Практика неофита. Духовное очищение

Михаил Майтрин
Отрывок. Сырой черновик.

   Завершая тему «духовного очищения», я не стану перечислять примеры известных Духовных практик, а хочу предложить вам обратить внимание на книгу Йозефа Бройер и  Зигмунд Фройд «Этюды по истерии».  Именно здесь описан хрестоматийный случай  с «фройляйн Анной О», который упоминается во все справочниках по психоанализу, как пример исцеления физического тела, через «очистительную» процедуру «воспоминания».
    Цитата из резюмирующей части выше предлагаемого источника: «<…>  Нами был обнаружен терапевтический метод, который оказался очень эффективным на практике. А именно, мы нашли, к нашему огромному удивлению, что отдельные истеричные симптомы мгновенно и безвозвратно исчезают, если у пациента удаётся в полной мере пробудить воспоминание о вызвавшем их к жизни событии, да при этом еще вызвать сопровождавший мучительную сцену аффект  <…>» Конец цитаты.

    Подчеркну. Симптомы мгновенно и безвозвратно исчезают, если у пациента удаётся пробудить воспоминание о  событии и  вызвать эмоциональное переживание по этому поводу.   

    Теперь давайте вспомним  обряд исповеди в христианстве. Известно, что он состоит из двух частей.  Первая часть, рассказ о прегрешении и вторая - раскаяние в своём неблаговидном поступке. То есть -  «воспоминание» и «эмоциональное переживание».  Тот же психоанализ.
    Такая аналогия наталкивает на мысль, что процесс «очищения», можно «моделировать» путём определённых психологических приёмов. Вспомните  сектантские или корпоративные практики, где участников подвергают различным оскорблениям и унижениям пытаясь спровоцировать эмоциональные переживания. Это методики того же порядка.

    Понимая особенности процесса «очищения», зададимся  вопросом, можем ли мы таким способом получить благодать Святого Духа по примеру христианских апостолов?  Теоретически да. 
    Есть ещё один аспект,  где психоанализ предложит варианты ответов на вопросы оккультного характера. Обобщив работы З. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера и И.П. Павлова, можно сказать, что они объясняют и дополняют многочисленные оккультные догматы.  Учитывая опыт психологии и нейробилогии, появляются возможности для  объективной оценки  духовных (медитативных) практик. Проявив немного фантазии, неофиту не трудно самостоятельно планировать и выстраивать свою практическую (медитативную) деятельность, не эксплуатируя примеры  духовного атавизма  и откровенного мракобесия.

    Если попробовать представить механику образования «щита», который не пропускает Святой Дух  в Сакральное Сердце человека, то можно воспользоваться следующей аналогией. 
    Психоаналитика утверждает, что все наши нереализованные желания, непроявленные эмоции, отвергнутые навязчивые идеи, мысли, уходят в  нашу область Бессознательного. В естественных условиях Бессознательное освобождается от этих «продуктов жизнедеятельности» через сон.  Бывают случаи, когда под воздействием ряда причин, допустим, нереализованные желания, скапливаются в подсознании  так же, как хлам на подоконнике мешающий солнцу освещать всю комнату.    Чем больше «материала» скопилось в этой области, тем больше физиологических недугов может у нас  проявится. В результате терапевтических процедур, Бессознательное  освобождается и недуги исчезают. Таков механизм. 

    Здесь надо отметить ещё один интересный момент, который подробней мы рассмотрим в процессе работы, а пока просто как факт, заслуживающий внимания.
Психоаналитика рассматривает нереализованные  желания как некую очередь мыслей и эмоций, толпящуюся перед «сценой» Сознания и ожидающую реализации в какой то сознательной форме. Сравним эту «картинку» с представлениями оккультистов о Карме. Вот что пишет Е. П. Блаватская,  разъясняя термин «Скрытая Карма»: «Если бы мысли и желания наши были однородны, не стояли бы во внутреннем противоречии и не сталкивались постоянно с сопротивлением среды, последствия их проявились бы непосредственно. Но наши поступки, желания и мысли противоречат так сильно одни другим, что только немногие из зарожденных ими последствий могут проявиться одновременно. Остальные будут ждать своей очереди. Таким образом, в течении веков мы нагромождаем причины, которые не могут осуществиться до времени, и мы всегда живем под влиянием двойной совокупности Кармы: одна проявляется, а другая ожидает - как бы в тени - случая, чтобы проявиться».
   
