Если не я, то кто же

Роман М Трахтенберг
               

     Прошу прощения, что начинаю статью с фразы, которую придумал не я. Но, во-первых, так почему-то принято, а во-вторых, я собираюсь применить этот девиз  в точном соответствии с "Я" ...
     Всю долгую уже жизнь я стараюсь что-то делать. Скажете – для себя. Но известно, что с собой много не унесешь, и потребляешь самую малость. Выходит – стараюсь для  других. Если короче и скромнее – для человечества. Обычно такое отзывчивое оно в данном случае проявляет странную сдержанность. Не зовут в президиумы, не номинируют на Оскары, даже элементарно никто не похвалит.
     Вот и вспоминается правило "если не я, то кто же!" Правда, говорят – себя хвалить неудобно.
     Зайду немного сбоку. От других людей меня отличает фамилия.
     В той советской жизни моя длинная и странно звучащая фамилия приносила одни неудобства. При обращении в любое учреждение из окошка звучал вопрос: "Ваша фамилия?" Мне всегда жаль было огорчать, возможно, и хорошего человека. Вместо  всем понятного и вне подозрений ответа "Зайцев" или "Петухов" я, запинаясь, выговаривал "Трахтенберг". Это сразу вызывало уплотнение взгляда, и ожидания разъяснений. А что, собственно, мог я сказать… кроме паузы. Хорошо, если спрашивающий был чем-нибудь загружен.

     Однажды "на картошке" я отправился в соседнюю деревню "выписать питание" для моих студентов. Прошагав несколько километров без уверенности в правильности направления, пробравшись по колеям непролазной грязи приблизительной дороги, против несогласного с путником морозного ветра, я, наконец, поднялся на крепкое крыльцо правления колхоза.
     В приятном тепле  конторы за столами сидели несколько миловидных женщин. Они на секунду подняли взгляды от своих бумаг на вошедшего, который был как все в ватнике, резиновых сапогах, в шапке на рыбьем меху, из которой плохо смотрелась  красная ободранная физиономия весьма странная для кандидата наук, но, безусловно, естественная в этой географии.
     Проставляя в бумаге литры молока и кг картошки, меня буднично спросили: "фамилия?" Я тоскливо понимал всю неуместность того, что мне предстояло произнести. Но куда было деваться. Услышав ответ, вопрошавшая женщина на секунды потеряла дар речи. Все бухгалтерши мгновенно, расширив очи, воззрились на явление чуда. Дружная работа коллектива нарушилась. Удивление и растерянность постепенно сменялись любопытством и подозрением. Некоторые попыталась повторить это странно-иностранное слово. Мне пришлось произносить его снова, и ещё раз. Вскоре общество овладело собой, оживилось, зазвучали предположения о происхождении этого субъекта. По-моему, они впервые увидели еврея в человечьем, хотя и сильно смущенном облике.
     Справку выдали, и я поспешил на воздух.

     Вообще мне казалось, что фамилия моя настолько редкая, что вероятность встречи с однофамильцем подобна проблеме с инопланетянами. Меня поразил случай на киевском почтамте. Приблизилась моя очередь к оконцу выдачи корреспонденции на букву "Т". Внезапно я увидел, что конверт с фамилией "Трахтенберг" протягивают господину, стоявшему впереди. Я стал восклицать и протягивать руки, отталкивая мешавшего клиента. Он удивленно оглянулся на странного скандалиста и сказал: "Это письмо мне". Да, оказалось, что передо мной стоит тоже Трахтенберг, причем весьма солидный и респектабельный.

     Приехав в Израиль я полагал, что уж здесь в стране евреев мне не следует напрягаться выговаривая свою фамилию. Действительно, иногда её понимали слёта. Но было немало случаев, когда приходилось повторять её снова и снова, и без заметного успеха. Постепенно понял, что евреи съехались сюда не только из восточной Европы, но и Африки, Азии, обеих Америк и т.д. Многие израильтяне имеют совсем короткие однослоговые фамилии, им странно существование таких длинных, и непонятно для чего их носят.

     Обращая внимание на сей момент, я ухватил и даже заочно познакомился со своим полным тезкой знаменитым писателем и шоуменом из Питера-Москвы Романом Трахтенбергом. Я послал ему свою исповедь "Прозрение". А он в ответ свои самобытно-дерзкие книги, которые будят тоску упущений далекой молодости.
     Мне даже иногда приходят на Интернет приглашения из разных городов возглавить вечеринку избранных российских бизнесменов. На что я соглашаюсь, обещая просветить публику относительно последних достижений в увеличении стрелы вылета монтажного крана и нового метода ускорения движения рабочих органов. Такой мой ответ воспринимают с большим энтузиазмом и предлагают сразу удвоить гонорар.
     Иногда меня просят продемонстрировать быстрый счёт по Трахтенбергу который избавляет учеников от необходимости зубрить таблицу умножения и при этом научить быстро считать даже детей с ослабленным интересам к подобным проблемам.
      А вообще то однажды в Ленинке я заглянул в именной каталог и обнаружил толстенную пачку карточек.
     Пока не  ограничили доступ в Интернет я обратился с этим словом к неутомимому Гуглу. Он немедленно выдал мне более 2000000 информаций.
     Оказалось, что эту славную фамилию носит молодая симпатичная американская киноактриса Мишель Трахтенберг. Её родители из России, и дочь владеет русским языком.
     В Принстонском университете исследует конструкцию устройства мира политолог Марк Трахтенберг.
      Старший Менеджер Евангелизма Адам Трахтенберг живет в благословенном Сан-Франциско и имеет B.A. и M.B.A. от колумбийского Университета.  И т.д.
     Так что моя мелкая статейка мало что добавит к мировому буму вокруг этой фамилии.
     Пусть же продолжается плодотворный труд племени Трахтенбергов  во всех направлениях, интересующих человечество. Пускай продолжается, даже, если без специальных исследований, пока невозможно подтвердить родственность его кочевников.
                2008