О чём звенит хрусталь

Татьяна Никитина 7
Хорошо помню свою первую поездку на стеклозавод «Неман» в посёлке Берёзовка под Лидой. Нас, школьников, провели по основным цехам, и мы впервые, не веря своим глазам, увидели, как из светящейся расплавленной капли старый рабочий в закопчённой робе выдувает тонкий, словно мыльный пузырь, сосуд. И дрожит, плывёт по зыбкой поверхности еще не раздутый огненный комочек.

Забавное, завораживающее действие. Запомнился и устало-отрешённый вид выдувальщика, пышущий от печи жар, мрачно-серые краски цеха.

Спустя 25 лет я уже как журналист побывала в том же цеху. Он стал другим после реконструкции, появились серебристо-серые краски, хотя по-прежнему жаром пышет и от больших ванных печей, и от горшковых, и от маленьких печурок – «кукушек». И парит надо всем сладковатый, ладанный запах горячего стекла.

Необычная профессия стеклодувов словно нарочно предусмотрела театральность – возможность наблюдения со стороны. Как на сцене, расположились на деревянных подмостках вокруг овальной печи мужчины и женщины в ярких комбинезонах, преимущественно молодые, сосредоточенные, с длинными металлическими трубками, прижатыми к губам, – ну словно трубадуры! Понимаю, как нелегко им сохранять эту сосредоточенность на глазах у очередных экскурсантов. Но, может, наоборот, присутствие публики придаёт уверенности, добавляет веса, престижности необычному ремеслу?

Больше двадцати человек одновременно работают на подмостках, сразу несколько бригад. В Берёзовке каждый второй житель – работник завода.

- Самые популярные профессии – выдувальщик и шлифовщик, - поясняет мне главный инженер Бронислав Рунец, - хотя стрелка интереса к ним периодически колеблется. То все в шлифовщики просились, теперь – в выдувальщики. Очень разные, между прочим, профессии. Шлифовщик не сможет работать выдувальщиком. И наоборот.


***


История берёзовского стекла уходит корнями в ХIХ век и тесно связана с именем одного из первых владельцев завода Юлиуса Столле, чеха по происхождению. Как тут не вспомнить богемский хрусталь и вообще широкую распространённость в Чехии стеклодувного промысла? Пожалуй, именно оттуда просочились в белорусский посёлок какие-то секреты стекольного ремесла. Хотя работали в былые времена на берёзовском заводе в качестве консультантов еще бельгийцы, поляки и немцы.

С первых лет своего существования хрустальная фабрика «Неман» (это первое её название) выпускала не только посуду, аптекарские склянки, банки для варенья, но и затейливые чернильные приборы, дверные ручки, изысканные вещицы из цветного стекла. В двадцатые годы ХХ столетия около половины своих изделий она экспортировала в Англию, США, Канаду, Австрию, Французскую Африку. Треть всей продукции тогда составлял хрусталь.

Знаете, чем отличается хрусталь от обычного стекла? Содержанием свинца в стеклянной массе (в берёзовском хрустале его 24 процента) и более высокой степенью очистки песка. Стекло-то из песка получают. Свинец делает стекло более прочным, позволяя вырезать на нём всевозможные узоры. Благодаря свинцу появляется у хрусталя и удивительная способность звенеть. От количества свинца зависят характер и продолжительность хрустального звона.

Художественные изделия из стекла и хрусталя можно сделать только вручную. Даже самое примитивное приспособление, облегчающее труд стеклодува, - резиновая груша, нагнетающая воздух в длинную трубку, на конце которой висит, покачиваясь и медленно раздуваясь, большая стеклянная капля, - не годится! Только собственным дыханием, осторожным, вовремя прерываемым, человек в состоянии выдуть что-то красивое, неординарное.

Начиная с советских времён завод поставляет свои изделия в Данию, Финляндию, США, Англию, Италию, Германию, Грецию, Голландию, Бельгию, Францию, в Саудовскую Аравию и на Кипр. В отличие от наших пределов и Франции, где благоговейно относятся к хрусталю, в остальных странах предпочитают бесцветное стекло: вазы строгих геометрических форм, подсвечники, кувшины и кувшинчики для напитков и соусов, изящные фужеры на высокой тонкой ножке.

Дважды в год завод вывозит свои образцы на международную выставку во Франкфурт-на-Майне. Там есть возможность не только себя показать, но и посмотреть, над чем работают другие, куда дует ветер в стекольном художественном промысле, что нынче модно и котируется на Западе.

В заводском музее среди уникальных работ довоенной поры и современных я увидела  сервиз «Цветок» - дымчатое тонкостенное стекло, расписанное чёрной филигранью. Эту технологию назовут «неманской нитью». Её автор – самодеятельный художник и профессиональный выдувальщик А.Федорков. Работа удостоена Гран-При на Всемирной выставке в Яблонце (Чехословакия) в 1973 году.

Представьте, тысячу изделий придумывают и обкатывают за год берёзовские стеклодувы. И каждая новая тысяча отличается от предыдущей - не кардинально, разумеется, но какими-то элементами обязательно: то ли новой отделкой, рисунком резьбы, более современной формой, какой-то симпатичной деталью.

***

Уровень белорусской школы художественного стекла демонстрировался на международных выставках в Москве и Варшаве, Брюсселе и Бомбее, удивляя и радуя самую взыскательную и самую разночинную публику. Экспонировались на них и  стеклянные скульптуры художницы, заслуженного деятеля искусств БССР Людмилы Мягковой.

После окончания Высшего художественного училища имени Мухиной ленинградка Людмила Мягкова приехала по распределению в маленький посёлок Берёзовка, на старейший в Белоруссии стекольный завод, да так здесь и осталась. Работала художником, создавая образцы посуды из хрусталя, простого и цветного стекла для массового производства, а параллельно занималась станково-прикладным искусством, отводя душу и давая волю своей фантазии в композициях всевозможных ваз, сосудов, объёмов, которые только в состоянии выдуть человек из расплавленного стекла. Со временем стала главным художником предприятия.

Сколько же нужно помучиться, попотеть и буквально попыхтеть, чтобы из бесформенного огненного комочка выдуть разноцветного стеклянного петушка или распустившуюся розу, или вычурный завиток для античной вазы. И всё это лишь элементы таких сложных и выразительные композиций Людмилы Мягковой, как «Птичий двор», «Золотой петушок», «Цветы на асфальте», «Летите, голуби». Ее лучшие произведения награждались медалями ВДНХ и Академии искусств СССР, их можно увидеть в Музее прикладного искусства в Москве, в Русском музее в Петербурге, в Национальном художественном музее Беларуси и, разумеется, в Гродненском историко-археологическом музее.

На персональной выставке художницы, приуроченной к её семидесятилетию, меня поразило, сколько же сделала она за долгую жизнь, а еще – насколько неисчерпаемым может быть одарённый человек. Судите сами. Наиболее любопытными и совершенными показались мне на выставке три композиции: «Антик», «Иней» и «Перезвон». Отличает их тонкость, прозрачность и, наверное, лаконичность. Как же я удивилась, узнав, что это свежие работы, сделанные автором накануне выставки!

… Спросите, о чём же звенит хрусталь? А вы поставьте на ладонь вазу, фужер или хрустальное блюдечко, троньте легонько карандашом, прислушайтесь и всмотритесь: это насквозь прозрачное, холодно поблёскивающее чудо сделано из обыкновенного песка, такими же, как вы, людьми, и секрет его передаётся из поколения в поколение уже не первую сотню лет.

-----------------
Вазы из серии «Антик». Фото коллеги М.Исаченко.