Состояния человеческих душ. Христианский взгляд

Александр Ассельборн
Недавно наступила весна. Я наблюдал за разными состояниями погоды, анализировал различные времена суток и пришел к интересным выводам. Я думаю, что всем христиански-теологочески образованным людям знакома идея о том, что рай и ад – это не определенные пространственные локализации, а состояния человеческих душ. Но для ограниченного человеческого разума, думаю, не совсем понятно, что это есть такое по своей сути. Так вот, дабы облегчить понимание, думаю, уместно привести следующую аналогию. С моей точки зрения, состояние человеческой души можно сравнить с погодой или временем суток. Ночь и темнота суть состояния лютых грешников: нет света, ничего не видно, идешь, спотыкаешься, в общем – полный духовный мрак. Когда наступает переходный момент между ночью и утром (рассвет), становится чуть светлее, зрение человека обретает лучшую видимость, но это все же не день и даже не утро. Все это характерно для грешников, которые по своему нравственному состоянию чуть лучше предыдущей группы лиц, однако их грехи (пусть даже чуть меньшие, но все же) все равно мешают им идти. Далее хочется сказать о дне, но пасмурном и, возможно, дождливом.  Не думаю, что кому-то из вас, мои дорогие читатели, нравится такая погода. Вспомните, какое у вас плохое настроение в такие дни. Погода подобного рода навивает грусть, тоску, уныние. Это тоже следствие совершения определенных видов греха, которые по своей сущности не являются столь серьезными. Итак, еще меньшие грешники тоже не чувствуют божественной благодати, хотя в духовном плане им относительно светло. Ну и самые прекрасные ощущения наступают у человека, когда светит солнышко, поют птички, когда на улице тепло и от легкого дуновения ветерка организму становится еще приятнее. Настроение замечательное, хочет петь и радоваться жизни. Это состояние рая.

Также важно сказать, что в отношении этого вопроса я склонен к идее о том, что нет резкого перехода между адским и райским состояниями. По моему убеждению, каждая человеческая душа имеет свой собственный, индивидуальный набор страстей и добродетелей, которые известны одному лишь Богу, поэтому мы не можем с определенной точностью сказать, каковы ощущения того или иного человека после его смерти. Более того, по теологическим представлениям, самые разные праведники в раю (от Девы Марии до благоразумного разбойника) будут ощущать счастье, несмотря на разные образы их земной жизни.

Для пояснения приведу следующий пример. Предположим, у нас есть большая куча камней. Начнем убирать по одному камешку. Может ли кто-либо из вас сказать, в какой именно момент куча потеряет одну из своих онтологических характеристик («кучесть»), а станет лишь небольшим количеством камешков, которые просто лежат на земле? Подобным образом дело обстоит и с человеком. Пусть количество камней - это характеристика блаженного состояния. Много камней – степень блаженства очень велика, чуть меньше – блаженство тоже есть, но оно является чуть меньшим по своей интенсивности, отсутствие камней – блаженства нет (адское состояние души).

Возможно, мои рассуждения напомнили вам великолепное произведение Данте Алигьери «Божественная комедия», в котором рассказывается о кругах ада, чистилища, небесах рая. Замечу, что, несмотря на то, что идея чистилища мне очень близка и логически понятна, я под влиянием ортодоксальной догматики все же не могу ее принять, хотя склонен думать, что душа человека после его смерти под влиянием новых фактов будет претерпевать некоторые положительные изменения. Не спорю, что, возможно, мой взгляд на затронутую проблему не совсем ортодоксальный, но я как свободно мыслящий человек, как философ, религиовед и теолог, так вижу мир, так его понимаю и не стесняюсь этого, не убегаю от таких своих представлений, не стараюсь заглушить их обскурантным догматизмом и радикальным фундаментализмом, которые следуют лишь букве Писания и не приемлют никаких иных точек зрения. И вообще, если размыслить более глубоко, что здесь может быть неправославного?..

20.04.2016