Как победить страсть к осуждению?

Сергий Пономарь
(Материал является творческой проработкой православных источников)

      Евангельская заповедь «Не судите, да не судимы будете»(Мф.7:1) является для нас уникальной. Преподобный Иоанн Лествичник в ответ  на обращение людей мирских с вопросом, как им спастись среди суеты этого мира, отвечал: не осуждайте ближнего. И Сам Господь обещает это, - «не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»(Лк.6:37), и этим открывается самый короткий и простой путь ко спасению, но оказывается для нас таким трудным, потому что мы живем в мире, где осуждать другого считается не только нормой, но и порой добродетелью.

      Так вот, принеся на Суд Божий победу лишь над одной страстью осуждения, можно получить прощение Господа и спасение своей души. Дело в том, что добродетели не существуют отдельно друг от друга. Это часть единой реальности –  святости, как и все пороки – часть единой реальности греха. Поэтому если кто впускает в сердце один порок и не борется с ним, то этот порок привносит в его сердце еще семь других злейших пороков(Мф.13:45). Так же и с добродетелью неосуждения, – если мы ее одну стяжаем, то незаметно в наше сердце придут и другие добродетели, как звенья одной цепи, потому что  добродетель неосуждения сокрушает гордыню в нашем сердце. А гордыня – это источник всех пороков и страстей.
        Добродетель неосуждения тесно переплетается с навыком и, самое главное, умением прощать, а об этом - в статье "Как на самом деле нужно прощать" http://proza.ru/2023/12/18/1852.
          
                Поучения: «КАК БОРОТЬСЯ СО СТРАСТЬЮ ОСУЖДЕНИЯ?"

      1.) Нужно в себе увидеть эту страсть и перестать себя оправдывать.
      Несмотря на прямое указание Господа: «не осуждать», – человек, видя другого явно согрешающего, легко поддается лукавому сценарию беса, подсовывающему ему в руки «кнут» осуждения с мысленным призывом: «Ударь его! Ты же – прав!», при этом он может выдумать человеку тысячу оправданий, почему он не должен исполнить заповедь Божию, но этот путь противления Богу ведет в ад. Мы совершенно забываем, что «кнут» этот – не для наших рук, а для наших спин! И никто не давал нам право брать его в свои руки, и мы будем биты им сами на Суде над нами.
      Господь дал нам способность видеть грехи, чтобы мы использовали ее по отношению к себе, себя судить. А способность оправдания дана нам для применения к другим людям, чтобы проявлять к ним жалость и любовь. Но дьявол всё извратил. Как других судить, –  мы  обвинители, а как себя – адвокаты. А должно быть – наоборот!

      2.) Увидел согрешающего, –  пожалей его.
      «Прежде, чем кого-то осудить, надень его обувь, пройди его путь, споткнись о каждый камень, который лежал на его дороге, прочувствуй его боль, попробуй его слезы… И только после этого говори, как нужно жить!» Грехи другого человека врачуются прежде всего состраданием к нему.
      Игумен Никон(Воробьев) отмечал: «Сейчас время осуждения, неприязни, зависти… Жалейте друг друга, несмотря ни на кто он, что он. Я уже боюсь сказать «любите», – слишком высоко, – жалейте». Преподобный Силуан Афонский говорит: «Если ты увидишь, как человек согрешает и ты его не пожалеешь, то благодать Божия обязательно тебя оставит».

       3.) Увидел согрешающего – помолись за него: : «Господи, прости его,  вразуми, обрати его к покаянию и спаси». Это принесет во много раз больше пользы, чем слова обличения или осуждения.