   Дальше я хочу Вас спросить: «Не кажется ли Вам, что догмы психоанализа, перекликаются с догматами тибетского тантризма версию которого, Е.П.Б.  транслировала мировому оккультному сообществу»? Вспомните, Фрейд говорил, что наши нереализованные желания и эмоции скапливаются в области Бессознательного и служат причиной возникновения различных психических отклонений. То же самое говорит Е.П. Блаватская: <…>  «Наши поступки, желания и мысли  <…> будут ждать своей очереди, <…> и мы всегда живем под влиянием двойной совокупности <…>.  То есть если наши «столпившиеся» желания, эмоции и мысли будут реализованы, то мы «избавимся» от груза негативных следствий.
    Здесь есть над чем подумать. Это не значит, что психоанализ даст нам «очищение», или каким-то образом «исправит» нашу Карму, хотя при определённых условиях, и он поможет.

    Вернёмся к теме «духовного очищения».  Описанный выше механизм достижения катарсиса, не будет  «работающей моделью», если не учесть, кроме всего прочего, фактор «коллективного бессознательного». Искушенный читатель может напомнить мне о существовании таких понятий как  «эгрегор» или «хроники Акаши» но, что бы ни уклоняться от основной темы  мы отложим рассмотрение этих тем на более поздний период.

     Прежде всего, о Бессознательном.  Предлагаю цитатату : « <…> Р. Сперри <…> изучал поведение больных после перерезки у них мозолистого тела , соединяющего два полушария между собой<…>. Сперри показывал таким больным изображение какого либо объекта (например, яблока или ложки) в правую или левую половину поля зрения. Если информация поступала в левое полушарие, пациент всегда отвечал правильно: «это яблоко» или «это ложка». Если то же самое изображение поступало в правое полушарие, то больные ничего не могли назвать – в лучшем случае они говорили, что видели вспышку света. <…> Тем не менее, больные были способны в ответ на такое предъявление выбрать на ощупь левой рукой <…> из разных предметов именно то, которое им было названо. <…> Если испытуемому предъявить в левом зрительном поле  изображение обнаженной женщины, то он дает несомненную эмоциональную реакцию, хотя и не в состоянии сообщить экспериментатору, чем она вызвана. <…>.

    Такой пример можно принять как доказательство того, что правое полушарие отвечает за  возможности бессознательного восприятия. Хотя  узкая локализация  фрейдовского бессознательного в определённой части головного мозга, есть упрощение, но ради общего целого деталями можно пренебречь.

    Теперь о коллективном бессознательном. На заре психоанализа считали, что этот аспект умственной и эмоциональной  деятельности человека, является   носителем опыта исторического  развития человечества, передающегося по наследству через мозговые структуры. В  оккультизме есть схожий по значению термин «родовая память», а так же «коллективная память», «коллективный разум», «коллективное сознание». Это несколько расширяет представления  К. Г. Юнга, но не опровергает их.  Таким образом, смысловое значение термина « коллективное бессознательное» стало объединять в себе все стороны коллективной умственной деятельности Человека. «Опыт прошлых поколений, и опыт существующего в материальном мире человечества встретились». 

    Вернёмся к теме «очищение». Каким образом «коллективное бессознательное» влияет на этот процесс? Вспомните, как  Иисус Христос на сорок дней удалился в пустыню. Вспомните Моисея: «… Моисей ушёл в пустыню и стал усердно молится. Ночью ему в видении явился Бог…». Вспомните «пустынное жительство» Сергея Радонежского.  Все эти примеры отшельничества и кратковременного ухода из общества, дают возможность предположить, что мысли соплеменников названых героев были не всегда благостны. Невидимый «мусор» человеческих страстей, желаний, мыслей, в виде тончайших, объективных мыслеформ , не давал возможности ни первому, ни второму, ни третьему, освятится  лучом Божественной Благодати, что заставляло их искать уединения и само изолироваться.   Освободившись от груза «коллективного бессознательного» у нас появляются шансы прикоснуться к беспредельным сакральным тайнам, вершиной которых является «Снисхождение Святого Духа» или «Просветление».

   Резюмирую всё вышеизложенное по этой теме, можно сказать, что искомый результат, который в оккультизме называют «очищение», с большой степенью вероятности можно приравнять  к процессу «катарсиса», описанный отцами  психоанализа. В последующем мы ещё вернёмся к конкретным методикам, а пока  найдите себе красивую тетрадь  и начинайте подробно отмечать всё то, что видите во сне.  Сновидения это, кроме всего прочего, ещё и   естественный механизм очищения вашего бессознательного от «скверны» прошедшего дня.