Медуница

Сёстры Рудик
       Завёл себе медведь пасеку. Уж больно до мёду он был падок. Сладость эту больше жизни любил. Бывало, объестся так, что чуть не лопнет! Да посидит, посидит, поглядит, поглядит на янтарные заманчивые остатки мёда, кое-как вздохнёт и снова лапу макает в миску и сосёт её с наслаждением.
       Сладкая жизнь у мишки, однако, ключом била недолго. Повадился кто-то у него по ночам из уликов мёд воровать. Запереживал косолапый нешуточно: сон потерял, покоя лишился, аппетит совсем у него испортился. Да и где же быть этому аппетиту, если мишка наспех проглотит чего-нибудь и побыстрее на пасеку бежит улики сторожить. От переживания у него даже отрыжка появилась.
- Потапыч, что это с тобой? Хрюкаешь, как кабан! – пробегая мимо, остановилась лисица.
- Не до смеху мне, рыжая, – отмахнулся медведь и поведал ей свою беду: – Мёд у меня пропадает, вот и не спится мне и не естся!
- Да-а, действительно беда, коли сладкая жизнь испорчена, – посочувствовала лисица и говорит: - А ты, косолапый, не слышал, что моя бабушка самая лучшая знахарка была? Всё заговаривала! И знахарство её мне передалось. Ведь я на болотной водице гадаю и всё про всех знаю, как на духу!
- Ну так гадай скорей, рыжая, кто меня разоряет! – взмолился медведь и даже посулил: - Найдёшь вора, колоду мёда получишь!
- Ну хорошо, коли так, - согласилась лисица и привела его на болото.
       Там она зачерпнула в черепок воды с ряской и покрутила её сучком. Затем, дунула, плюнула в черепок и ахнула:
- Ахх! Смотри, медведь, вот она – Медуница твоя вороватая – ЗАЯЦ!
- Ооё-ёй! – простонал медведь и закручинился: - Как же мне его поймать-то, лисонька? Он очень быстро бегает.
- Так я же тебе и помогу заговорами, – сверкнула лисица глазами. – Ты сторожи злодея возле его норы, а я тем временем твою пасеку волшебным дымком окурю, от воров позаговариваю.
       Так и сделали. Как только на лес опустились ночные сумерки, медведь прокрался к заячьей норе и засел в кустах напротив. Долго он сидел не шелохнувшись, вглядывался на вход норы. Ноги у него затекли, загривок заломило, а он всё терпит – боится зайца вспугнуть, когда тот из норы мёд воровать полезет. Очень осторожный косой, коварный.
        И вот так сидел, сидел медведь, да и не заметил, как уснул. И снится ему, будто вылез из своей норы заяц, а уши-то его все в зелёной ряске, с длинных усов мёд ручьями стекает, а хвост почему-то не заячий – короткий, а здоровый, пушистый, рыжий – лисий! Подошёл косой к медведю и давай его этим хвостом колотить, как дубиной и кричать:
- Эй, толстопятый! Ты чего тут застыл? Или места другого для спячки не нашёл? Так храпел, что спать невозможно было!
       Как подскочил тут медведь, а его и впрямь заяц дубиной по боками лупит – никак не добудится. Только уши у него не в ряске и хвост не лисий, а пуговкой-пуховичком. А заяц ему ещё и кричит:
- Уходи от моей норы, не пугай зайчат! А то свой мёд почти весь съел, половина пустых уликов валяется, и теперь небось на мои сладкие груши и яблоки пасть разинул!
       Услыхав за ограбленные улики, медведь бросился на пасеку. А там злые пчёлы стаями носятся, своих обидчиков ищут. Прибежал медведь к лисице, ревёт:
- Как так получилось?! Ты мне обещала за пасекой присмотреть, а меня опять ограбили! Да ещё и трусливый заяц дубиной отходил!
- Ох, медведушко! – схватилась лисица за сердце. – Только я твою пасеку окуривать начала, беда нежданная приключилась. Пришлось волку всю ночь зубы заговаривать. Полез он в деревне за овцой в овчарню, да от барана по морде так получил, что половина зубов у него вылетела!  А волку, сам знаешь, без зубов никак нельзя. Сразу с голоду подохнет!
- Ну да, - печально смирился медведь и поведал ей о своей неудаче.
- Э-э! Засоня! – укорила его лисица и говорит: - Пока ты спал, заяц твой мёд и воровал. Медуница – она, брат, зараза страшная! Один раз медку попробуешь, и будет тянуть на него каждый раз, – она даже облизнулась и велела: - Так что, не спи, а стереги косого в оба глаза!
