Удивление Водоход-2017, третье, Онежское

Еквалпе Тимов-Маринушкин
3-я часть: «Про Кижи, Петрозаводск и циклон, всё время нагоняющий нас в Пути»
Из серии рассказов: «Случайные записки» или «Ну, как?»

     Всё-таки это крайне удивительно в конце лета бежать прочь из Питера от неминуемо быстро надвигающейся осени, продлевая хоть на чуть-чуть теплые солнечные дни. Всю ночь и пол утра мы спешим вначале по Свири, а затем уже и по Онеге на восток, подальше от надвигающего с запада мощного циклона, всё время нагоняющего нас.
     Подъем в третий день путешествия нашу расширенную туристическую группу застал посреди бескрайнего озера: берегов нет, горизонт чист, погода прелесть, сиреневая вчерашняя туча безнадежно отстала. В общем, Онега-батюшка…
          …нас встретил
          ярким солнцем и волной.
          И мы, поднявшись на рассвете,
          в Кижи спешим узреть покой.
     Но прежде, как и вчера через десять минут после подъема – сегодня он гуманно на час позже вчерашнего в 07.00 – зарядка с Раисой на Солнечной палубе, утренняя «Зумба» с шоу-балетом «Дежавю», душ в каюте и любимый «шведский стол» в ресторане «Ладога».
     И вот на горизонте появляется остров, а там…
          …леса не сняли с Преображенской,
          и купала ещё не все
          вернули к свету у онежской
          воды, что плещет везде...
     В Кижах мы, так уж получились, в третий раз и всегда застаём что-то новое, незабываемое. В этот раз из-за того, что всё здесь нам знакомо мы выбираем для исследования не территорию монастыря, а деревни острова – их тут три, немало.
     Влюбленная в остров девчонка-экскурсовод водит нас по ранее нехоженым нами тропинкам, холмам и старинным карельским избам величиной с порядочный современный четырехэтажный коттедж. Попутно, увлекшись, она показывает свой такой домище, в котором проживают теперь все экскурсоводы, рассказывая о сегодняшнем их, своём быте, распорядке дня, попутно показывая огородики, где они ради забавы выращивают овощи, клубнику, а заодно и холмы, лес, болото с волшебной северной ягодой – морошкой. Мы, заслушавшись, увлекаемся и времени планируемого нами для купания на острове – в прошлом году нам показали шикарный пляж здесь (читай «Удивление Водоход-2016») – совсем не осталось.
          Наш пароход бежит, спешит,
          в кильватер, встав к соседу,
          ему кивают камыши,
          а он гудит: "Приеду
          ещё ни раз, ни два, ни три,
          речной сезон в рассвете.
          И наш круиз весь впереди:
          в Петрозаводск мы едем.
     Всё замерло. Теплоходы мягко скользят по воде, деревянные купола удаляются, а косая волна от них лениво расходится в разные стороны, накрывая камыши, а те, ныряя под волну, действительно будто кланяются нам, подпрыгивая один за другим на ней. Мы стоим на верхней палубе и почему-то грустим без всякого повода, в голову лезут странные мысли, к примеру, о том, что…
          …у парохода запах свой
          у каждого, возможно,
          но уловить его порой
          туристу очень сложно…
     «Кронштадт» пятый посещаемый нами теплоход проекта 301. Мы помним их все и, что очень удивительно, они такие разные! У каждого свои плюсы и минусы относительно друг друга. У каждого своё особое лицо, запах и… вкус, ну, кухня, то есть. На «Кронштадте» она отменная. Время обеда, и в 14-00, оторвавшись от волшебного созерцания, мы спешим в ресторан «Ладога» к нашему отдельному столу на всю нашу расширенную туристическую группу. Надо хорошенько подкрепиться, впереди новая встреча с Петрозаводском. В этот раз в отличие от двух предыдущих посещений…
          …в Петрозаводске солнечно, светло,
          нас город встретит хлебом с солью,
          не то, что в прошлый раз, тепло,
          на набережной будет много воли:
          людей, приятной суеты,
          экскурсовод неспешен и нескущен,
          Онега весела, в ней море красоты,
          и танцев круг детей приятен, нужен.
     Маршрут движения практически тот же: набережная с великолепным памятником Петру Великому и надписью с благодарностью туристам за приезд; необычными скульптурными композициями – подарками городов побратимов в виде дерева с ухом желаний, библейской аллегорией из двух рыбаков забрасывающих в море сеть и, на сей раз, автобусной прогулкой, по городу. Новое удивление одно – нет! – пожалуй, что два: первое – это концерт детского коллектива танцев в Петрозаводском театре, а второе – экскурсоводы. Точней не сами экскурсоводы, а сложившаяся у них тенденция или – как там теперь принято говорить на английский манер? – «тренд» (ох не люблю это слово) ведения рассказа о своём интереснейшем городе, на бесконечно красивом берегу Онежского озера. Теперь, прослушав их рассказ в третий раз, пора, думаю, и удивиться ему.
     Но, вначале про театр: он сам по себе очень интересен, огромен, что наш БДТ, и красив. К тому же здесь вначале пятидесятых ставил свои первые постановки неподражаемый и любимый нами Исаак Штокбант, ныне действующий девяностодвухлетний главный режиссер питерского театра Буфф (читай раздел «Пересказки»). Да и сами народные карельские танцы в исполнении детского коллектива нам очень, очень понравились.
     Теперь к стилю рассказа экскурсоводов! Почему-то все они говорили о городских скульптурных и архитектурных композициях в некой странной уничижительной манере: Ленин с головой негра, Киров – уродлив, театр – несимметричен, космические часы вокзала – неуместны, златоглавый храм – неправильно сверкает, Андропов – поставлен не там, а Державин – вообще сбежал. Удивлен! И не согласен. Мне все эти огрехи не кажутся таковыми, а поистине детективная история с великолепнейшими памятниками Кирову – о ней в следующем удивлении – вызвала подлинный интерес, как, впрочем, и сама эта, несомненно, яркая политическая малоизученная и в тоже время известнейшая личность из почему-то усиленно забываемого нами периода нашей истории
     В некотором смятении от увиденного, услышанного, мы спешим на пароход. Там, на Солнечной палубе при отчаливании нашего судна от пирса под звуки волшебного голоса Лидии Клемент по громкоговорящей связи, мы понимаем, что…
         …и вправду – Карелия станет сниться,
         когда закончится недельный наш круиз,
         в неё нельзя, ну, не возможно не влюбиться,
         она души неведомый каприз...
     Всё, мы снова в пути, на теплоходе течет привычный и приятный круговорот событий: ужин, концерт, фильм, бар «Панорама», Солнечная палуба, с которой в вечерних сумерках на западе вновь появляются предвестники осени, во всяком случае, мы снова видим, что…
         …гроза спешит за нами вслед,
         там за кормой в кромешной тьме мелькает.
         Быть может, чудится сей бред?
         Никто из нас на палубе не знает.
     Завтра мы окажемся в самой северной точке Онеги, в город Повенец, в каких-то двухстах километрах от Белого моря, Ледовитого океана, тундры, вечной мерзлоты. Подумать только, что именно там нас будет ожидать последний день лета этого 2017 года, впрочем, день в плане удивлений окажется совсем не летним, радостным, а крайне трудным, незабываемым…


Автор благодарит своего критика (ЕМЮ) и приносит извинения за возможное совпадение имен, мыслей и диалогов в этом, безусловно, художественном литературном сочинении по следам реальных встреч и событий, случившихся в августе 2017 года и теперь осенью.
07.12.2017г.