За три реки 3

Николай Валентинов
11.18 Усть-Илеша. На картах обозначение: "развалины" и "сараи". По берегу скелеты строений. В тридцатые и сороковые годы был большой был поселок. Работал тут и мой дед, Яков Васильевич. Великодворский лесопункт.  Заготовляли лес по берегам Илеши и притоков ее. Запань стояла. Долгое время использовались склады и нефтебаза – годовой завоз для поселка Красная. Но развалился могучий СССР. Запретили молевой сплав. Обанкротился Выйский леспромхоз. Ушел в прошлое весенний годовой завоз продуктов на баржах и топлива на танкерах. Поселок прекратил свое существования даже и как складской. Сейчас редко кто бывает. Даже в сенокос малолюдно. Иногда пройдут рыбаки или туристы. Да грузовик с полным приводом тяжело спустится к переправе, доставляя продукты на Выю или людей.
На устье простор, как на море. Пинега и Илеша по ширине не уступают друг другу и текут навстречу. Встретившись, поворачивают под прямым углом. Не сразу и сообразишь куда править, особенно если мотор мощный и не чувствует течения.

Весной 1935 года посетил поселок Усть-Илеша писатель Пришвин, во время своего путешествия в Чащу. Свои впечатления внес в дневник:
"…На дне сто перемен: то хлещет крупа, то солнце выглянет. Приехал в клоповник пекаря на высоте против слияния Пинеги с Илешей. Снимали запонь: бревна все стояли как шерсть еще недавно, а теперь легли, потому что спала вода. Завед. запанью Васил. Андреев. Ягушкин был в бане (см. ниже характеристику Осипа: мужик дешевый: в случае хорошо сделает — награда дешевая, в случае сорвет — наказать не жалко). Фото запани: желтая река бревен на несколько километров. По бревнам бежит человек, пар валит: это Ягушкин из бани сокращает к нам путь по бревнам. Рассказ о медведе: что приходил и почему-то хотел тоже по бревнам перейти; еще рассказ о медведе, который напугал пекаря: оба к оленям подкрадывались, и медведь вмиг к пекарю... Рассказ этот вмиг облетел край, и все его повторяют… Везде тут характерны лиственницы, громадные деревья. Когда на лиственнице желтеет хвоя, на нее во множестве [слетаются] чухари. штук по 20 на дереве, как глупые, одного убьешь, упадет, все глядят на него вниз. Сейчас лиственница зеленеет, как и береза, бузина, смородина. Вода быстро спадает. Запань не спускается в ожидании пароходов: чтобы им можно было уйти. Запань 80 тыс. куб. м (Илеша, Кода, Ентала, Пурос). Холодный вечер, сверху ужасно смотреть, как босая женщина, стоя в воде, переезжает реку из бараков сюда за хлебом. Редкие всплески быстро бегущей воды: это просто снег сбегает водой, это весенняя вода. После эти реки узко живут…

Запань пробили на Илеше. Моль ушла. Теперь окатывают осохшие бревна и сделали маленькую новую запань. Работают женщины, дети, большая работа. Много снимал.
Встреча с Исаковым, зав. лесопунктом. Зазвал «отдохнуть» в контору, где битком сидят. Возвращение к пекарю: смена пекаря, новый пекарь. Работа Осипа над улучшением клоповника. Разговор со спецпереселенцами («убежать легко, недаром же казаки раньше назывались «воры», а жить трудно: гиблое место на севере»). «Восхитительный вид»: пустили всю собранную моль: «густо, как ледоход идет». Пережидаю суету в лодке на берегу: провожаю глазами плывущие бревна: какой дешевый труд!


Осматривали вечером бараки: 250 рабочих в двух домиках на 7x9 мет., тут же столовая и медпункт. Причина: Край не разрешает строить из леса, а из досок. Обувь 350 пар на 8000 людей.
Ужас тесноты: свалка: женщины и подростки, на нарах и под нарами. Духота. Возможно, что им и ничего, но что если кто-нибудь среди них, как я... (ужас!)…"
М.М.Пришвин  Дневники 1935 год.

Немногим раньше, в 1921-м году проплывал тут Илья Иванович Томский. Его описание отличается от пришвинского. Впрочем оно и понятно: у Томского другие интересы.
"… Следующий прогон до р. ИЛЕША.
Река Илеша – правый приток Пинеги, тянущийся на 150 в.. Река Илеша близко подходит к притоку С-Двины р. УФТЮГЕ и принимает в себя более 10 притоков: ЛАПОВО (слева) , КРВДА (справа), ПЫСАМА (слева, течёт из озера), ШОНОВА (слева), ПАЛОВА (слева), КРАСНАЯ (слева), ПУРАС (справа), ЛЯПЫШКА (справа), Пышага (справа), УХТЮГА (слева), ПЕЗИМА Мал. (слева), ПЕЗИМА Бол. (слева).
Р. Илеша образуется из слияния двух речек: ЕНТОЛЫ и МАЛОГО ИЛЕША.

Рассказывают, что по р. Илеша в 1 в. от её устья. на лугах крестьян д. Ручья и д. Изевера заметны межи бывших когда то на этом месте полей, на противоположном левом берегу р. Илеша сохранились фундаменты домов и церкви. Колокол из этой церкви, будто, висит на колокольне Малопинежской церкви.
Передают, что некоторые крестьяне из д. Вадюга некогда поселились у устья Илеша, но вследствии того, что не стал родиться хлеб, вынуждены были выехать обратно в волость. Пытавшихся поселиться на р. Илеша прозвали «еремцами» или «еремичами», какое прозвище сохранилось до сего времени за их потомками.
Против устья р. Илеша стоит казённый дом лесничества, но в нём никто не живёт, и избушка…"
И.И.Томский. МАЛАЯ ПИНЕЖКА И ВЫЯ. Топографо – исторический очерк  1922  г.

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/02/22/1883