       4.) Нельзя смешивать человека, – этот образ Божий, с грехом, который в нем.
       Преподобный Исаак Сирин: «Люби грешников, но ненавидь дела их, и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому тебе не впасть в искушение, в котором пребывают они. Ни на кого не гневайся и никого не ненавидь ни за веру, ни за дурные дела его…, молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу».
      Распятый Христос за всех людей молился: «Прости им Отче, ибо не ведают, что творят!» В большинстве своем люди не ведают, не осознают последствия своих поступков, слов и мыслей для своей вечной участи. Ведь правильно оценить наши действия можно только с точки зрения Божественных законов, с точки зрения Вечности…

      5.) Не судите никого, – на то бесы есть.
      Когда мы судим другого человека, мы не только себя ставим над ним, хотя ничем не лучше его, но и себя ставим вместо Бога, присваивая себе права Судьи. Сам Бог не судит человека до конца его жизни, почему же это должны делать мы? Кому мы уподобляемся, кто хотел стать вместо Бога и был низвергнут в бездну адову?
      Поэтому,  как  бревно больше сучка, так и грех осуждения, в глазах Божиих, больше, чем грех осуждаемый, о чем говорит Христос в Евангелии(Мф.7:3-5). Поэтому если приступает желание кого-либо осудить, подумайте, –  с кем вы становитесь сообщниками, – и не участвуйте в делах тьмы.


      6.) Помните: «Перед падением возносится сердце человека» – так сказано в Притчах Соломона (18:13).
      А когда человек осуждает другого, – он над ним превозносится, и сразу же подпадает под действие Слова Божия: «всякий возвышающий сам себя унижен будет» (Лк.14:11) Поэтому народная мудрость и предупреждает: «В чем кого осудишь, – в том грехе и сам пребудешь». К этому остается только добавить опыт жизни: либо в том же грехе пребудешь, либо – в еще худшем и низшем, который покажет всю твою духовную ничтожность, при этом осужденный тобою грех будет подобен  «сучку» по сравнению с «бревном» твоего греха.
      «Грех осуждения так противен Богу, что Он прогневляется, отвращается даже от угодников Своих, когда они позволят себе осуждение ближнего: Он отнимает у них благодать Свою», – отмечал Святитель Игнатий (Брянчанинов).

      7.) Имейте в виду: «Осуждающий другого – закрепляет за собой свои грехи», – на это обращал внимание еще преподобный Марк Подвижник.
      Избавиться от своих грехов можно только с помощью благодати Божией, а когда человек осуждает, он теряет эту благодать подобно тому, как проткнутое колесо теряет свое давление. И как автомобиль на спущенных колесах не может никуда уехать, так и христианин в духовной жизни – ничего не может толком преуспеть, постоянно исповедуя одни и те же грехи и всё так же в них пребывая из-за постоянных своих «проколов» – грехов осуждения. И нет ничего проще бесам лишить человека поддержки от Бога, как всего лишь подсунуть ему повод к осуждению, потому «что весь мир лежит во зле»(1 Послание Иоанна, 5:19).

      8.) Нужно категорически запретить себе рассказывать и слушать про чужие грехи.
      Осуждающий вредит троим: себе самому, слушающему его и тому, о ком говорит. Преподобный Амвросий Оптинский поучал: «Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих». Можно говорить, если это требуется, о греховных явлениях, страстях, делах, но никто нас не ставил судьями над такими же людьми, как и мы.
      Например, одно дело, когда мы говорим, что аборт – это детоубийство, страшный грех, в котором нужно каяться и его искоренять, а другое – когда мы свою знакомую осудили в этом грехе. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим.14:4).
      Святые отцы-подвижники имели мудрость судить всякое зло, при этом – не осудив никого. Мир не изменится в лучшую сторону, если мы будем порицать других, и сами мы от этого не получим никакой пользы, и другим ее не принесем, а только лишь навредим себе.

      9.) По поводу обличения: «Когда пожелаешь наставить кого на добро, то упокой его сперва телесно и почти его словом любви, ибо ничто не преклоняет так человека на стыд и не заставляет бросить свой порок и перемениться к лучшему, как телесные блага и ублажения, какие он видит от тебя», – научает нас преподобный Исаак Сирин.

