в двадцати от моста, и нагнувшись, рассматривали что-то внутри густого ивового куста. Я заинтересовался, поставил машину на обочину и пошёл к ним. Приблизившись, услышал, что они азартно, но негромко о чём-то спорят. Меня они заметили, когда я подошёл совсем близко. Ребята испуганно замолчали, а старший мальчик шагнул ко мне и сказал:
          -- Дяденька, здесь в кусту гнездо какой-то птички с тремя яичками, но мы его не трогали. А сейчас заспорили, что нам делать. Подождать, когда прилетят птички или уйти отсюда подальше. Нам, конечно, интересно, какие это птицы, но ведь мы можем их напугать, и тогда птички могут бросить гнёздышко.
          -- Ребята, давайте сделаем так: вы мне показываете гнездо, а потом мы вместе решим, как нам лучше поступить.
          Девочка отодвинула две длинные ветки и подбородком показала внутрь куста. Я подошёл ещё ближе и наклонился. Да, такого гнезда мне видеть не приходилось. Оно располагалось на невысокой кочке среди ветвей и напоминало собой неполный шар с боковым входом. Построено из сухих ивовых листьев, травы и мха с примесью небольшого количества шерсти. Солнце светило с этой стороны куста и в лотке чётко просматривались три голубовато-зеленоватых яйца с редкими красными крапинками.
          -- Давайте сделаем так, -- посмотрел я на притихших ребят, -- сейчас отойдём от гнезда подальше, а то птицы к гнезду не подлетят и могут действительно его бросить. Если бы кладка была полная, а это пять-семь яиц и самка приступила к насиживанию, тогда бы она, вполне возможно и не бросила, а так запросто может. Я понаблюдаю из машины в бинокль, и тогда мы узнаем, кто хозяева этого гнезда. Если хотите, забирайтесь в машину!
          Ребятишки с удовольствием, толкаясь пролезли внутрь. Я открыл  дверцу и настроил бинокль. С такого расстояния мне был виден каждый листочек на иве, и даже само гнездо смутно просматривалось расплывчатым серым шаром. Ждать пришлось недолго. Уже через десяток минут заметил движение в ветках. Буроватая птичка, величиной несколько меньше воробья, перелетая с ветки на ветку, приблизилась к гнезду и заглянула в него. Но залезать в него не стала, а взлетела на сухую ветку и запела. Какая это была песня! Быстрый щебет перемежался со звонкими трелями. Песня очень напоминала голос обыкновенного соловья, только в ней отсутствовали щелчки, и она была короче. Иногда в песню как бы вплетались голоса других птиц. Но соловей не поёт в полдень, а только на зорях и по ночам! Кроме того, соловей во время пения сидит спокойно, задрав голову и раздувая горлышко. А этот медленно поводил хвостом вверх–вниз и трепетал крылышками.
          Птица сидела открыто, и мне удалось хорошо рассмотреть её. Оливково-бурыми были только голова, спина, хвост и крылья. Низ тела – светлый, сероватый. На глазах чёрная маска. Белые «брови» и «усы». Особенно большим ярко-красным пятном выделялось горло. Грудь под этим пламенеющим пятном выделялась тёмно-серой широкой каймой. Только теперь я понял, что передо мной соловей-красношейка, родственник обыкновенного или восточного соловья. Птица у нас очень редкая, живущая в Сибири и на Дальнем Востоке. В наших краях проходит западная граница её ареала. И вполне возможно, что мы одни из первых увидели эту птицу в Свердловской области, так как раньше я не встречал даже упоминаний о ней.
 
          Об этом я рассказывал ребятам, разглядывая диковинную птицу. Затем отодвинулся и передал бинокль старшему мальчику. Тот долго настраивался, но от моей помощи отказался. Потом передал его младшему и помог обнаружить красношейку в объективе. Наконец, бинокль перешёл к девочке,
но она  не могла настроиться. А когда же увидела птицу, заявила, что никакого красного горла не видит, а горло вовсе белое.
          Я буквально отобрал у неё бинокль и приблизил к глазам.
Красношейный певец на прежнем месте продолжал распевать свою песню. А ниже его по веткам скакала небольшая буроватая птичка. Вот она достигла гнезда и на миг повернулась ко мне. Точно! На месте красного пятна оказалось контрастное белое. Птица прыгнула на бортик гнезда и скрылась в нём. Видно было, как она по-хозяйски устраивается на яйцах. Я перевёл дух. Это, наверняка самка. Ничего другого не придумаешь.
 
          Я сказал ребятам, что это прилетела самка и забралась в гнездо.  Теперь к гнезду подходить ни в коем случае нельзя, иначе гнездо будет заброшено, и птицы улетят насовсем. Они пообещали вовсе не тревожить красношеек и не подпускать других.
          Второй раз я побывал у гнезда соловьёв через месяц и нашёл его пустым, но хорошо сохранившимся.  В лотке оставалось немного сухого помёта. Так бывает, когда подросшие птенцы окончательно покидают гнездо и начинают самостоятельную  жизнь.  Очень пожалел, что не познакомился с ребятами поближе.  Может быть, узнал  бы что-либо новое об этих редких птицах. Поспрашивал у знакомых в деревне, те у соседей и, наконец, узнал, что у одних стариков целый месяц гостили внуки из Тюмени. Погодки: два мальчика и девочка. Несколько дней назад уехали.  Так и оборвалась эта тоненькая ниточка.