Аллан Эдгар По

Лев Вишня
В прозе на меня больше всего повлиял Иван Тургенев (именно его диалоги я «штудировал»), а в поэзии - сначала Сергей Есенин, потом Франсуа Виньон. Но стиль мой как в прозе так и в поэзии ближе всего к творчеству другого автора, а именно Алана Эдгара По. Великого американца почитал в 15 лет и самым большим впечатлением тогда стал рассказ «Золотой жук».
 

Этот рассказ просто ошеломил меня так, что я перечитал его пять раз подряд в течение одного месяца и был зачарован. То как раскручивается сам механизм разгадки головоломки, расследования и финал… Слой за слоем как в луковице.
Поэтому, когда спустя год мне подарили книгу (тонкую с невыразительной обложкой), то я ее одолел от корки до корки за пару дней. Все рассказы понравились, все до единого! Не менее приятное впечатление только потом произвели фантастически рассказы Генри Каттнера и Роберт Шекли, но это другая тема.
У меня есть рассказы в перекличке или в конфликте с творчеством других великих авторов («Страшный сон философа», «Игруны в супермаркете» и  «Зеленоглазое такси»), но ни один из них не является ни фанфиком, ни подражанием.
А вот начало романа «Кора Клаузурис» (первая глава): http://www.proza.ru/2016/11/20/2129 именно и буквально идет как фанфик рассказа «Убийство на улице Морг» https://briefly.ru/po/ubijstva_na_ulice_morg/ причем вы можете даже сравнить насколько глубоко тут проявилось мое поклонение творчеству Эдгара По. Сравнить начало обоих рассказов и прямую ссылку в моем тексте на творчество американца.
Этот фрагмент даже участвовал в «конкурсе фанфиков». И это у меня единственный исключительный случай.


Какие удивительные факты из жизни американца я могу привести? Это будет не из Википедии и искать там сие бесполезно:
1. Ему приписывают немного больше, чем он создал на самом деле. Он открыл две вещи: «детектив» как жанр прозы и «улалум» как жанр поэзии. Все остальное: хоррор, триллер и саспенс с его именем напрямую не связаны, но он участвовал в разработке этих жанров и творил в них.
2. Безусловно причиной (основными стимуляторами) его творческого скачка была личная финансовая бедность и болезнь супруги – Вирджинии По. Причем второе повлияло намного больше чем первое. Могу сказать даже более определенно, если бы не болезнь и смерть супруги, то Эдгар так и остался редактором разных журналов или подрабатывал критикой, но как самостоятельный автор не сформировался. Влияние «темы Вирджинии» (по-другому «Темы Ленор») – просто красная линия в творчестве Эдгара По.
3. Несмотря на бедность, По всю жизнь находился на вершине американского литературного Олимпа и его рассказы и стихи при жизни перепечатывались сотни раз и переводились на множество языков (это практически все европейские языки, включая русский и половину языков Азии, включая японский и китайский). При этом он был автором в раскрутку творчества которого ни один человек не вложил буквально ни цента. Малоплодовитым и некоммерческим. Довлатов дает гениальное определение: «есть люди, у которых всегда будут деньги и есть люди, у которых их никогда не будет, независимо чтобы с ними не произошло». Эдгар По относился четко ко второму случаю.
4. При жизни Эдгар По испытал помимо славы невероятную просто неистовую зависть кромешного числа бездарностей и всяких разных литературных деятелей, о которых никто сейчас не вспомнит, кроме как контекста «такой-то критиковал и обзывал По». Эдгар По подвергался травли при жизни, но намного сильнее его имя постарались очернить сразу после смерти, можно сказать, что на некоторое время его имя подверглось в США остракизму и было предано анафеме. Но... влияние гения на новеллистку было настолько мощным, что в итоге весь этот «остракизм» пошел прахом уже через 5-10 лет, а всех кто его травил при жизни и после смерти – всех забыли с концами!
5. Эдгар По известен не только как писатель, но еще и автор шифров и кодов. «Шифр Эдгара По», математический код, написанный им незадолго до смерти был разгадан только в начале нулевых. До сих пор По считается специалистами одним из «отцов» криптографии. Стоит заметить, что чисто с читательской точки зрения «Пляшущие человечки» Конана Дойля не идут ни в какое сравнение с написанным за семьдесят лет до этого «Золотым жуком». Это просто несопоставимые по уровню самого раскрытия темы рассказы!
6. Эдгар По нельзя назвать «чрезвычайно плодовитым автором». По-моему кроме статей суммарно все его творчество (повести и рассказы) - это примерно 20-22 АЛ (70 новелл и две повести). Еще у него было около сорока стихотворений (к вопросу о том, сколько должно быть стихов у гения). Но скажу честно, не существовало в истории литературы автора с таким КПД влияния на творчество других. Ни одного автора в истории литературы не процитировали так много и изучили так подробно, как Аллана Эдгара По. И ни у одного автора не было столько подражателей и последователей, причем не только на родине, но и во всем мире. Даже влияние Шекспира тут намного скромнее. Влияние Эдгара По в литературе сравнимо с влиянием Пола Морфи в шахматах.
7. В хорроре Эдгар По работал всегда только сюжетом. Атмосферность была вторичной и часто просто отсутствовала как инструмент. Например, в рассказах «Лягушонок», «Ты есть муж, сотворивший сие» и «Продолговатый ящик»  ее просто нет (там скорее даже антиатмосферность, то есть нарочито безоблачный фон, который подводит читателя к страшному финалу), а в рассказах «Падение дома Ашеров», «Бочонок амонтильядо» или «Вильям Вильсон» - атмосферность просто оформляет сюжет, подает его читателю в нужной автору обвертке, но главное там все равно сюжет и внезапные перемены. Эдгар По - автор сюжетов-парадоксов и сюжетов-перевертышей. У него «страшно» даже там, где нет ни одного грубого слова и ни одной капли крови в кадре. Поэтому когда один из критиков хотел задеть Стивена Кинга он не нашел ничего лучше чем сказать: «Это не Эдгар По! Его творчество не может быть признанно классикой!».
 
От себя могу сказать, еще, что смерть великого классика новеллы была также удивительна и перекликалась с его творчеством. Очень похоже на то, что он не умер, а впал в летаргический сон. И эта тема, тема погребения заживо и летаргического сна серьезно повлияла потом на многих авторов, например Герберта Уэллса в романе которого «Когда спящий проснется» в качестве главного действующего лица приводится персонаж весьма похожий и внешне и по характеру на великого американца. Тема «заснувшего спящего» - один из маркеров всей англосаксонской литературы.
 
С уважением,
 
Лев Вишня