     10.) Не позволять себе даже мысленно осуждать другого человека.
      «Если в твой дом принесут грязь, не допытывайся, из какого она места, – выброси её сразу; если в твое сердце проникнут помыслы осуждения, не допытывайся, правы они или нет, – они только грязь». Поэтому «не спеши попрекать и учить других, – спеши избавиться от мыслей дурных», как сказал монах Симеон Афонский.
      «Изо всех сил старайся очищать себя от зла к людям. Ибо накапливая в себе зло к людям, – накапливаешь яд, который рано или поздно убьет в тебе человека», – наставлял Святитель Николай Сербский.
      Иоанн Кронштадский писал: «Всякий помысел вражды – от лукавого, напиши это в сердце своем и всячески держись любви».

      11.) «Кто строго расследует чужие грехи, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным», – об этом говорит святой Иоанн Златоуст.
      Об этом мы и сами просим в молитве «Отче наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим».
      И в Евангелии Христос предупреждает: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
      Святитель Геннадий Константинопольский поучал: «Кто каждый час готовится дать ответ о своих грехах, не скоро поднимет голову, чтобы рассматривать чужие ошибки».
      
      12.) Берите пример с пчелы, а не с мухи.
      Пчела перелетает все навозные кучи и садится только на цветы, а муха может не замечать множество цветов, усевшись лишь на маленькую кучку навоза. Также и смотря на человека, нужно стараться обращать внимание на его добродетели, а не замечать и обсуждать его грехи.

      13.) Молитва Иисусова, – есть сильнейшее духовное оружие против помыслов осуждения и действия страстей на душу человека: «Господи  Иисусе  Христе,  Сыне  Божий,  помилуй  мя,  грешнаго».
      Особая значимость этой молитвы в борьбе с помыслами и страстями засвидетельствована тысячелетним опытом Церкви.
      Кто хочет истинно научиться любить Господа и ближнего своего, не осуждая никого, тот обязательно должен упражняться в Иисусовой молитве.
      В последние скорбные времена, как отмечали многие подвижники, спасаться можно будет только Иисусовой молитвой, мы должны научиться дышать ею.
      «Как дышишь, не спрашивая, как это делается, так и молитву читай да читай — и получишь спасение», – наставлял старец схиархимандрит Виталий (Сидоренко).

      14.) Каждый день, если кого-то осудил, – клади три земных поклона с молитвой: «Господи, спаси и помилуй раба Твоего (имя человека, которого осудили) и молитв его ради святых, – помилуй и спаси меня грешнаго». Если за день был осужден не один человек, а несколько, то за каждого нужно сделать три поклона с молитвой.
      Это правило имеет глубочайший духовный смысл, и рекомендуя его, священноисповедник Сергий Правдолюбов говорил, что через это Господь совершенно надежно исцеляет человека от страсти осуждения и дает такое примирение и покой в душе, которого до этого никогда не было.

     15.) «Стяжи Дух мирный, и вокруг тебя спасутся тысячи», – завещал преподобный Серафим Саровский.
      Поэтому, мы можем начать менять этот мир, начиная прежде всего с самих себя, а не с других, со своего покаяния и изменения, – в чем да поможет нам всем Господь Иисус Христос молитвами Своей Божией Матери и всех святых.  Аминь.

     Из писем игумена Никона (Воробьёва):
     "Очень прошу вас: не осуждайте никого, это самый легкий способ не быть осужденным в будущем веке".

     Один из авторитетнейших старцев Святой Горы Ефрем Катунакский нередко вспоминал виденный им эпизод из своей жизни. Какой-то монах подымался по тропинке между келий. Недалеко от него другой монах стал стучать вместо била (деревянные брусья, которые используют на Афоне в качестве колокольного звона) в консервные банки. Проходивший мимо него монах, как бы невзначай про себя сказал: «Ну что он делает? Совсем с ума выжил, что ли». И вдруг старец Ефрем увидел, как душа осудившего монаха упала и покатилась в глубокую пропасть. «Я был потрясен разрушительной силой греха осуждения», – вспоминал старец. С тех пор отец Ефрем был очень внимателен не только к словам, но и даже к своим мыслям, не допуская ни малейшего осуждения.