Выбор религии

Александр Ассельборн
«Какая религия истинная?»; «Какая религия лучшая?»; «Какая религия самая гуманная, толерантная, полезная?..» Много, очень много разных вопросов возникает у человека, который встает перед, пожалуй, наисложнейшей для по-настоящему мыслящего существа проблемой: какую религию выбрать? Проблема очень широкая, ее можно рассмотреть с разных позиций: исторической, теологической, философской, психологической, этнографической… Как затронутую тему буду рассматривать я? Кратко и максимально концентрированно.

Первое, о чем хочется сказать: с научной точки зрения, нет истинной религии. Наука и религия вещи вообще сложно совместимые. Если рассматривать религию со строго научных, скептических позиций, то можно сказать, что религия вообще не истинна, потому что эмпирически недоказуемы многие (если не все) религиозные положения (понятие «религиозное положение» взято здесь в максимально широком контексте).

Если мы будем пытаться произвести синтез науки и религии (кстати, верующие ученые существуют!), то много будет разных научных направлений: христианская наука, исламская наука, буддийская наука, иудейская наука..., потому что одно религиозное мировоззрение отличается от другого, хотя, конечно, в рамках авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), например, можно найти общие черты. Тогда может возникнуть «наука авраамических религий».

Каждая религия заявляет, что лишь она одна истинна, а все остальные учения ложны. Поэтому каждый человек сам выбирает, позиции какой религии ему более близки, комфортны, приятны… (Выбирает, конечно, не всегда, потому что так часто бывает, что человек воспитывается в рамках какой-либо религии с детства; позднее, в сознательном возрасте он не осуществляет соответствущей религиозной рефлексии и так и остается в рамках той же самой религии.)

Важно здесь чуть более подробно раскрыть уже слегка затронутый психологический аспект. Например, человек является мусульманином, но безумно любит пить белое вино. Тогда, чтобы не ущемлять свое желание, он может стать христианином (в христианстве употреблять алкоголь в разумных количествах позволяется). Однако возникает вопрос: будет ли этот человек хорошим христианином, будет ли он прилежно исполнять все христианские предписания и т. п. Это большая и важная проблема.

Также хочется написать про такое явление, как синкретизм, то есть смешение идей разных религий или конфессий в одно целое. Поясню это на своем примере. Я являюсь внеконфессиональным христианином, но мне безумно нравятся некоторые положения буддизма, иудаизма и ислама. Получается, что я синкретист. Но почему? Во-первых, давайте разберемся с христианством. Несколько лет назад я был православным, но потом, изучив немного историю христианства, я понял, что его конфессиональное деление на самом деле есть следствие определенных политических и догматических разногласий. Более того, я считаю, что если человек находится в рамках какой-то одной конфессии или религии, то его ум более скуден, чем ум синкретиста, потому что он двигается только в одном направлении, не рассматривая богатство других конфессий, религий или культур. Вот для того, чтобы быть более духовно богатым, я и привлекаю идеи других религий. Например, мне очень нравится буддийская идея страдания (кстати, здесь есть общее с христианством). А когда я узнал, что свинину нельзя есть ни иудею, ни мусульманину, я и сам стал относиться к ней с некоторым презрением, хотя она и разрешена в христианстве.

Итак, вратце обрисовав тему, хочу сказать, что для меня неважно, какую религию выберет человек. (Церковники «побьют» меня как христианина «камнями», но я скажу.) Если вам нравится христианство – отлично, привлекает ислам – неплохо, импонирует индуизм – что ж, это ваш выбор. С моей точки зрения, неважно, какого ты вероисповедания. Главное, чтобы тебе было комфортно, чтобы ты жил и радовался жизни, чтобы ты не сеял в обществе вражду и не взрывал автобусы.

15.02.2018