       И они заново договорились на заговор пасеки, за что лисица запросила с медведя две колоды мёду.
       На следующую ночь медведь опять засел напротив заячьей норы, только с другой стороны. А чтобы не заснуть, насыпал себе под зад шишек поколючее и репьёв поздоровее. За ночь исчесал весь зад, а под утро уснул так незаметно и крепко под птичьи песни, что на его храп вылезло всё семейство перепуганных зайцев. Долго бы они будили глупого медведя, если б не две закадычные кумушки – сорока и сойка. Они летели мимо, уселись передохнуть на ёлку и стали переговариваться между собой по секрету на весь белый свет.
- Медведя-то нынче совсем разорили! – трещит сорока. - Между нами, говоря, глупый он, как телёнок! У него по ночам на пасеке дым коромыслом, пчёл выкуривают и мёд выносят, а он в это время на заячью нору таращится!
- Я тебе, кумушка, даже больше доложу – это он за зайцами охотится! – трещит сойка и удивляется: – Кто-то его хорошо убедил, что косые у него мёд воруют. А зайцы-то ведь одну морковку, капусту, яблоки да всякую траву едят. А за мёд я ни разу не слышала.
- Морковка морковкой, а у медведя на сегодня один улик мёда остался! – отозвалась сорока, и они полетели дальше.
       Услышав про улик, медведь сразу и проснулся. Кинулся он на пасеку, только пятки замелькали! Бежит, ног под собой не чует! Не заметил, как с разбегу на волка налетел.
- Ты что, медведь, дороги не видишь?! – оскалив зубы, выскочил из-под его ног волк.
- По делам бегу, серый! – приостановился медведь и посочувствовал, глядя ему в зубы: - Как твои зубы-то, поправились?
- А чего это моим зубам поправляться? – не понял волк.
-  Ну тебе же, вроде, деревенский баран половину их выбил? – насторожился медведь.
- Вот это новости! – разинул волк пасть и даже челюсть пощупал: - Кто это про меня такие слухи распускает? Я за овцами не охочусь с тех пор, как к ним свирепого волкодава приставили.
       И он пошёл своей тропой, оставив медведя в раздумье. Тут на сосну прилетела старая тетеря, и косолапый давай ей жаловаться на все свои беды. Тетеря ему и говорит:
- А ты нынче лисицу послушай, что она велит тебе делать, а сам сделай всё наоборот: не зайцев сторожи, а на пасеке засядь. И Медуницу свою сразу увидишь!
       И тетеря улетела по своим делам. Медведь не очень-то понял загадки пернатой старухи, но так и сделал, как она научила.
       За свои услуги на этот раз лисица запросила мёду три колоды. А как пришла ночь, медведь сделал вид, что ушёл к заячьей норе, а сам прокрался в кусты бузины, что вокруг пасеки разрослись. И не успел он, как следует усесться, как на делянку прыгнула лисица, запалила веник белены, крышку с последнего улика сбросила и давай из него пчёл выгонять! Сама горстями мёд поедает и приговаривает:
- Сторожи, сторожи зайцев, косолапый дурень, а лисица-медуница медку полижет!
       Тут-то медведь и понял, о чём говорила ему тетеря! Так же стало ясно и про волчьи зубы, и болтовня длиннохвостых трещоток разъяснилась. Взял он тут дубину поувесистее, выскочил на делянку, схватил лисицу за хвост и давай её колотить и приговаривать:
- Ты лисица-медуница, а я медведь-медун! Я очень люблю мёд покушать! Ох, как люблю!! Шибко люблю!!!
       Отдубасил он рыжую плутовку, раскрутил за хвост и забросил подальше от пасеки! А потом опозорил на весь лес за наглый обман и воровство. Никто больше плутовке не верил и свою беду ей не доверял. Пришлось ей после этого идти по деревням кур воровать. Там её – пакостницу, ещё не знали. Ну а как узнали, так и оттуда в три шеи стали гнать капканами да собаками.
       Мишка же лучше прежнего пасеку поправил и зажил припеваючи. И уж больше никому не доверял её сторожить. Коли что ему померещится, сам в бузине с дубиной засядет и стережёт. После такого туда лезть у всех охота пропала. А Мишка после всех своих бед другим советовал:
- Доверяй, но проверяй, особенно, когда у тебя пропадает, а с тебя ещё и мёду втрое больше просят за твою глупость!

(Калининград/г.Пионерский 2016)
(фото из инета)